+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Воинский артикул петра 1 краткая характеристика. Приказная система управления

Содержание

Приказная система управления. Памятники древнерусского права. Воинский артикул Петра I (стр. 1 из 2)

Воинский артикул петра 1 краткая характеристика. Приказная система управления

Московский гуманитарно-экономический институт

Калужский филиал

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: История государства и права

Выполнила студентка 3 курса

Группы ЮЗВС 08

Юридического факультета

Степанова Е. С.

Руководитель-консультант Короткова О.А.

Калуга – 2008

План выполнения контрольной работы

Вопрос №1. Приказная система управления

Вопрос №2. “Русская правда” – памятник феодального права

Вопрос №3. Понятие и виды преступлений по Артикулу Воинскому 1715 г.

Список литературы

Вопрос №1. Приказная система управления

На XVII в. приходится расцвет приказной системы управления. Приказы – органы центрального государственного управления. Самую большую группу приказов образовывали приказы общегосударственного значения, подразделявшиеся, в свою очередь, на административные и судебно-полицейские, областные (территориальные), военные и финансовые.

Они находились в непосредственном ведении Боярской думы: многие ее члены возглавляли приказы, на ее заседаниях утверждались их решения. Другую группу приказов составляли дворцовые приказы, которые подчинялись царю и осуществляли управление принадлежавшими ему землями, крестьянами, дворцами, мастерскими и т.д.

К третьей группе относились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а также вершившие суд по преступлениям против веры.

Особое место в системе государственного управления принадлежало Приказу тайных дел, образованному в 1654 г. Фактически его возглавлял сам Алексей Михайлович. Приказ тайных дел являлся личной канцелярией царя, где разрешались важнейшие государственные вопросы в обход Боярской думы. Он контролировал деятельность других приказов. Приказ был упразднен в 1676 г. после смерти Алексея Михайловича.

За все время существования приказной системы так и не был подготовлен и издан акт, регламентировавший организацию и порядок деятельности приказов в общегосударственном масштабе.

Во главе приказа стоял начальник, именовавшийся, как правило, судьей. Иногда возглавлявшее приказ лицо носило специальное наименование казначей, печатник, дворецкий и т.д. Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков.

Развитие приказной системы породило обширное бумажное делопроизводство, что, в свою очередь, востребовало людей, обладающих опытом канцелярской работы. Поскольку судьи приказов такого опыта порой не имели, то в помощники им назначались дьяки. Число дьяков в приказах зависело от значения того или иного приказа.

Дьякам в приказах подчинялись канцелярские служители – подьячие. На 60-70-е гг. XVII в. приходится значительный рост числа приказных людей в центральных государственных учреждениях: если в 1664 г. в приказах насчитывалось 882 человека, в 1677 г. – 1601, то в 1698 г. – 2762 человека.

К этому времени небольшие приказы с одним – тремя подьячими поглощаются более крупными. Средним становится приказ со штатом 20-40 человек. Такие приказы, как Поместный, Большой казны, Большого дворца

В крупных приказах складывалась разветвленная внутренняя структура. Они подразделялись на столы, а столы – на повытья. В самом большом, Поместном приказе, было 9 столов и 40 повытий. Стол возглавлялся дьяком, повытье – старшим подьячим.

Некоторые приказы делились только на повытья. Повытья не являлись устойчивыми структурными подразделениями.

Чаще всего они образовывались по территориальному признаку, имели порядковый номер или носили наименование по имени возглавлявшего их подьячего.

Приказная система с ее централизацией и бюрократизмом, неупорядоченностью и бесконтрольностью порождало волокиту, злоупотребления и взяточничество. К концу XVII в. громоздкая и неповоротливая система приказов начала приходить в несоответствие с потребностями управления формировавшегося абсолютистского государства.[1]

Вопрос №2. “Русская правда” – памятник феодального права

В Древнерусском государстве сложилась форма раннефеодальной монархии, которая сохранилась потом и у ее преемников на протяжении нескольких веков.

Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов. С введением христианства на Руси стало складываться каноническое право, основанное в большой мере на византийском законодательстве.

Вся совокупность законов и правовых обычаев создала основу довольно развитой системы древнерусского права. Как всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. закон прямо предусматривал неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам.

Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытнообщинного строя и ставшие теперь обычным правом. Но уже с 10 века мы знаем и княжеское законодательство.

Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесшие важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в следующие периоды истории, и не только для русского права. История Русской Правды достаточно сложна.

