+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Требования определяющие уровень защищенности персональных данных утверждены. Определение уровня защищенности испдн

Как определить уровень защищенности информационных систем

Требования определяющие уровень защищенности персональных данных утверждены. Определение уровня защищенности испдн

Правительство Российской Федерации устанавливает перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

На данный момент требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах установлены постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Постановление пришло на смену утратившему силу постановлению Правительства РФ от 17.11.2007 N 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» и приказу ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 г.

N 55/86/20, который утверждал порядок классификации ИСПДн.

Таким образом, сейчас перечень обязательных организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных определяется в соответствии с установленным для информационной системы уровнем защищенности персональных данных.

В свою очередь уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах определяются исходя из следующих условий:

1) категория субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются в информационной системе: сотрудники или иные лица;

2) количество субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются в информационной системе: до 100 000 или более 100 000;

3) категория персональных данных, обрабатываемых в информационной системе:

  • специальные,
  • биометрические,
  • общедоступные,
  • иные;

4) тип актуальных угроз безопасности персональных данных:

  • актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных возможностей в системном программном обеспечении;
  • актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных возможностей в прикладном программном обеспечении;
  • актуальны угрозы, не связанные с наличием недокументированных возможностей в системном и прикладном программном обеспечении.

Чем выше определен уровень защищенности персональных данных, тем больше мер по обеспечению безопасности персональных данных требуется выполнить.

Если по ошибке определить более высокий уровень защищенности, то, соответственно, придется строить более дорогую систему защиты персональных данных.

Рассмотрим типовые варианты информационных систем, которые используются в большинстве медицинских учреждений.

Защита типовой системы: скромно и со вкусом

Организация защиты информации в медицинском учреждении строится на общих принципах защиты ИСПДн. Например, практически в любом учреждении здравоохранения установлена типовая информационная система персональных данных для учета кадров и расчета зарплаты.

Субъекты обработки персональных данных в этом случае — сотрудники организации, а цель обработки ПДн — обеспечение соблюдения в отношении сотрудника законодательства Российской Федерации в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

В такой информационной системе не ведется обработка биометрических или специальных категорий персональных данных, а значит, определение уровня защищенности будет зависеть от актуальных угроз безопасности персональных данных, определенных для данной информационной системы.

В большинстве случаев для подобного рода информационных систем актуальны угрозы, не связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в системном и прикладном программном обеспечении, а следовательно, в информационной системе необходимо будет обеспечить четвертый уровень защищенности персональных данных, т. е. потребуется выполнение минимального перечня организационных и технических мер.

ИС федерального масштаба: все, как у людей

Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР) — система, предназначенная для сбора, хранения и обработки данных учета медицинского персонала субъектов Российской Федерации, а также для контроля распределения и перемещений медперсонала. Как и в описанной выше информационной системе, в ФРМР не ведется обработка биометрических или специальных категорий персональных данных, и при схожих характеристиках в ФРМР требуется обеспечить такой же уровень защищенности.

Несмотря на то что категория субъектов ПДн и обрабатываемые данные в обеих системах практически аналогичны, объединять их в одну ИС все же не стоит, поскольку цели обработки ПДн в первом случае — это исполнение требований трудового законодательства, а во втором — требований Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медицинские информационные системы: зона особого внимания

С помощью медицинских информационных систем сотрудники медицинских организаций решают целый ряд задач:

  • ведут электронные амбулаторные карты, электронную регистратуру;
  • обрабатывают данные медицинских исследований в цифровой форме;
  • собирают и хранят данные мониторинга состояния пациента с медицинских приборов;
  • используют как средство общения между сотрудниками;
  • анализируют финансовую и административную информацию.

При определении уровня защиты для медицинских информационных систем следует принимать во внимание ряд факторов:

  • в МИС обрабатываются ПДн специальной категории (состояние здоровья, диагнозы, данные с медицинских приборов и т. д.);
  • субъекты ПДн не являются сотрудниками организации, и их количество может варьироваться.

В зависимости от количества обрабатываемых субъектов персональных данных и типа актуальных угроз безопасности в МИС требуется обеспечить второй или третий уровень защищенности персональных данных.

