+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Виды педагогической деятельности и их классификация. Характеристика видов педагогической деятельности

Основные виды педагогической деятельности

Виды педагогической деятельности и их классификация. Характеристика видов педагогической деятельности

Традиционноосновными видами педагогическойдеятельности, осуществляемыми в целостномпедагогическом процессе, являютсяпреподавание и воспитательная работа.

Воспитательнаяработа — это педагогическая деятельность,направленная на организацию воспитательнойсреды и управление разнообразнымивидами деятельности воспитанников сцелью решения задач гармоничногоразвития личности.

А преподавание —это такой вид воспитательной деятельности,который направлен на управлениепреимущественно познавательнойдеятельностью школьников. По большомусчету, педагогическая и воспитательнаядеятельность — понятия тождественные.

Такое понимание соотношения воспитательнойработы и преподавания раскрывает смысл тезисао единстве обучения и воспитания.

Обучение,раскрытию сущности и содержания которогопосвящено много исследований, лишьусловно, для удобства и более глубокогоего познания, рассматривается изолированноот воспитания. Неслучайно педагоги,занимающиеся разработкой проблемысодержания образования (В. В. Краевский,И.

Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), неотъемлемымиего компонентами наряду со знаниями иумениями, которыми человек овладеваетв процессе обучения, считают опыттворческой деятельности и опытэмоционально-ценностного отношения кокружающему миру.

Без единства преподаванияи воспитательной работы реализоватьназванные Цель педагогическойдеятельности элементы образования непредставляется возможным.

Выражаясьобразно, целостный педагогическийпроцесс вего содержательном аспекте — этопроцесс, в котором воедино слиты«воспитывающее обучение» и«обучающее воспитание

6

Структура педагогической деятельности

Структурапедагогической деятельности.

Дляэффективного выполнения педагогическихфункций современному педагогу важноосознавать структуру педагогическойдеятельности, взаимосвязь ее основныхкомпонентов, с помощью которых онаосуществляется, педагогические действия,профессионально-важные умения ипсихологические качества (ПВУ и К),необходимые для ее реализации.

В отличиеот принятого в психологии пониманиядеятельности как многоуровневой системы,компонентами которой являются цель,мотивы, действия и результат, применительнок педагогической деятельности преобладаетподход выделения ее компонентов какотносительно самостоятельныхфункциональных видов деятельностипедагога.

Рассмотрим оба подхода.

1. В структуре педагогической деятельности выделяют следующие компоненты (с соответствующими способностями, которые проявляются в умениях):

– конструктивнаядеятельность – конструктивно-содержательная(отбор и композиция учебного материала,планирование и построение педагогическогопроцесса), конструктивно-оперативная(планирование своих действий и действийучащихся) и конструктивно-материальная(проектирование учебно-материальнойбазы педагогического процесса);

– организаторскаядеятельность – выполнение системыдействий, направленных на активноевключение студентов в различные видыдеятельности, организацию совместнойдеятельности, самоорганизацию собственнойдеятельности преподавателя в вузе;

– коммуникативнаядеятельность – установление педагогическицелесообразных отношений педагога своспитанниками, другими педагогами,родителями, представителями общественности;

– гностическийкомпонент – система знаний и уменийпреподавателя, а также определенныесвойства познавательной деятельности,влияющие на ее эффективность;

– контрольно-оценочный(рефлексивный) компонент.

7

Учителькак субъект педагогической деятельностиОднимиз важнейших требований, которыепредъявляет педагогическая профессия,является четкость социальной ипрофессиональной позиций ее представителей.

Именнов ней учитель выражает себя каксубъект педагогическойдеятельности.

Позиция педагога— это система техинтеллектуальных, волевых иэмоционально-оценочных отношений кмиру, педагогической действительностии педагогической деятельности вчастности, которые являются источникомего активности.