Вопрос о времени происхождения ее древнейшей части в науке спорен. Некоторые авторы относят его даже к 7 в. Однако, большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем Ярослава Мудрого. Спорно и место издания этой части Русской Правды.

Летопись указывает на Новгород, но многие авторы допускают, что она была создана в центре земли Русской – Киеве.

Первоначальный текст Русской Правды до нас не дошел. Однако известно, что сыновья Ярослава во второй половине 11 в. существенно дополнили и изменили его, создав так называемую Правду Ярославичей.

Объединенные потом переписчиками, Правда Ярослава и Правда Ярославичей составили основу так называемой Краткой редакции Русской Правды. Владимир Мономах произвел еще более крупную переработку этого закона. В результате сложилась Пространная редакция.

В последующие века создавались новые редакции Русской Правды, в общей сложности до шести. Все редакции дошли до нас в составе летописей и различных юридических сборников, разумеется, рукописных. Таких списков Русской Правды в настоящее время найдено свыше ста.

Им обычно присваиваются названия, связанные с наименованием летописи, местом находки, лицом, нашедшим тот или иной список (Академический, Троицкий, Карамзинский и др.).[2]

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По тексту трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остальной массы населения.

Нашли место лишь два юридических критерия, особо выделяющие эти группы в составе общества – нормы о повышенной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости для представителя этого слоя.

Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. Свод содержит ряд статей об охране княжеской собственности, которая защищалась более ревностно.

Устанавливается штраф за убийство княжеского коня в три гривны, а за коня смерда – в две гривны.

На основе длительной традиции развивающегося права в условиях государства 9-10 веков, Правда закрепила сложившуюся систему классовых отношений и отношений собственности в государстве.

Великие киевские князья признавали Русскую землю своим благоприобретённым имением и считали вправе распоряжаться ею по своему произволу: завещать, дарить, бросать. А при отсутствии завещания власть переходила по наследству к детям умиравших князей.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми были посадские люди и смерды-общинники, (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, “низы” (ремесленники, рабочие), наряду со свободными были и зависимые (“крепое”) смерды.

Свободный смерд – общинник – обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям. Закон защищал личность и имущество смерда.

За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность.[3]

Неизбежные исторические процессы развития феодализма влекут за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, приводит, в конце концов, к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в 12 веке.

Вопрос №3. Понятие и виды преступлений по Артикулу Воинскому 1715 г

Воинский Артикул Петра I 1715 Г. – крупнейший правовой памятник России; представлял собой военно-уголовный кодекс без общей части.

В основном излагал воинские преступления: воинская измена (тайная переписка или переговоры с неприятелем), различного рода уклонения от воинской службы (дезертирство, членовредительство и др.

), преступления против подчиненности и воинской чести, против правил караульной службы, против воинского имущества, злоупотребления начальствующих лиц по службе и др. [4]

Артикулы включали следующие виды преступлений:

Против религии. В эту группу входили: чародейство, идолопоклонство, которые наказывались смертной казнью (сожжением) при условии, что будет доказано сношение обвиняемого с дьяволом. В противном случае назначалось тюремное заключение и телесное наказание.

Источник: https://mirznanii.com/a/31597/prikaznaya-sistema-upravleniya-pamyatniki-drevnerusskogo-prava-voinskiy-artikul-petra-i

Артикул Воинский и Краткое изображение процессов

Воинский артикул петра 1 краткая характеристика. Приказная система управления

Русское уголовное и процессуальное право получило оптимизацию и развитие за счёт появления таких документов, как:

  • «Воинский Артикул с кратким толкованием» (1714 г.),
  • «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» (1716 г.).

Замечание 1

Создание Артикула Воинского было связано с формированием в России полицейского государства и ужесточением правосудия. Первыми источниками Артикула Воинского стали существующие военно-уголовные законы – Уложение Б. П. Шереметева и Артикул Краткий А. Д. Меньшикова, законодательство Пруссии, Швеции, Голландии.

Особенности Артикула Воинского:

  • включение половых преступлений, ранее входивших в компетенцию церкви;
  • наличие преступлений против личности (законы о дуэлях, самоубийствах и др.);
  • увеличение воздействий смертной казни и новых способов наказаний (шпицрутены, аркебузирование, децимация);
  • наличие новых «толков» (всего 70) – разъяснений по сути статей.

Уголовный и военный кодекс имел 24 главы, в которых было 209 статей. Артикул Воинский поддерживал нормы материального права. Содержал порядок статей государственного, военного, административного, полицейского права и моральных характеристик.