Прочие информационные системы в сфере здравоохранения

В зависимости от инфраструктуры и задач учреждения в организации могут функционировать и иные ИС. Для них действует точно такой же алгоритм определения требуемого уровня защищенности ПДн, что и для систем, речь о которых шла выше.

Если субъекты и цель обработки ПДн в нескольких информационных системах совпадают, то их можно объединить и выстроить для них единую систему защиты персональных данных.

В заключение напомним, что уровень защищенности персональных данных в информационных системах определяется оператором персональных данных самостоятельно, а следовательно, и выбор организационных и технических мер по защите персональных данных лежит на плечах оператора.

Однако не стоит забывать, что завышение уровня защищенности приведет к увеличению стоимости системы защиты персональных данных, а занижение уровня защищенности персональных данных является нарушением.

Дабы не ломать себе голову вопросом «а правильно ли я классифицировал ИС?», доверьтесь профессионалам.

Специалисты «Контур-Безопасность»

  • составят модель угроз
  • классифицируют информационную систему
  • помогут выбрать оптимальные средства защиты
  • грамотно выстроят систему защиты

Узнать больше

Максим Малкиев, эксперт по защите информационных систем персональных данных компании «СКБ Контур», проект «Контур-Безопасность»

Источник: https://kontur.ru/articles/1940

Классы защиты персональных данных | Уровни защищенности персональных данных

Требования определяющие уровень защищенности персональных данных утверждены. Определение уровня защищенности испдн

Параметры защиты персональных данных (ПД) – это некоторая совокупность определенных условий по соблюдению требований правовых норм, позволяющая эффективно защитить информационные системы, содержащие, перерабатывающие и использующие эту информацию, от несанкционированного доступа.

Категории ИСПДн

К основным данным персонального характера относятся ФИО, дата рождения, адрес проживания, имущественное состояние, наличие образования, принадлежность к какой-либо профессии. Операторами этих и многих других данных являются госорганы, муниципальные органы, физические и юридические лица, обрабатывающие ПД.

Субъектами ПД являются физические лица. Оператор обязан создать необходимые условия по защите этой информации в соответствии с нормами законодательства РФ.

Постановлением № 1119 от 1 декабря 2012 г. вместо применяемых в России ранее классов информационных систем персональных данных (ИСПДн) применяются уровни защищенности ПД. Этот документ определяет конкретные требования к защите ПД при работе с ними в информсистемах и к уровням их защищенности.

Уровень защищенности зависит от:

  • категорий данных;
  • актуальных угроз;
  • числа людей, обработка ПД которых осуществляется;
  • контингента граждан – субъектов этих данных.

Информсистемы ПД делятся на четыре категории:

  1. Биометрические содержат информацию о биологии и физиологии субъекта, с помощью которой становится возможной идентификация его персоны.
  2. Специальные включают в себя расовую и национальную принадлежность, политические предпочтения, религиозные или философские верования и убеждения, информацию о состоянии физического и психического здоровья, сексуальном выборе и жизни.
  3. К общедоступным отнесены сведения об основных персональных данных, являющихся достоянием широких масс благодаря легкодоступным источникам, в которых они хранятся и обрабатываются.
  4. Иные ИСПДн используют данные, отсутствующие в предыдущих группах.

Объемы обрабатываемых личных данных в ИСПДн делятся на две группы: до 100 000 человек и более 100 000.

По форме взаимодействия между оператором и субъектами работа с ПД делится на два вида:

  • работа с ПД сотрудников;
  • работа с ПД других людей.

К числу актуальных угроз безопасности ПД можно отнести намеренный или случайный несанкционированный доступ, в результате чего данные могут быть уничтоженными, сфальсифицированными, измененными, блокированными, скопированными, распространенными средствами массовой информации и т. п.

Возможность устанавливать типы существующих актуальных угроз предоставляется самому оператору с привлечением специалистов по информационной безопасности.

К актуальным типам угроз относят:

  • недокументированные возможности системного программного обеспечения ИСПДн, которые позволяют осуществлять несанкционированный вход;
  • недокументированные возможности прикладного ПО;
  • другие угрозы.

Уровни защищенности ИСПДн

Всего существует четыре уровня защищенности (УЗ) ПД.

