+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Урок по теме воинская обязанность. Лекция: Воинская обязанность и военная служба граждан РФ

Воинская обязанность . Конспект по обществознанию, кратко. – УчительPRO

Урок по теме воинская обязанность. Лекция: Воинская обязанность и военная служба граждан РФ

Раздел ЕГЭ: 5.18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

Помимо прав, у каждого гражданина РФ есть также обязанности. Одной из них выступает защита своей страны, которая проявляется в несении военной службы. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Военная служба — особый вид Федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства на воинских должностях в Вооружённых силах Российской Федерации, других войсках, специальных формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

С 2008 г. срок военной службы в Российской Федерации составляет 12 месяцев.

Учреждения государственной военной службы

Исполнять свои воинские обязанности граждане могут в следующих государственных учреждениях:

  • Вооружённые силы Российской Федерации;
  • Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
  • внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  • Железнодорожные войска Российской Федерации;
  • Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;
  • инженерно-технические воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;
  • Служба внешней разведки Российской Федерации;
  • Войска гражданской обороны;
  • дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;
  • органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
  • органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Источники воинской обязанности. Несение военной службы и исполнение гражданами своих воинских обязанностей регулируется следующими документами:

  • Конституцией РФ;
  • федеральными законами;
  • иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Основания несения военной службы

Призыву для службы в армии подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или те, которые обязаны состоять на воинском учёте. Они не должны пребывать в запасе, за исключением предоставленной отсрочки (период учёбы в вузе).

Этапы несения военной службы

При исполнении своего гражданского долга военнообязанные граждане проходят следующие этапы.

  1. постановка на воинский учет;
  2. прохождение обязательной подготовки к военной службе;
  3. призыв на военную службу;
  4. прохождение военной службы;
  5. пребывание в запасе;
  6. призыв на военные сборы;
  7. прохождение военных сборов во время пребывания в запасе.

МОБИЛИЗАЦИЯ

В случае объявления военного положения в стране или ведения государством военных действий государство имеет право призвать своих граждан на защиту отечества, объявив мобилизацию.

Мобилизация — совокупность мероприятий, направленных на приведение вооружённых сил и государства в военное положение в связи с чрезвычайными обстоятельствами в нём и мире.

Альтернативная служба

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в общественных и государственных интересах, осуществляемый гражданами взамен призывной военной службы.

Срок альтернативной гражданской службы в РФ составляет:

  • 21 месяц — для граждан, проходящих службу в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • 18 месяцев — для граждан, проходящих службу в организациях Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Порядок прохождения альтернативной государственной службы определяется ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» и принятыми в его развитие подзаконными актами. Закон указывает, что исполнять свои воинские обязанности на альтернативной основе могут только граждане, у которых есть достаточные основания:

  • религиозные взгляды, противоречащие несению военной службы;
  • твёрдые убеждения, противоречащие несению военной службы;
  • принадлежность призывника к малочисленному коренному народу, ведущему традиционный образ жизни, осуществляющему традиционное хозяйствование и занимающемуся традиционными промыслами.

ГРАЖДАНЕ, ОСВОБОЖДЕННЫЕ ОТ НЕСЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

  • Граждане РФ мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет;
  • граждане РФ женского пола моложе 18 лет и старше 50 лет;
  • признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
  • проходящие или прошедшие военную службу в РФ;
  • проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающие наказание в виде обязательных, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
  • прошедшие военную службу в другом государстве;
  • имеющие учёную степень кандидата или доктора наук;
  • в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата или родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
  • граждане, в отношении которых ведётся дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Вы смотрели конспект «Воинская обязанность»

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Урок по теме воинская обязанность. Лекция: Воинская обязанность и военная служба граждан РФ

Военные соборы — один из видов воинской обязанности граждан Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Военные сборы проводятся для подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе. Проведение военных сборов в иных целях не допускается (ст. 54 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В современных условиях подготовка граждан Российской Федерации к военной службе является приоритетным направлением государственной политики.

В рамках реализации Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г.

№ 134-р, создана многоуровневая (федеральная, региональная, муниципальная) система подготовки молодежи к военной службе.

Расставлены приоритетные направления развития этой системы, намечены цели и пути ее реализации.

Обязательная подготовка граждан к военной службе в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает:

– получение начальных знаний в области обороны;
– подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального образования, а также в учебных пунктах организаций.

Кроме того, в обязательную подготовку граждан входят военно-патриотическое воспитание, подготовка их по военно-учетным специальностям солдат, матросов и сержантов.

Получение гражданами начальных знаний в области обороны регламентировано федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования и предусматривает получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны.

До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Данная подготовка осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и предусматривает проведение с ними учебных сборов.

Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Важной составляющей является и военно-патриотическое воспитание граждан.

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций в обязательном порядке и систематически проводят работу в этом направлении.