Онаопределяется, с одной стороны, темитребованиями, ожиданиями и возможностями,которые предъявляет и предоставляетему общество, а с другой стороны, действуютвнутренние, личные источники активности— влечения, переживания, мотивы и целипедагога, его ценностные ориентации,мировоззрение, идеалы. В позициипедагога проявляется его личность,характер социальной ориентации, типгражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагогавырастает из той системы взглядов,убеждений и ценностных ориентации,которые были сформированы еще вобщеобразовательной школе.

Впроцессе профессиональной подготовкина их базе формируется мотивационно-ценностноеотношение к педагогической профессии,целям и средствам педагогическойдеятельности.

Мотивационно-ценностноеотношение к педагогической деятельностив самом широком ее понимании в конечномитоге выражается в направленности,составляющей ядро личности учителя. Социальная позиция педагогаво многом определяет и его профессиональнуюпозицию.

Однакоздесь нет какой бы то ни было прямойзависимости, поскольку воспитание всегдастроится на основе личностноговзаимодействия. Именно поэтому педагог,четко осознавая, что он делает, далеконе всегда может дать развернутый ответ,почему он поступает так, а не иначе,нередко вопреки здравому смыслу илогике.

Никакой анализ непоможет выявить, какие источникиактивности возобладали при выборепедагогом той или иной позиции всложившейся ситуации, если он самобъясняет свое решение интуицией.

Навыбор профессиональной позиции педагогаоказывают влияние многие факторы. Однакорешающими среди них являются егопрофессиональные установки,индивидуально-типологические особенностиличности, темперамент и характер.

8

Источник: https://studfile.net/preview/5639926/page:3/

Виды и функции педагогической деятельности

Виды педагогической деятельности и их классификация. Характеристика видов педагогической деятельности

Определение 1

Педагогическая деятельность – это один из особых видов профессиональной (социальной) деятельности, направленный на реализацию образовательных целей.

Педагогическая деятельность является профессиональной активностью педагога, в рамках которой с помощью разнообразных средств педагогического воздействия на учащихся, реализуются ведущие задачи воспитания и обучения.

Сущность педагогической деятельность заключается в том, что она представляет собой особый, многоплановый и многогранный вид деятельности, находящийся в тесной взаимосвязи с воспитанием и обучением.

Структура педагогической деятельности (автор Н.В. Кузьмина) включает в себя ряд функциональных компонентов, таких как:

  • проектировочный;
  • гностический;
  • коммуникативный;
  • организаторский;
  • конструктивный.

Представленная структура педагогической деятельности имеет ряд уточнений, которые способствуют выделению относительно самостоятельных и функциональных видов деятельности:

  1. Познавательная деятельность – представляет собой общую эрудированность, разнообразные предметные, психологические и методические знания.
  2. Проектировочная деятельность – характеризуется выстраиванием перспектив воспитания и обучения на отдаленное и ближайшее будущее. Данные перспективы представлены в виде конкретных проектов, например: поурочное планирование, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование и т.д.
  3. Организационная деятельность – представляет собой вовлечение педагогом коллектива учащихся в познавательную и иные виды деятельности, которые организуются в соответствие с поставленными воспитательными и образовательными целями.
  4. Коммуникативная деятельность – подразумевает создание и постоянное поддержание атмосферы позитивного и психологического комфортного климата, способствующего плодотворному и эффективному общению, взаимоотношению, взаимопониманию и информативному взаимообмену между педагогом и учащимися, а также между самим учениками.
  5. Исследовательская деятельность – предполагает планомерное и целенаправленное изучение и последующее совершенствование педагогического процесса, с целью повышения его результативности.
  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Виды педагогической деятельности

По традиции основными видами педагогической деятельности, реализуемой в рамках целостного педагогического процесса, являются воспитание и обучение.

Под воспитанием понимают целенаправленную воспитательную работы, под обучением подразумевают организованное преподавание.

Определение 2

Воспитательная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, подразумевающая организацию воспитания и управление различными видами деятельности детей (учащихся, воспитанников), направленных на решение задач по своевременному и гармоничному развитию личности.