В Артикуле определены понятие и критерии преступления, вины, отягчающие и смягчающие вину обстоятельства, необходимость обороны, цели и виды наказаний. Появилось понятие и термин – «преступление». Оно подразумевало действие или бездействие, наносящее вред государству.

Тяжесть преступления зависела от уровня ущерба, нанесенного личности или государству.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

В Артикуле Воинском все преступления были разделены по видам:

  • против церкви и православной веры (богохульство, чародейство, святотатство, идолопоклонство; наказания – смертная казнь, телесные, имущественные и позорящие наказания);
  • против государства (посягательство на жизнь и здоровье царя, мятеж, заговор; наказания – смертная казнь и конфискация имущества);
  • должностные проступки (расхищение казенного имущества, казнокрадство, взяточничество; наказание главным образом в виде смертной казни);
  • воинские преступления (измена и шпионаж, нарушение караульной службы и дисциплины, неподчинение, дезертирство, сдача крепости, перебежка к врагу, паникерство; наказание – смертная казнь, лишение чести и конфискация имущества);
  • против суда (лжеприсяга и лжесвидетельство, оскорбление судей, подделка печатей и фальшивомонетничество, препятствие суду, укрывательство; наказание – казнь, каторга и бесчестье, конфискация имущества);
  • против благочиния (непристойные песни и нецензурная брань, пьянство, укрывательство преступника, азартные игры; наказание – смертная казнь, телесные и позорящие наказания, штрафы).

Часть глав Артикула посвящены преступлениям против личности – неприкосновенности, здоровья, жизни и чести людей.

Наказания, предусмотренные «Артикулом Воинским»

Изоляция преступника, устрашение, возмещение ущерба, возмездие и пополнение казны — все это являлось целями наказания. Петр I определил использование преступников для труда в пользу государства. Артикул строг, в нем существенно присутствует принцип неотвратимости наказания.

Виды наказаний: личные и имущественные.

Смертная казнь, позорящие и телесные наказания относились к личным наказаниям. В Артикуле более чем в 100 случаях применялась смертная казнь. Для устрашения она сопровождалась пытками, конфискацией, лишением чести.

Артикул Воинский является значимым документом в становлении русского права. Он давал четкие понятия «преступление» и «преступник». Законом утверждал царскую власть, вводил санкции для целого ряда половых преступлений, преступлений против личности. Было уменьшено количество негуманных, жестоких наказаний. Артикул Воинский действовал в Российской империи до 1812 г.

«Краткое изображение процессов или судебных тяжеб»

Созданная система городских, военных и морских судов действовала наряду с общими судами. «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб», опубликованное в апреле 1715 г., сосредоточено на устройстве и структурировании военного суда. Краткое изображение процессов было представлено в 16 главах и 31 статье. В нем были зафиксированы основные принципы и процессы судоустройства.

Были закреплены две системы судов: гражданская, военная. Дела военнослужащих рассматривали военные суды, а гражданских — гражданские суды. Важным человеком в суде являлся аудитор. Он присутствовал для надзора за законностью и оказания юридической помощи судьям. Суд работал коллективно, с широкими полномочиями и основывался на равенстве сторон.

Появился законный термин – адвокат. Существовала возможность на отвод судей по дружбе, родству или вражде судьи с одной из сторон. Дела могли возбуждаться по частному иску или по инициативе государства.

Стадии судебного процесса:

  • возбуждение дела;
  • извещение ответчика о сути иска;
  • поступление доказательств ответчика;
  • рассмотрение дела судом;
  • вынесение приговора;
  • приведение в исполнение или отмена решения.

Основным доказательством являлось признание вины, но обязательно доказуемое. В роли свидетелей выступали добропорядочные женщины и мужчины. Отказаться от свидетельства не было возможным и являлось преступлением. Также, как и лжесвидетельство, это вело к наказанию. В свидетели не брали убийц, разбойников, родственников, клятвопреступников, не достигших 15 лет и др.

Существенное значение предавалось письменным свидетельствам: документам, письмам, распискам, завещаниям и т.д.

Устройство суда по Краткому изображению процессов являлось дорогим, большим и трудным. Не было состязательности сторон и явной разницы между уголовным и гражданским судом. Не существовало отделения суда от администрации.

Но Краткое изображение процессов было изложено понятным и доступным языком и стало базой для процессуальных традиций русского права. В нём осуществились новые институты процессуального права.

Была попытка классифицировать и систематизировать большое количество юридических понятий и сфер деятельности.