При этом граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования.

А их подготовка учитывается призывными комиссиями при определении вида Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.

Приоритетным направлением обязательной подготовки является и подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов и сержантов.

Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.

Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса или сержанта, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид Вооруженных Сил Российской Федерации и род войск, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.

Какие есть виды подготовки граждан

Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

  • занятие военно-прикладными видами спорта;
  • обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку
  • несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее – военные оркестры);
  • обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Обязательная подготовка граждан к военной службе в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает:

– получение начальных знаний в области обороны;
– подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального образования, а также в учебных пунктах организаций.

Кроме того, в обязательную подготовку граждан входят военно-патриотическое воспитание, подготовка их по военно-учетным специальностям солдат, матросов и сержантов.

Что из себя представляет подготовка к военной службе

До призыва или поступления по контракту на военную службу каждый гражданин Российской Федерации, признанный военнообязанным, должен пройти при военном комиссариате по месту жительства обязательный комплекс мероприятий, который включает в себя следующее:

  • получение необходимых знаний в области обороны;
  • медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости и с согласия гражданина — лечебно-оздоровительные мероприятия.

Государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования предусматривают получение обучающимися (воспитанниками) необходимых знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков по гражданской обороне.

Обязательная подготовка к военной службе осуществляется при проведении военных сборов, в ходе которых гражданин получает необходимые знания в области обороны.

Где проходит

На сегодняшний день прохождение военной подготовки предусмотрено в учебных военных центрах на военных кафедрах, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и военных оркестрах.

Для граждан, желающих углубленно изучать военное дело, могут быть организованы факультативные занятия по дополнительным программам, имеющим целью военно-профессиональную ориентацию граждан.

Во время проведения учебных сборов граждане проживают на территориях воинских частей, которые закрепляются за образовательными учреждениями (учебными пунктами), расположенными на территории гарнизона, на основании указания штаба военного округа совместно с военным комиссаром района начальником гарнизона.

Обеспечение палаточным фондом и постельными принадлежностями при размещении обучаемых в полевых условиях производится за счет имущества воинских частей, бывшего в употреблении, годного к дальнейшей эксплуатации, путем выдачи его во временное пользование.

Можно ли не участвовать, кого не берут на подготовку

К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

В первую очередь, это граждане, признанные временно негодными или негодными к военной службе.

Надо иметь в виду, что граждане, ранее признанные ограниченного годными, теоретически могут быть призваны на военные сборы, однако с большой вероятностью при прохождении медицинского освидетельствования будут признаны временно негодными и освобождены от призыва на военные сборы.

В законе также определены и другие категории граждан. В частности, согласно ст. 55 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», от военных сборов освобождаются:

  • граждане женского пола;
  • педагогические работники;
  • обучающиеся по очной или очно-заочной форме обучения в образовательных организациях (вне зависимости от государственной аккредитации образовательных программ);
  • обучающиеся заочно — в период сессии, итоговой аттестации, подготовки дипломной работы;
  • граждане, уволенные с военной службы, — в течение двух лет со дня увольнения в запас;
  • имеющие трех и более детей.

Кроме того в ст. 55 вышеназванного закона установлено, что от военной службы освобождаются граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу (АГС).

Это положение связано с тем, что АГС проходят молодые люди, убеждениям которых противоречит несение военной службы.

Так как военные сборы проводятся для подготовки к военной службе, они также противоречат убеждениям или вероисповеданию тех, кто проходил альтернативную гражданскую службу.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfeb27602ec5300aa1c1dc5/5c700dcc8964fb00b3c70921

Основы военной службы

Урок по теме воинская обязанность. Лекция: Воинская обязанность и военная служба граждан РФ

Задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются:

– формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;

– воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам;

– изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;

– приобретение навыков в области гражданской обороны;

– изучение основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, медицинской, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;

– практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов;

– проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.

В соответствии с совместным приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24.02.2010 года подготовка граждан по ОВС в образовательных учреждениях предусматривает проведение на базе воинских частей 5-дневных (40 учебных часов) ежегодных учебных сборов в конце предпоследнего года обучения.

В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.

В соответствии с методическим письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 13 апреля 1999 г. № 16—51—64 ин/16—13 в образовательных учреждениях среднего профессионального образования учебная дисциплина “Основы военной службы” введена как самостоятельная, вне рамок “ОБЖ”.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 мая 2001 г. № 202 утверждена “Инструкция о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования”.

Состояние подготовки граждан к военной службе и тенденции ее развития

Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе.

    Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести:

  • снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу. Доля граждан, ограниченно годных к военной службе, составила в 2009 году около 30 процентов;
  • отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина к военной службе;
  • отсутствие федеральной системы подготовки граждан к военной службе, охватывающей все категории граждан начиная с дошкольного возраста;
  • недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях;
  • отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов;
  • недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта;
  • отсутствие органа, обеспечивающего координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общественных организаций в системе подготовки граждан к военной службе.

Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья. 

Пособие разработано в полном соответствии с действующими учебными программами по основам военной службы общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, а также учебных пунктов организаций.

В пособии последовательно и в логической взаимосвязи изложен учебный материал по следующим темам:

· оборона государства как система мер по защите его целостности и неприкосновенности;

· Вооруженные Силы Российской Федерации как государственная структура, составляющая основу обороны страны;

· воинская обязанность – установленный законом почетный долг гражданина проходить службу в рядах Вооруженных Сил;

· военная служба – особый вид федеральной государственной службы;

· прохождение военной службы по призыву и по контракту;

· требования, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих;

· военно-патриотическое воспитание;

· гражданская оборона – важная часть системы обороноспособности государства.

Приложение содержит основные нормативные правовые акты по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, прохождению альтернативной гражданской службы, перечень военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ и другие справочные материалы.

При разработке пособия учтены требования современных педагогических концепций, использованы материалы военно-дидактических и военно-психологических исследований.

Применение его в учебном процессе позволяет реализовать три основные функции обучения:

· образовательную (вооружение учащихся определенной системой знаний);

· воспитательную (формирование у учащихся качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга);

· развивающую (развитие интеллектуальных способностей учащихся).

Денисов Р.А., Михайлова С.В.Подготовка молодёжи к военной службе: учебно-методическое пособие / АГПИ им. А.П. Гайдара. – Саров: СГТ, 2010. – 161 с. ISBN 978-5-904105-25-9

Учебно-методическое пособие составлено на основании «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» от 3.02.2010 г. и «Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 декабря 1999 г. № 1441.

В пособии раскрыты основные принципы, методы и формы военно-патриотического воспитания, представлены законы и положения о подготовке и призыве молодежи в Вооруженные Силы, рассмотрены основные моменты военной службы и предложены методические рекомендации по физической подготовке для юношей.

Данное учебно-методическое пособие предназначено учащимся и студентам, желающим знать законодательные документы призыва на военную службу и иметь совершенную физическую форму для достойной защиты Отечества. Также пособие рекомендуется преподавателям и организаторам, занимающимся подготовкой молодежи к военной службе. 

частично использованы материалы сайта http://иванов-ам.рф/

Источник: http://xn--90akw.xn--p1ai/uchebnye-materialy-obzh/osnovy-voennoy-sluzhby/

Методическая разработка урока права в 11 класс «Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба»

Урок по теме воинская обязанность. Лекция: Воинская обязанность и военная служба граждан РФ

Наша кнопка

Скачать материал

Методическая разработка урока права в 11 класс

«Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба»

учитель истории и обществознания

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 70» г.Кирова

Семененко Ольга Михайловна

Актуальность.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации. К сожалению , за последние несколько лет неуклонно растет тенденция к всеобщему «отказничеству» от службы в вооруженных силах. Данный урок разработан с целью правового просвещения учащихся по вопросу конституционной обязанности несения военной службы, а так же с целью реализации вопроса подготовки выпускников к ЕГЭ ( данная тема является обязательной для изучения – вопрос 5.18 кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию) .

Тема урока соответствует требованиям ФГОС среднего ( полного) общего образования по обществознанию и праву. Разработка может использоваться как сценарий классного часа.

Цель урока: Сформировать представление у учащихся о воинской обязанности и права на альтернативную службу в Российской Федерации

Задачи:

Образовательные:

– рассмотреть понятие «Воинская обязанность» и «Альтернативная гражданская служба»;

– рассмотреть порядок призыва граждан на военную службу;

– определить порядок и правила прохождения альтернативной гражданской службы

– определить виды ответственности за уклонение от воинской обязанности в РФ

Развивающие:

-способствовать развитию интеллектуальной активности, развитию гражданских чувств, нестандартного мышления, внимания, памяти.

– способствовать развитию у обучающихся умений и навыков работы с нормативными документами ( электронная библиотека «КонсультантПлюс), систематизации полученных знаний, аргументирования собственных суждений.

Воспитательные:

способствовать воспитанию и развитию:

– гражданской позиции;

– умения слушать мнение других, не перебивать, смело высказывать свои мысли;

  • объективной самооценки, смелости мысли, инициативы;

развитию уверенности в себе.

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: устный журнал

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Формы деятельности: фронтальная, групповая

Формируемые УУД:

Личностные:

  • установление учащимися связи между жизненным опытом других людей и своим.

  • самооценка на основе собственных поступков и поступков окружающих людей, умение правильно осуществлять гражданскую позицию.

способствовать принятию учащимися конституционных обязанностей.

Регулятивные: прогнозировать, правильно планировать, обдумывать собственную позицию.