Определение 3

Преподавание – это один из видов педагогической деятельности, направленный на организацию качественного управления познавательной деятельности детей.

Ряд авторов, считают, что воспитательная и педагогическая деятельность являются тождественными понятиями. Это связано с тем, что данное соотношение преподавания и воспитательной работы раскрывать смысл утверждения о единстве воспитания и обучения.

Преподавание, которое осуществляется в рамках любой из организационных форм, не только на учебном занятии, чаще всего имеет строго очерченные временные рамки, четкую цель, способы, методы, средства и приёмы её достижения. Одним из важнейших критериев эффективности реализованного преподавания является результативность по достижению поставленной учебной цели.

В отличие от преподавания, воспитательная работа, которая также реализуется в рамках любой их организационных форм, не преследует прямого достижения конкретно поставленной цели. Это связано с тем, что невозможно точно прогнозировать, сколько времени затратит педагог на прямое достижение воспитательной цели.

Зачастую лишь у небольшого количества учеников воспитательная цель достигается непосредственно в процессе обучения в образовательном учреждении. В остальных же случаях результат воспитательной работы педагога может быть заметен в дальнейшей жизни учащихся, по окончанию образовательного учреждения.

Это обусловлено тем, что не всегда до ребенка или подростка «доходит» значимость того, что говорит и «дает» детям педагога и только «выйдя» в самостоятельную взрослую жизнь они понимают ценность того, что «вкладывал» в них педагог.

То есть, цель воспитательной работы может быть достигнута непосредственно во время ее реализации, либо же достижение может быть отсроченным.

В воспитательной работе возможно только лишь предусмотреть и проследить за последовательным решением конкретных воспитательных задач, каждая из которых ориентирована на достижение воспитательной цели.

Одним из важнейших критериев эффективности решения воспитательных задач являются положительные изменения в сознании воспитанников, которые проявляются во внешних эмоциональных реакциях, деятельности и поведении.

Основными видами профессиональной педагогической деятельности учителя являются:

  1. Преподавательская деятельность – представлена организацией обучающего процесса и управлением познавательной деятельностью учащихся.
  2. Воспитательная деятельность – направлена на организацию эффективной воспитательной среды и управление всеми видами внеурочной и внеклассной деятельности учащихся.
  3. Социально-педагогическая деятельность – направлена на организацию успешной социализации ребенка в современном мире и осуществление его социальной защиты в рамках собственных полномочий.
  4. Культурно-просветительская деятельность – предполагает приобщение учащихся к общечеловеческой и мировой культуре.
  5. Научно-методическая деятельность – направлена на своевременное освоение педагогом инновационных технологий, современных научных и просветительских теорий в области обучения и воспитания, осуществление на их основе разработки собственных авторских подходов и способов организации воспитательно-образовательного процесса, написание научно-методических работ.
  6. Управленческая деятельность – представляет собой организацию разнообразных видов деятельности учащихся.
  7. Коррекционно-развивающая деятельность – направлена на выявление и своевременное устранение недостатков в личностном развитии учащихся.

Функции педагогической деятельности

Реализация педагогической деятельности осуществляется посредством организованной системы действий, которые подчинены конкретным целям и задачами, поставленным педагогом перед началом деятельности. В зависимости от поставленных целей воспитательно-образовательной работы выделяют следующие функции педагогической деятельности:

