+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Законодательный процесс в рф. Законодательный процесс в рф План по обществознанию законотворческий процесс в рф

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Законодательный процесс в рф. Законодательный процесс в рф План по обществознанию законотворческий процесс в рф

Система права — это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты.

Система права
Нормы права – это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально определённые правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношенийПравовой институт – это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определённый вид общественных отношенийОтрасль права – совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений

Начальным элементом системы права являются нормы права, все они могут быть разделены на определённые группы и виды.

Классификация норм права

Критерии классификацииГруппы и виды норм
по предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений)– конституционно-правовые; – гражданско-правовые; – уголовно-правовые;– административно-правовые и т.д.
по юридической силе– нормы законов; – нормы подзаконных актов
по характеру содержащихся в их тексте правил поведения– обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определённые положительные действия); – запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещённых действий);– управомочивающие нормы (предоставляют права на совершение определённых положительных действий)
по действию во времени– неопределённо длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени); – временные нормы (период их действия определён в нормативно-правовом акте);– чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций)
по кругу субъектов– общие (распространяют своё действие на всю группу субъектов права); – специальные (регулируют поведение конкретного, определённого круга субъектов права);– исключительные (распространяются на отдельных субъектов права)
по пределам действия норм в пространстве– общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму); – нормы местного действия (действуют в пределах территории, определённой самим нормативно-правовым актом)
по способу установления– императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов правоотношений); – диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей); – рекомендательные: устанавливают варианты желательного для государства поведения;– поощрительные – меры поощрения за одобряемое государством поведение субъектов
по функциональному назначению– материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников); – процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм)
по социальному назначению– учредительные (нормы — принципы) – регулятивные (нормы — правила поведения) – охранительные (нормы – стражи) – обеспечительные (нормы — гарантии) – декларативные (нормы — объявления) – дефинитивные (нормы — определения) – коллизионные (нормы — арбитры)– оперативные (нормы — инструменты)

Норма права имеет свою структуру, представляющую её внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой.

Структура нормы права
Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применениюДиспозиция — это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельствСанкция — это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы

Законотворческий процесс в РФ

Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.
Основные стадии законодательного процесса:
1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст.

104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ по вопросам их ведения;

2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях) – обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки;

3) принятие закона – В РФ законы принимаются Государственной думой большинством от общего числа её депутатов;
4) санкционирование и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием. Принятые парламентом законы направляются главе государства – Президенту РФ, который может наложить на них вето, отсрочив вступление закона в силу. В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном ании должен получить 2/3 депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Федеральные конституционные законы в Российской Федерации считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

Источник: https://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/sistema_prava

Законотворческий процесс в рф план егэ. Законодательный процесс в рф. Материальное и процессуальное право – Адвоката дом

Законодательный процесс в рф. Законодательный процесс в рф План по обществознанию законотворческий процесс в рф

Цель нашего сайта – помощь в подготовке к экзамену по обществознанию.

План развернутого ответа на тему “Законотворческий процесс в РФ”

1. Понятие законотворческого процесса.

2. Стадии законотворческого процесса:

а) создание законопроекта;

б) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе РФ;

в) рассмотрение законопроекта в Совете Федерации РФ;

г) подписание закона президентом РФ.

3. Кто обладает правом законотворческой инициативы:

в) Государственная Дума;

г) Совет Федерации;

д) Конституционный и Верховный суд.

4. Печать закона в Российской газете.

5. Вступление закона в силу.

6. Роль законотворческого процесса в демократическом государстве.

План урока по обществознанию Законотворческий процесс в РФ

Тема: Законотворческий процесс в РФ

Цели урока: 1 формировать представление учащихся о законотворческом процессе в РФ

2 закрепить навыки работы с нормативными текстами, развивать умение аргументировать свой выбор и позицию

3 формировать уважение к законодательству РФ

Тип урока: комбинированный

Какие виды права знаете? ( позитивное и естественное)

Чем отличаются позитивное и естественные права ?