Были улучшены возможности коллегиальности в судебных заседаниях. Осуществлена попытка разделить уголовный и гражданский процессы. До 1 января 1838 года Краткое изображение процессов с небольшими дополнениями осуществлялось в Российской империи.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/artikul_voinskiy_i_kratkoe_izobrazhenie_processov/

Приказная система

Воинский артикул петра 1 краткая характеристика. Приказная система управления

Приказы – центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.

Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи – дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.

Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:

  1. Общегосударственные Приказы – общая система управления государством.
  2. Территориальные Приказы – система управления на отдельных территориях страны.
  3. Дворцовые Приказы – управление царским двором.

Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.

Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй за функционирование церковной системы и учреждений.

Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.

Общегосударственные Приказы

Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:

  • Посольский (1549 – 1720) – внешняя политика и откуп военнопленных.
  • Разрядный (1535 – 1711) – распределение людей на государственную службу. Должность могли получить только бояре и дворяне. Этот Приказ был едва ли не ключевым для знати, поскольку именно определял куда попадет человек в гражданской и военной службе.
  • Большая казна – получение доходов от отраслей (городов), подчиненных другим Приказам.
  • Оружейная палата – заведовал оружием.
  • Пушкарский (1577 – 1700) – наем людей на военную службу, назначение окладов и так далее.
  • Стрелецкий (1555 – 1701) – управление наземными подразделениями (основа – стрельцы) в армии, в том числе казаками.
  • Рейтарский (1649 – 1700) – управление конными войсками. Основная единица армии – рейтарские войска.
  • Иноземный (1623 – 1701) – общее управление русскими войсками и иностранными войсками, находящимися на службе русского царя.
  • Поместный – распределение поместий в стране и сбор налогов с поместий.
  • Ямской – почтовая связь и сообщения между городами.
  • Каменных дел – ведал каменным строительством в крупных городах.

Областные Приказы

Если общегосударственные Приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны. Всего за период российского царства было создано 4 областных Приказа: Малороссийский, Сибирский, Казанский и Смоленский. Каждый из них обладал влиянием в определенном регионе и занимался укреплением там царской власти.

Дворцовые Приказы

Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:

  • Казенный – сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
  • Большого дворца – все аспекты ведения хозяйства во дворце.
  • Сокольничий – разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
  • Конюшенный – содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
  • Царская и Царицына мастерская палата – пошив одежды, драгоценностей и прочего.

Говоря о системе приказов в России и системе ее функционирования важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.

Система приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства.

Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления.

Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода.

Именно в этом кроется причина того, что Петр 1 одновременно избавлял страну и от системы Приказов и от боярства, заменяя его дворянством.

Источник: https://istoriarusi.ru/car/sistema-pricazov-upravlenie-stranoy.html

Воинский устав Петра I: все об армии и уголовном праве

Воинский артикул петра 1 краткая характеристика. Приказная система управления

10 апреля 1716 года русский царь утвердил документ, определивший военное дело и уголовное делопроизводство в России

Роль Петра Первого как крупнейшего реформатора России давным-давно очевидна. И столь же очевидны его заслуги в создании новой русской армии, быстро ставшей одной из самых грозных военных сил в Европе XVIII века. В том, что царю-реформатору удалось так быстро добиться перестройки отечественной военной сферы, существенную роль сыграл разработанный им новый воинский устав.

Он закрепил и оформил те изменения, которые претерпела русская армия к тому времени, и в значительной степени определил ее будущее на следующие полвека. А подписан этот документ Петром I был 10 апреля (30 марта по ст. ст.) 1716 года в Данциге, куда он в начале года отправился, чтобы присутствовать на свадьбе своей племянницы Екатерины Ивановны с герцогом Мекленбургским.

Шмуцтитул издания «Устава Воинского» 1737 года, вышедшего, как и первое издание,
на двух языках — русском и немецком. Источник: http://www.litfund.ru

«Дабы всякой чин знал свою должность»

С 1716 года «Устав воинский» Петра Первого неоднократно переиздавался, но всякий раз он сохранял вступительную часть, которая очень многое определяет в истории этого документа. В «Полном собрании законов Российской империи» этот документ тоже присутствует и начинается он следующими словами:

«Божией милостью мы, Петр Первый, царь и самодержец всероссийский, и проч., и проч., и проч. Понеже всем известно, коим образом отец наш, блаженный и вечнодостойный памяти, в 1647 году начал регулярное войско употреблять, и устав воинский издан был.

И тако войско в таком добром порядке учреждено было, что славныя дела в Польше показаны, и едва не все Польское королевство завоевано было. Также купно и с шведами война ведена была.