  1. Диагностическая функция – направлена на всестороннее исследование каждого ученика, определение уровня его психического развития, а также исследование всего ученического коллектива (коллективы класса, параллели, школы).
  2. Ориентационно-прогностическая функция – характеризуется умением определять правильность поставленных целей и задач воспитательно-образовательной деятельности, осуществлять предварительное прогнозирование результатов ее реализации.
  3. Конструктивно-проектировочная деятельность – предусматривает организацию адекватного конструирования и проектирования содержания воспитательно-образовательной деятельности на основании осуществленного предварительно прогноза.
  4. Организаторская функция – предполагает вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, посредством организации эмоционально-нравственного стимулирования.
  5. Информационно-объяснительная функция – предусматривает осуществление своевременного информирования учащихся в разных научных областях знаний, с учетом последних открытий и достижений науки и техники.
  6. Коммуникативно-стимулирующая функция – основана на создании эффективной атмосферы учебного взаимодействия и сотрудничества, гуманных отношений между учащимися и педагогом.
  7. Аналитико-оценочная функция – состоит в осуществлении качественного и полного анализа воспитательно-образовательного процесса, умении выявлять недостатки и своевременно вносить необходимые коррективы.
  8. Исследовательско-творческая функция – направлена на осмысление и творческое развитие теоретических положений педагогической деятельности, использование полученных результатов собственных исследований и исследований коллег в практической работе.

Замечание 1

Комплекс всех указанных функций педагогической деятельности представляет собой систему органически связанных и логически реализуемых педагогических действий и операций, направленных на решение конкретных задач воспитания, обучения и развития детей.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/vidy_i_funkcii_pedagogicheskoy_deyatelnosti/

Предмет и структура педагогической деятельности

Виды педагогической деятельности и их классификация. Характеристика видов педагогической деятельности

Для более глубокого понимания и детального рассмотрения понятия «педагогической деятельности» стоит уточнить суть определения.

Определение 1

Педагогическая деятельность – система обучающих и воспитывающих методов влияния учителя на ученика, с целью повышения уровня его интеллектуального, личностного, деятельностного развития, что является фундаментом самосовершенствования.

Деятельность педагогического характера относится к группе профессий «человек-человек». В свете этого, объектом данной профессии является человек, а предмет педагогической деятельности – это педагогическая практика, направленная на воспитание, обучение и развитие личности. 

Элементы педагогической деятельности

Определение 2

Организаторский, конструктивный и коммуникативный компоненты – основа педагогической деятельности.

Конструктивный компонент выступает в качестве основного преподавательского инструмента. Его проявление наблюдается в процессе составления и проектирования учебного плана, создания материалов для последующего применения на практике.

Деятельность педагога в рамках конструктивной работы ведется с опорой на преподавательский план, программу обучения, учебную и методическую литературу.

Данный элемент включает в себя планирование содержания программы обучения, системы и порядка собственных действий обучающихся.

Прямую связь с конструктивным имеет организаторский компонент. Вся педагогическая деятельность неразрывно связана с рядом определенных действий, носящих организаторский характер. Основными типами таких действий являются:

  • Организация изложения.
  • Организация поведения и действий в рамках конкретной деятельности.
  • Организация работы учащихся.

Умелое сочетание данных направлений позволяет педагогу максимально эффективно выстраивать рабочий процесс и вести педагогическую деятельность соответственно установленным нормам.

Элемент коммуникативности в работе педагога обеспечивает точность, конкретность пояснений, доступность изложения понятий. Применение сравнительного анализа позволяет создать благоприятную атмосферу для запоминания материала учениками. В целом коммуникативная деятельность создает необходимое отношение обучающегося к предмету и способствует его правильному восприятию через педагога.

Детальное рассмотрение профессиональных компонентов требует изучения структуры и функций педагогической деятельности, а также позволяет подойти к решению некоторых, возникающих в процессе преподавания, проблем, а именно:

  • Развитие творческого потенциала педагога и умение преодолевать профессиональные стереотипы.
  • Уровень профессионализма преподавателя.
  • Психологическая подготовка и стрессоустойчивость.
  • Степень подготовки педагога к реализации системы развивающего преподавания.
  • Повышение квалификации учителя и многие другие.

Структура преподавательской работы

Как и в любом другом виде деятельности в профессии учителя также существует определенная конфигурация. Структура педагогической деятельности представлена таким образом:

  • Мотивация.
  • Предмет педагогической деятельности.
  • Педагогические средства и методы достижения поставленных целей.
  • Продукт и итог деятельности педагога.