Дайте определение понятию права человека

Какие естественные права человека знаете?

Основные этапы создания закона в РФ

-принятие закона в Государственной Думе

-принятие закона в Совете Федерации

– подписание и обнародование закона

– почему законодательный процесс строится поэтапно?

– каковы основные этапы создания закона?

5. домашнее задание. Прочитать стр 222-225. Документ стр 223

Совет Федерации (верхняя палата)

Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты ГД, Правительство РФ,

Законодательные органы РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд

Только в ГД вносятся законопроекты, там же происходит процесс принятия закона

Имеет право одобрить или отклонить закон

Второй этап: официальное обсуждение (согласно регламенту 3 раза или в трех чтениях)

Первое чтение: прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта (может быть отклонен или одобрен)

Второе чтение: постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся поправки (отклонен или одобрен)

Третье чтение: нельзя вносить поправки, только одобрить или отклонить

3 принятие закона в Государственной Думе

Если обычный ФЗ (федеральный закон) то требуется простое большинство ( 50% плюс 1 голос от общего числа -450 депутатов).

Федеральный конституционный закон будет принят при большинстве – не менее двух третей )

4 принятие закона в Совете Федерации

Принятый в ГД закон поступает в СФ, а там рассматривается в течении 14 дней, может быть принят или отклонен.

Обязательно рассматриваются только ФЗ (финансы, международные договора, вопрос о госгранице, война и мир)

Если обычный ФЗ то большинство , а если Федеральный конституционный закон – не менее четвертей от общего числа)

5 подписание и обнародование закона

Принятый парламентом закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать

(либо вернуть на повторное рассмотрение).Подписанный закон Президентом закон должен быть обнародован ( публикация в «Российской газете», « Собрании законодательства РФ». Только опубликованный закон вступает в действие)

Если закон на подписан Президентом

ФЗ возвращается на повторное рассмотрение палат. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством 2\3 членов СФ и ГД он подлежит подписанию и обнародованию ( ст 107)

Тема 17. Законотворческий процесс в РФ

1. Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

2. Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:

1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;

2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

3) принятие закона;

4) санкционирование, промульгация и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

2.1. Законодательная инициатива – это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.). Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании закона или его проект, но парламент не обязан принять соответствующий закон.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ требует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить:

а) пояснительную записку к законопроекту;

б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта;

в) финансово‑экономическое обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат);

г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета).

2.2. Обсуждение законопроекта

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента.

В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

2.3. Стадия принятия законопроекта путем ания депутатов парламента. Если парламент двух‑палатный, то для принятия закона требуется согла‑сие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством от общего числа ее депутатов.

2.4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одбренным Советом Федерации, если за него проало более половины от общего числа членов этой палаты.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проав за закон.

Правда, для этого требуется квалифицированное большинство — не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу.

Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу.

Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным анием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного ания в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство.

Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном ании должен получить 2 /3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Промульгация закона — опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу.

В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ.

Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Несколько отличается от обычной законодательной процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации.

Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

Источник: https://advokdom.ru/zakonotvorcheskij-process-v-rf-plan-egje-zakonodatelnyj-process-v-rf-materialnoe-i-processualnoe-pravo.html

Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и стадии

Законодательный процесс в рф. Законодательный процесс в рф План по обществознанию законотворческий процесс в рф

Определение 1

Законотворческий процесс является составной частью правотворческого процесса, его сердцевиной. Понятие характеризуется деятельностью по принятию законов.

Помимо законов продукция правотворчества включает подзаконные нормативные акты, правовой обычай, юридический прецедент и нормативные договоры.

Законотворчество в РФ – сложный, неоднородный процесс.