Но потом оное не токмо умножено при растущем в науках свете, но и едва не весьма оставлено; и тако что последовало потом? не токмо с регулярными народами, но и с варварами, что ни против кого стоять не могли И тако всяк может разсудить, что ни от чего инаго то последовало, токмо от доброго порядку: ибо всебезпорядочный варварской обычай смеху есть достойный, и никакого добра из онаго ожидать возможно. Того ради, будучи при сем деле самовидцы обоим, за благо изобрели сию книгу Воинский Устав учинить, дабы всякой чин знал свою должность, и обязан был своим званием, и неведением не отговаривался; еже чрез собственный наш труд собрано и умножено. Совершено же в Данциге 1716 году, марта в 30 день».

Портрет Петра I кисти Поля Делароша, 1838 г.
Источник: https://upload.wikimedia.org

Петровское предисловие откровенно и точно определяет многие беды, с которым столкнулась русская армия на рубеже XVII-XVIII веков, в том числе и в начале его собственного правления.

Собранная из полков «старого» и «нового» строя, которые плохо взаимодействовали между собой, она оказалась малоэффективной и неустойчивой в бою в значительной степени из-за отсутствия внутреннего стержня, которым для любых вооруженных сил является устав.

И когда у Петра I выдалась такая возможность, он собственноручно взялся за создание такого стержня русской армии.

«Свод из лучших законов»

Одним из самых внимательных исследователей петровских военных реформ был знаменитый русский военный юрист и историк, генерал от инфантерии Павел Бобровский.

В своей монографии «Петр Великий как военный законодатель» исследователь отмечает, что «многие думали, что военные законы Петра, на которых воспитывалась долгое время образованная им регулярная армия, трудами которой создано политическое могущество и положение России в ряду великих держав, есть простое заимствование немецких законов и что за оригинал «Устава Воинского» следует принимать тот немецкий текст, который напечатан в «Полном собрании законов Российской империи». Между тем… «Устав Воинский» в своих составных частях не составляет простого перевода какого-нибудь иностранного кодекса, а есть глубоко и зрело обдуманный свод из лучших законов конца XVII и начала XVIII столетия, соображенный с условиями быта регулярной армии и с особенностями характера русского народа в данную эпоху». Кстати, это существенно отличает его от упоминающегося в предисловии устава царя Алексея Михайловича 1647 года, известного под названием «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей Московского государства». Этот устав представлял собой фактически дословный перевод с немецкого и годился в основном для полков «нового строя», тогда как остальная часть русской армии того времени не могла действовать по его нормам.

Неудачные Азовские походы Петра стали одной из причин создания им нового устава для новой русской армии. Репродукция картины «Сражение под Азовом 21 мая 1696 года», находившейся в музее Морского корпуса.

Источник: https://upload.wikimedia.org

Как отмечает Павел Бобровский, работу над «Уставом Воинским», который позднее получил полное наименование «Книга Устав воинский о должности генералов, фельтмаршалов, и всего генералитета, и прочих чинов, которые при войске надлежит быть, и о иных воинских делах, и поведениях, что каждому чинить должно», царь Петр Алексеевич начал в апреле 1712 года.

В основу книги легли материалы, собранные и большей частью обработанные самим Петром Первым: это очень ясно свидетельствует о том, какое колоссальное значение царь придавал новому воинскому уставу. Петр каждый день посвящал по несколько часов приведению в единую систему собранных и аккумулированных в его рабочем кабинете материалов.

Но очень скоро эта работа была прервана начавшейся Русско-турецкой войной, и к новому уставу царь вернулся только осенью 1715 года.

«Зимою рукопись рассмотрена в Сенате и переписана набело, — пишет Бобровский, — в марте 1716 года отослана из Петербурга в Данциг Здесь рукопись была закончена одной главою (68-ю), подписана Петром 30-го марта… и отослана в Петербург, при указе Сенату 10 апреля, для напечатания».

Кто трудился над «Уставом Воинским»?

Конечно, на взгляд современников, привыкших к лаконичности и точности военных уставов, петровский «Устав Воинский» грешит многословием и запутанными формулировками. Но нужно понимать, что для своего времени это был передовой устав, вобравший в себя лучшие положения из европейских уставов.

Среди источников, на которые опирался Петр, называют и воинские уставы Священной Римской империи, шведские военно-уголовные законы, голландские и бранденбургские артикулы.

Роды и виды наказаний, которые тоже описаны в петровском воинском уставе, по мнению Павла Бобровского, во многом опираются на датские военные инструкции судам Христиана V, но при этом носят явные следы того, что над ними Петр I работал лично.