УЗ-1 устанавливается:

  • если существуют угрозы I типа и информсистема работает со специальными, биометрическими или иными категориями ПД;
  • если существуют угрозы II типа и информсистема работает со специальными категориями ПД свыше 100 тысяч граждан.

УЗ-2 устанавливается при угрозах типов:

  • I и работе с общедоступными личными данными;
  • II и работе с личными данными служащих оператора или при работе со специальной категорией ниже 100 тысяч человек;
  • II и работе с использованием биометрических личных данных;
  • II и обработке общедоступных личных данных при количестве от 100 тысяч человек (без персонала оператора); 
  • II и работе с другими видами ПД с количеством от 100 тысяч человек (без учета работников оператора); 
  • III и работе со специальной категорией более чем 100 тысяч человек (не считая персонала оператора). 

УЗ-3 устанавливается при наличии угроз следующих типов:

  • II, включая работу с ПД общедоступного характера с количеством людей до 100 тысяч человек;
  • II с работой с другими категориями до 100 тысяч человек;
  • III с обработкой специальных категорий до 100 тысяч человек;
  • III с использованием биометрических ПД;
  • III с работой с другими категориями, превышающими 100 тысяч человек (кроме персонала оператора).

УЗ-4 устанавливается при угрозах:

  • III типа и работе с общедоступной информацией;
  • III типа и обработке других категорий меньше 100 тысяч человек.

Требования к защите личных данных для существующих уровней защищенности

ТребованияУровни защищенности
1234
Запрет присутствия посторонних личностей в местах обработки ПД++++
Сохранность носителей данных++++
Составление руководством списка работников, которые имеют свободный доступ к личным данным++++
Использование сертифицированных, согласно законодательству, устройств защиты данных++++
Назначение ответственного сотрудника за надлежащее обеспечение защиты ПД+++
Ограничение доступности электронного журнала сообщений++
Если служебные полномочия сотрудника изменяются, то делается автоматическая запись в электронный журнал безопасности+
В составе учреждения, обрабатывающего ПД, должен быть отдел, занимающийся вопросами безопасности +

Если уровень защищенности ПД уже установлен, становится возможным подбор подходящих мер организационного и технического характера обеспечения безопасности ПД в соответствии с приказом № 21 от 18.02.2013 ФСТЭК РФ.

Требования приводятся в исполнение самим оператором, или к этой работе привлекаются по договорам юридические или физические лица, имеющие лицензию на технические способы защиты конфиденциальной информации. Оператор ИСПДн определяет уровень защищенности ПД и оформляет соответствующий акт.

Проверка выполнения предусмотренных норм безопасности должна осуществляться не реже одного раза в три года.

Источник: https://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/zaschita-personalnykh-dannykh/realizaciya-zashchity-personalnyh-dannyh/klassy-zashchity-personalnyh-dannyh/

Защищаем персональные данные по новому приказу ФСТЭК. Больше ответов или вопросов?

Требования определяющие уровень защищенности персональных данных утверждены. Определение уровня защищенности испдн

15 мая 2013 года Минюст наконец-то зарегистрировал приказ ФСТЭК № 21 от 18 февраля 2013 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Почему же «долгожданный»? Да потому, что с момента выхода постановления Правительства РФ № 1119 (1 ноября 2012 года) любые вопросы по технической защите персональных данных оказались в неопределенно-подвешенном состоянии.

Получилось так: новым постановлением отменены старые классы информационных систем персональных данных (ИСПДн) и введено понятие «Уровни защищенности ИСПДн», но как и чем защищаться в каждом конкретном случае как раз и должен был нам рассказать новый приказ ФСТЭК, который мы ждали «каких-то» полгода.

Сразу после опубликования нового приказа по Интернету прокатилась волна восторженных отзывов о новом документе. Мол, это огромный шаг вперед в сфере законодательства по защите персональных данных.

В какой-то мере это действительно так (учитывая то, что предыдущие документы выходили сразу морально устаревшими и не учитывали многих нюансов функционирования современных информационных систем — мобильные платформы, виртуализация и тд), но, лично у меня к новому документу есть масса претензий. В этой статье я постараюсь простым языком проанализировать новый документ ФСТЭК России, взвесить его плюсы и минусы, а также постараться ответить на вопрос «что же теперь делать операторам персональных данных?».