Стадии законотворчества

Рассмотрим законотворчество и его стадии:

  • Законодательная инициатива представляет собой право, которое закреплено в Конституции Российской Федерации. Оно касается определенных субъектов и предполагает внесение предложений о том, чтобы издать определенные законы (проекты законов) посредством законодательного органа. Право законодательной инициативы ведет к появлению у него обязанности рассматривать предложение и проект закона. При этом право принятия или отклонения принадлежит законодателю. Рассматриваемое право может принадлежать Президенту и Правительству, Совету Федерации и его членам, депутатам Госдумы, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации. Также им наделяется Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный Суд РФ в вопросах их ведения.
  • Обсуждение законопроекта, которое начинает госдума, выслушивая доклада представителя субъекта, который вносит проект закона. Этот этап нужен для устранения пробелов, противоречий и неточностей. Если проект закона имеет существенное значение, то его необходимо вынести на всенародное обсуждение.
  • Процесс принятия закона, который может быть достигнут путем ания (простое большинство и квалифицированное). Эта стадия — главная, она включает 3 подстадии:
    • Госдума принимает закон (федеральный закон может быть принят простым большинством из общего числа депутатов Госдумы, федеральный конституционный закон принимается в случае наличия от 2/3 из общего числа;
    • Совет Федерации одобряет закон (одобрение происходит в случае наличия более 50 % от общего количества членов или в случае, если в течение 2 недель его не рассмотрел Совет Федерации) Статья 108 Конституции РФ гласит, что федеральный конституционный закон можно считать принятым в случае одобрения большинством (от ¾ общего количества участников Совета Федерации);
    • Президент подписывает закон в течение 14 дней и происходит его обнародование;
  • Публикация закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы всегда подлежат официальной публикации, что происходит в течение 7 дней после момента подписания).

Действие нормативных актов

Нормативные акты могут включать временные, пространственные и субъектные пределы своего действия.

Функционирование их во времени характеризуется вступлением в силу, утратой силы.

Существует Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания», в соответствии с которым акты палат Федерального Собрания, федеральные конституционные законы, федеральные законы могут вступать в силу одновременно на всей территории страны по истечении десяти дней после момента их официальной публикации. Это предусмотрено для случаев, если сами законы (акты палат) не устанавливают иной порядок их вступления в силу.

Замечание 1

Здесь необходимо учитывать основной принцип, в соответствии с которым закон не обладает обратной силой. Это значит, что он не может быть распространен на отношения, имевшие место до того, как он вступил в юридическую силу.

Закону может быть придана обратная сила в случае:

  1. наличии такой информации в нем;
  2. смягчения или устранения ответственности.

Прекращение действия (утрата силы) для нормативных актов происходит в соответствии с:

  • завершением срока его действия;
  • выпуском нового акта, который призван заменить ранее действующий (то есть происходит косвенная отмена);
  • прямым указанием соответствующего органа, которое касается отмены акта (происходит прямая отмена).

В пространстве действие нормативного акта можно определить территорией. Именно на нее происходит распространение властных полномочий органа, который занимается издание соответствующих актов.

Замечание 2

Территория России включает пространство (сухопутное и водное) в рамках государственных границ, а также воздушное пространство и недра. В территорию также входят российские дипломатические представительства за границей, торговые и военные суда, находящиеся в открытом море, воздушные корабли, которые находятся вне пределов нашей страны.

Органами субъектов Федерации не отменяются и не приостанавливаются на своих территориях законы общих федеральных органов.

На территории нашей страны действие нормативных актов происходит по отношению ко всем гражданам, органам государства, общественным организациям, иностранцам, лицам без гражданства. Наряду с этим есть специальные нормативные акты, действие которых распространяется лишь на некоторые категории должностных лиц и граждан.

Важно обратить внимание на принцип гражданства. Он гласит, что граждане нашего государства, вне зависимости от места своего нахождения, должны соблюдать законы РФ.

Если они совершают преступное деяние в другой стране, то должны понести уголовную ответственность по российским законам.

Это предусмотрено даже тогда, когда подобное преступление не считается преступлением в государстве, где гражданин РФ находится.

Опиши задание Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/zakonotvorcheskij-protsess-v-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.