Фельдмаршал граф Борис Шереметев во время осады Риги, 1710 год.
Портрет кисти художника Карла Шурманна. Источник: https://upload.wikimedia.org

Впрочем, осилить весь объем работы по подготовке нового русского воинского устава даже энергичному царю-самодержцу вряд ли было под силу. Известно, что свои предложения для устава Петру Алексеевичу передавали многие его сподвижники, в том числе знаменитый Яков Брюс.

Другой петровский соратник еще по «потешным полкам» и Азовским походам, генерал Адам Вейде, еще в 1698 году по результатам своей поездки в Венгрию написал книгу «Воинский устав», которую посвятил Петру и в которой было сказано, «как содерживаться, такожды и статьи или артикулы, какое кому наказание за вины».

Эстафету в 1701 году подхватил надзиратель артиллерии Андрей Виниус, которому Петр поручил исследование и составление краткой выжимки из существующих западноевропейских военных и военно-уголовных уставов.

Полученные сведения легли в основу двух ранних документов, над которыми работали другие соратники Петра и которые можно рассматривать как предтечи петровского «Устава Воинского».

В начале XVIII века, между 1701-м и 1705 годами, граф Шереметьев по распоряжению Петра Первого составил «Уложение или право воинского поведения генералов средних и меньших чинов и рядовых солдат» для своих войск, которые в то время действовали в Прибалтике.

А в 1706 году князь Александр Меньшиков создал свой военно-уголовный кодекс, называвшийся «Артикул краткий, выбранный из древних христианских воинских прав, иже о богобоязни и о наказании разных злодеев».

Князь Александр Меньшиков. Портрет работы неизвестного художника, 1716-1720 гг.
Источник: https://upload.wikimedia.org

Так что у будущего первого российского императора было достаточно исходных материалов для того, чтобы собственноручно заняться обработкой этого сырья и довести дело до создания «Устава Воинского».

Который, кстати, неоднократно переиздавался при жизни и после смерти Петра Великого и служил основным документом, регламентирующим содержание, организацию и руководство армией вплоть до XIX столетия.

Предтеча общевоинских уставов России

Структура петровского «Устава Воинского» была довольно простой.

68 статей первой части устава регламентировали все стороны армейского быта: от того, каков состав полка (восемь рот), какие бывают дивизии и для чего нужны великая и малая армии, до списка воинских званий и обязанностей высших и старших офицеров, от организации медицинской помощи в войсках до караулов и устройства лагеря, и даже о том, в какое время отправлять войску молитву и какие порционы и рационы бывают «в чужой земле, а в своей только рационы давать надлежит». Вторая часть, называвшаяся «Артикул воинский» (кстати, этот документ появился на свет в 1715 году), касался всего, что сегодня относится к сфере государственного и военного уголовного и уголовно-процессуального права. Здесь оговаривались преступления и предусматривались виды наказания за каждое из них, содержались положения, касающиеся внутренней службы и воинской дисциплины. А третья часть, которая носила название «Об экзерциции», касалась строевой службы, обучения новобранцев и обязанностей полковых чинов.

Фузилер лейб-гвардии Преображенского полка, 1700-1720 гг.
Источник: https://runivers.ru

Фактически воинский устав Петра Первого содержал в себе все нормы, которые сегодня распределены по четырем общевоинским уставам Вооруженных сил России: строевому, уставу внутренней службы, уставу гарнизонной и караульной службы и дисциплинарному уставу. Но есть и существенная разница между этими документами, которые разделяют три столетия.

Петровский «Устав Воинский» стал основой не только для построения и организации новой русской армии, но и для реформы всей отечественной системы уголовного права. Более того, он впервые за несколько столетий стал определять понятие вины как отступления от норм взаимоотношений поданного с государством, а не этических или религиозных норм.

С этой точки зрения «Устав Воинский» Петра I можно рассматривать и как один из первых русских уголовных и уголовно-процессуальных кодексов, благодаря которым Россия вошла в число стран с передовыми юридическими нормами.

Неслучайно сам Петр повелел воинский устав разослать по всем губерниям и канцеляриям, а не только в войска и войсковые органы управления.

Фактически многие нормы петровского устава определяли российскую уголовную и уголовно-правовую систему вплоть до конца XIX века, пока течение времени не состарило их.