Коммуникативные: умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; контроль, коррекция и оценка ситуаций, окружающих, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

общеучебные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • анализ и систематизация информации текста;

  • структурирование полученных знаний,

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,

  • рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

  • постановка и формулировка целей;

логические:

– анализ объектов (видеороликов) с целью определения темы урока,

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепочки рассуждений;

– доказательство;

постановка и решение проблемы:

самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Планируемые результаты:

Предметные:

-освоение изучаемого материала

Личностные:

  • развитие стойкой гражданской позиции и убеждении в необходимости прохождения воинской службы;

формирование уважительного отношения к конституционным обязанностям.

Метапредметные:

  • освоение форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение логическими действиями;

-умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; понимать причины успеха/ неуспеха собственной деятельности и деятельности других.

Ресурсы :Презентация, статьи Конституция и статьи ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” от 28.03.1998 № 53-ФЗ , ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»( возможна работа с электронными пособиями « КонсультантПлюс» или информационно- правовая система Гарант»), маршрутные листы, сигнальные карточки, видеоролик о вооруженных силах РФ.

Урок права

«Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба»

I этап – организационный:

Приветствие и проверка готовности к уроку. Учащиеся ,по своему желанию, формируют 4 группы для работы на уроке

II этап- вводный

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, давайте вспомним о конституционных правах, с которыми мы познакомились в рамках урока права. Перед вами права граждан в РФ, постарайтесь соотнести их в группы ( политические, социальные, экономические, культурные, гражданские).

Учащиеся выполняют задание. Работа с интерактивной доской. (слайд 1).

Мотивация.

Учитель ведёт беседу с детьми:

– Мы с вами знаем права, а какие вы знаете обязанности?

( Предполагаемые ответы учащихся: платить налоги, беречь памятники культуры и т.д.)

– А всегда ли выполняем мы свои обязанности? Докажите. ( Ответы учащихся, примеры из жизни, СМИ)

– Об одной из обязанностей граждан пойдет разговор на нашем уроке. Посмотрите на экран.

Индуктор (видео ролик о вооруженных силах России)(слайд2)

– Как вы думаете, о какой конституционной обязанности пойдёт речь сегодня на занятии? Какова будет тема урока?

– Проверим ваши версии, попробуем сформулировать тему и цель нашего занятия (работа в группах).

– Проговорим их.( целеполагание) (слайд3)

-Почему эта тема для нас актуальна? ( предполагаемые ответы учащихся)

III. Основной этап урока.

Учитель: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами РФ.(слайд 4)

Сегодня мы проанализируем эти правовые источники. Каждая группа постарается подготовить заметки по своему вопросу, которые войдут в общую статью журнала «Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба в РФ». (слайд 5)

(Учащимся выдается маршрутный лист с примерными вопросами для работы с источниками: Конституция РФ и статьи ФЗ «О воинской обязанности» и ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Учащиеся анализируют и заполняют листы в группах.)

Учитель: А сейчас мы открываем на журнал и первая страница «Общее положение о воинской обязанности» (Группы представляют отчет о работе в форме «Устного журнала». ). Страница вторая: « Отсрочка от призыва».

Страница 3: «Альтернативная служба», страница 4. «Ответственность за уклонение». ( слайд 6,7,8,9)

Учитель: А сейчас вопрос от читателя. К нам в журнал за помощью обращается гражданин Петров, который поступал в институт, но не прошел по конкурсу.

С октября он стал посещать 10-месячные подготовительные курсы в этом институте, чтобы в следующем году наверняка стать студентом.

В феврале ему исполнилось 18 лет, а в мае он получил повестку из военкомата с требованием явится на призывной пункт.

Должен ли гражданин Петров быть призван на военную службу? Имеет ли он право на отсрочку? Что будет, если он не явится на призывной пункт?

Учащиеся обсуждают проблемную ситуацию. Ответы учащихся. ( слайд 10)

III этап – заключительный.

Рефлексия.

Учитель: Ребята если бы Вы прочитали наш журнал, то какой личный вывод вы сделали о нужности и важности изучения данной темы? (предполагаемые ответы учащихся) ( слайд 11)

Во все времена защита Отечества является священным долгом. Вспомним о героических поступках наших предках на полях исторических сражений и о подвигах солдат РФ.

( Звучит песня «Служить России!»)

Учитель: Заканчивается урок , но мне бы хотелось чтобы Вы ответили на самый главный вопрос : Если вы считаете, что молодые люди должны нести воинскую обязанность поднимите сигнальную карточку зеленую, если нет, то – красную.

Учитель: Если вы уходите с урока с хорошим настроением, поднимите сигнальную карточку зеленую, если нет, то – красную.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории обществознания:

Источник: https://doc4web.ru/obschestvoznaniya/metodicheskaya-razrabotka-uroka-prava-v-klass-voinskaya-obyazann.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.