Одно из ключевых мест занимает мотивация. Это относится не только к педагогической, но и к любой другой деятельности в целом. Таким образом, мотивы могут определяться в рамках одной из основных групп:

  • Долженствование.
  • Заинтересованность и увлеченность педагога профильным предметом.
  • Тяга к общению с обучающимися.

Исходя из вышеперечисленных мотивационных групп, выделяют педагогические модели:

  • С преобладанием чувства долга.
  • Доминирование интереса к профильному предмету.
  • С высокой степенью заинтересованности в общении с учениками.
  • Без преобладающей мотивации.

Преподаватели, относящиеся к последней группе, как правило, имеют более высокую квалификацию и пользуются авторитетом среди учеников и преподавательского состава.

Стимулирующими факторами для педагога в его деятельности также являются:

  • Материальная сторона.
  • Стремление к самоутверждению.
  • Личностная самореализация.
  • Профессиональные мотивы.

В преподавательской работе педагог также использует определенные средства, позволяющие построить процесс передачи знаний к ученикам должным образом. К таким средствам относятся:

  • Научные знания теоретического и эмпирического характера. На их основе и с их помощью формируются понятийно-терминологический аппарат учащегося.
  • «Носители» знаний. Это могут быть тексты учебников, информация излагаемая учащимся на основе собственных наблюдений.
  • Вспомогательные средства. Это технические, графические, компьютерные и другие инструменты передачи знаний.

Среди других способов передачи знаний от ученика к учителю можно отметить объяснение, показ, совместную работу, тренинги, практические занятия и прочее.

Таким образом, педагогическая деятельность и ее структура, кратко определяется умением эффективно выстроить рабочий процесс с использованием накопленных знаний, доступных методов и техник преподавания с учетом личностных и мотивационных характеристик педагога.

Определение 3

Продукт педагогической деятельности – сформированный у обучающегося личный опыт, представленный совокупностью нескольких компонентов. Оценка продукта педагогической деятельности происходит на основе выполнения учебно-контрольных действий, экзаменов, зачетов.

Итогом педагогической деятельности выступает уровень развития ученика, личностное и интеллектуальное совершенствование, становление как субъекта учебной деятельности.

Функции преподавательской работы

Определение 4

Функции педагогической деятельности, согласно общепринятой классификации, можно разделить на две основные группы: организационно-структурную и целеполагающую.

К целеполагающим принято относить ориентационную, развивающую, мобилизующую, информационную функции. В качестве организационно-структурных выделяют конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты педагогической деятельности.

В педагогической деятельности неизменно присутствует предметность, целенаправленность и мотивация. В качестве специфической характеристики педагогической деятельности выделяют продуктивность. Пять ее уровней позволяют определить эффективность работы педагога:

  • Репродуктивный. Неэффективный уровень деятельности, характеризующийся трансляцией той информации, которой педагог владеет лично.
  • Адаптивный. Малоэффективный уровень, подразумевающий построение учебного процесса с учетом особенностей обучающихся.
  • Локально-моделирующий. Среднепродуктивный уровень, где педагог формулирует цель, планирует результаты, подбирает комплекс средств, продумывает последовательность включения обучающихся в процесс.
  • Системно-моделирующий. Продуктивный уровень, характеризующийся владением стратегией формирования планируемой системы знаний, умений, навыков обучающихся по предмету.
  • Моделирующий. Высокопродуктивный уровень, при котором стратегия владения предметом превращается в средство формирования личности учащихся, потребности в самообразовании, саморазвитии, самовоспитании.

Таким образом, была представлена общая характеристика педагогической деятельности, которая позволяет перейти к более детальному изучению целей, средств, видов, специфики преподавательской работы.

Опиши задание

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/vvedenie-v-pedagogicheskuju-professiju/predmet-i-struktura-pedagogicheskoj-dejatelnosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.