Офицер Семеновского полка в 1700-720 годах.
Источник: https://runivers.ru

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/voinskii-ustav-pietra-i-vsie-ob-armii-i-ugholovnom-pravie

Реформы государственного управления (административные) Петра I

Воинский артикул петра 1 краткая характеристика. Приказная система управления

> Реформы > Административные

Административные реформы — комплекс преобразований органов государственного управления, предпринятых Петром I Великим за время своего правления Русским царством и Российской Империей. Большая часть административного аппарата была либо упразднена, либо реорганизована в соответствии с учётом европейских традиций, опыт которых царь почерпнул во время Великого посольства 1697—1698 годов.

Полный список реформ, относящихся к административной сфере можно изучить в таблице ниже.

Административные преобразования Петра I

Кратко о сути и содержании административных реформ

Основная суть практически всех административных преобразований Петра I заключалась в построении абсолютистской формы монархи, которая предполагает концентрацию судебных, административных и финансовых рычагов управления в руках государя и доверенных ему людей.

Причины реформ государственного аппарата

  • Пётр I стремился выстроить жесткую вертикаль власти. Создание абсолютистской монархии должно было предотвратить возможные заговоры, бунты и пресечь массовые побеги солдат и крестьян.
  • Устаревшая административная система тормозила экономическое развитие и была неповоротлива в решении возникающих проблем.
  • Северная война со Швецией и планы по модернизации промышленности требовали денежных и человеческих ресурсов — для организации снабжения нужны были новые административные институты.

Цели и задачи
административных реформ

  • Построение вертикали власти центрального и местного уровней, каждый из членов которой решает конкретные задачи и несёт персональную ответственность.
  • Более четкое разграничение функций органов государственного аппарата.
  • Административно-территориальные преобразования, способствующие улучшению снабжения армии и флота необходимым снаряжением, провиантом, расквартированием.
  • Введение принципа коллегиального принятия решений, разработка единых правил делопроизводства административного аппарата.

Создание Ближней канцелярии и упразднение Боярской Думы

С приходом Петра I к власти Боярская дума начала терять свои властные полномочия, превращаясь в еще одно бюрократическое ведомство. Царь старался изменить устоявшиеся порядки (члены боярской думы избирались из местных благородных дворян) и поставить на руководящие должности людей, подконтрольных ему лично.

С 1701 года  ее функции как высшего правительственного органа стала выполнять так называемая «Консилия министров» — совет начальников важнейших правительственных ведомств, среди которых было немало небояр.

После 1704 года упоминаний о заседаниях Боряской думы нет, хотя её официальное упразднение и не состоялось.

Ближняя канцелярия, была создана в 1699 году для контроля финансовых расходов всех приказов, а также административных решений — все важнейшие бумаги главные царские советники и министры должны были подписывать, для чего была заведена специальная книга именных указов.

Создание Правительствующего Сената

2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат — орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя (Северная война занимала большую часть его внимания). Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом, члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.

Создание Коллегий

C 1718 по 1726 года происходило создание и дальнейшее развитие Коллегий, целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, которые были чрезмерно неповоротливы в решении проблем государства и, зачастую, дублировали собственные функции.

По мере создания, коллегии поглощали приказы. В период с 1718 по 1720 год президенты коллегий являлись сенаторами и заседали в Сенате, однако впоследствии из всех коллегий представительство в сенате было оставлено лишь за главнейшими: Военной, Адмиралтейств и Иностранных дел.

Создание системы коллегий завершило процесс централиз1ации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Сравнение систем приказов и коллегий представлено в нижеприведенных схемах.

Система приказов

Издание Генерального Регламента

Указом от 9 мая 1718 Петр I поручил президентам Камер-, Ревизион-, и Военной коллегий на основании шведского устава начать разработку Генерального Регламента — системы делопроизводства, получившую название «коллежской».

Регламент утверждал коллегиальный способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан царем. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав, содержащих самые общие принципы деятельности аппарата всех государственных учреждений, и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях и обязанности чиновников по Генеральному регламенту 1720 г.

Создание Святейшего Синода

Ближе к концу Северной войны со Швецией, Петр I начал подготовку к введению нового типа административных учреждений — коллегий.

По аналогичному принципу предполагалось учредить высший управляющий орган Церкви, для чего епископу Феофану Прокоповичу было поручено разработать Духовный регламент.

5 февраля 1721 года был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии, позже получившей название «Святейший Правительствующий Синод».

Все члены Синода подписали регламент и лично присягали царю в верности, а также обязывались блюсти интересы отечества и Петра I. 11 мая 1722 года — для контроля за деятельностью Синода была создана должность обер-прокурора, докладывавшего Петру I о положении дел.

Источник: https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5/

Воинский устав Петра I – 1716 г

Воинский артикул петра 1 краткая характеристика. Приказная система управления
Эпоха Петра 1

Петровский Воинский став включает в себя не только шестьдесят восемь глав самого Устава, в текстах которого излагаются военно-учредительные законы, но и несколько необходимых приложений.

Формируя регулярную армию по образцам армий, которые он видел путешествуя по странам Европы, Пётр Первый регулярно зачитывался иностранными военными кодексами, а также советовался с выдающимися военными людьми того временного периода.

Так, ещё в девяностых годах семнадцатого века с этой целью в Венгрию был отправлен генерал А. Вейде.

По возвращении он предоставил государю образец Воинского устава, в котором было изложены артикулы и статьи о военной дисциплине и наказаниях.

После этого, в данную работу включился Яков Брюс, а в 1701 году к разработке единого устава был привлечён Андрей Виниус – один из лучших надзирателей русской артиллерии.

Спустя четыре года для армии Шереметьева, которая действовала в то время в Прибалтике, было издано «Уложение или право воинского поведения», а через год для кавалерии, которой командовал Меньшиков, выходит и «Артикул краткий, выбранный…».

Так было вплоть до 1716 года. И лишь после появления многих корабельных и военных уставов, а также изучения иностранных документов и огромного числа проектов правки в которые вносились самим правителем России на протяжении нескольких лет, весь этот опыт смог воплотиться в 1716 году в окончательную форму петровского Воинского устава.

Структура воинского устава Петра I 1716 года

В основе каждой части данного документа были заложены лучшие образцы:

  • французские (в процессах);
  • шведские (в артикуле);
  • имперские (в первой части);
  • саксонские (в процессах).

Согласно общему мнению большинства историков, только с появлением в России Воинского устава можно считать совершившимся историческим фактом учреждение регулярной армии. Ведь лишь с принятием к руководству данного документа войско смогло получить единые стандарты, организацию, а также законы, которые были необходимым условием каждой западной армии того периода.

Петровский Воинский устав считается одним из самых главных памятников российского законодательства не только по своему значению в военных подвигах России, но и потому, что он имел огромное влияние на развитие российского уголовного права.

К примеру, входящий в устав «Артикул» вместе с определёнными постановлениями, которые имели важное значение для военного человека, также включает юридические нормы общего характера, которые находили применение в общественном судопроизводстве.

При этом, царь планировал ввести данный документ не только в армии и поэтому приказывал отправлять его не только в войска, но и в канцелярии и губернии.

Источники воинского устава Петра I

В качестве основного источника Воинского артикула выступал артикул Г. Адольфа в новошведской дополненной редакции, выпущенной при Карле Девятом в 1683 году.

Составленный для регулярной армии, данный документ рассматривает преступление не только как правонарушение, но как нарушение существующей в армии субординации, ослушание или не исполнение приказа в полной мере. При таком подходе нравственной стороне содеянного уделяется крайне мало внимания.

По этой причине покушение на убийство и измена совершенно равны в глазах закона и за каждое из этих преступлений положена смертная казнь.

При этом, наказание в документе преследует не исправительную цель, а истребление преступника и устрашение тех, кто задумывается о преступлении. Отсюда в тексте столько жестоких казней.

Военный устав Петра Первого определял порядок военной службы, судебную систему, систему воинских чинов, а также военно-уголовную систему и правила взаимоотношений между военнослужащими. Как уже упоминалось, хотя данный устав разрабатывался для армии, но уже тридцатого марта 1716 года он был определён в качестве основного документа для рассмотрения дел в общем судопроизводстве.

Значимым моментом в принятии данного документа было то, что впервые в русском праве устав ставил на первое место не религиозное или нравственное содержание преступлений, а противоречие царской воле и воле государства. Документ ввёл формальную силу определённых доказательств, а также определял набор нужных для доказательства свидетельств и фактическую доказательную силу таких свидетельств.

Наказания по воинскому уставу Петра I

Все наказания в Военном уставе от 1716 года были разделены на пять основных групп:

  • Тяжелые наказания чести;
  • Легкие наказания чести;
  • Наказания смертные;
  • Жестокие телесные наказания;
  • Обыкновенные телесные наказания.

Особой жестокостью в документе выделялся раздел о пытках от которых, тем не менее, были освобождены беременные женщины, дети, старики, чиновники, а также дворяне (кроме тех дел, что касались государственных дел и тяжёлых убийств).

Таблица-схема: преобразования Петра I в военной сфере

Реформы Петра I в военной сфере

-лекция: воинский устав Петра I

Источник: https://fox-calculator.ru/petr-1/voinskiy-ustav-petra-i-1716-g/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.