Что из себя представляет документ в целом

В целом, это действительно шаг вперед в плане законотворчества в сфере защиты персональных данных. Наконец-то в списке мер мы увидели упоминание мобильных устройств и средств виртуализации, чего раньше законодатели тщательно старались избегать.

Наконец-то нет обязаловки как в прошлом приказе: «Если у тебя ИСПДн 1 класса, тебе нужно потратить n денег на средства защиты информации, если 2 класса, то n-m денег, а если 3 класса, то n-m-k денег.».

Сейчас ситуация такая: у нас есть 15 групп различных технических и организационных мер, в каждой группе от 2 до 20 различных мер, напротив каждой меры отмечено, является ли эта мера базовой (я буду их называть далее условно обязательными) для определенного уровня защищенности (если стоит плюс, то мера базовая, если нет — компенсирующая).

Тут нужно заметить, что в перечне есть немало мер, которые могут быть только компенсирующими, то есть не отмечены плюсом ни для одного из четырех уровней защищенности.

Оператор персональных данных действует по следующему алгоритму: — определяет уровень защищенности своей ИСПДн согласно ПП 1119; — выбирает все меры, которые отмечены плюсом для выбранного уровня защищенности (базовые меры); — убирает из полученного списка меры, которые связаны с технологиями, не используемыми в ИСПДн (например, убираем меры для защиты виртуальной инфраструктуры, если средства виртуализации не используются); — смотрит на полученный список мер и сравнивает с актуальными угрозами в модели угроз, если выбранными мерами нейтрализуются не все актуальные угрозы, добавляет в список компенсирующие меры, необходимые для нейтрализации всех оставшихся угроз; — добавляет к полученному списку меры, определенные в других нормативных актах (например в ПП № 1119 есть небольшое количестве мер, а также есть общие требования в ФЗ-152), после чего получает итоговый список мер, которые нужно выполнить; — выполняет меры из окончательного списка… Вроде бы все просто: определяем уровень защищенности, рисуем модель угроз, выбираем и уточняем меры из нового приказа ФСТЭК, выполняем эти меры и у нас комар носа не подточит. Но…

Ложка дегтя

Собственно здесь начинается критика как нового документа, так и остального законодательства в целом.

Проблемы у 21 приказа ФСТЭК в целом такие же как и у многих других законодательных документов — использование размытых формулировок, возможность двоякого толкования текста, отсутствие пояснений там, где они жизненно необходимы.

Понять как тщательно готовился документ и сколько раз его перечитывали и редактировали за эти полгода можно уже по тому факту, что после четвертого пункта в приказе сразу идет шестой… Ну ладно, это придирки, а что есть по существу?

Непонятки начинаются с классики жанра, которая тянется с незапамятных времен. Пункт 2 документа гласит, что для выполнения работ по защите ПДн могут привлекаться организации, имеющие лицензию на техническую защиту конфиденциальной информации (ТЗКИ).

Эта фраза кочует из документа в документ ФСТЭК уже давно, но что значит «могут» однозначного ответа так и нет. Естественно, ушлые интеграторы будут трактовать это как «могут привлекать сторонние организации, если сами не имеют лицензию на ТЗКИ». Формально, они будут правы, потому что если копнуть другие нормативные акты, выясняется, что под ТЗКИ попадает даже банальная установка антивируса, а в положении о лицензировании касаемо ТЗКИ нет оговорки о том, что лицензия не нужна если работы проводятся для личных нужд. Но операторы не любят выкидывать деньги на ветер и, к несчастью ушлых интеграторов, включают здравый смысл и трактуют это предложение как «могут привлекать, а могут и сами сделать». Это первое место, где не помешало бы более конкретно описать условия привлечения сторонних организаций.

Едем дальше. Пункт 3 говорит нам о том, что меры по обеспечению безопасности ПДн должны быть направлены на нейтрализацию актуальных угроз безопасности. С другой стороны ФЗ-152 говорит нам о том, что организационные и технические меры применяются для выполнения требований по защите ПДн. Так все-таки, есть у нас свобода или очередная обязаловка? Опять необходимо разъяснение.

Далее. Шестой пункт гласит о том, что раз в 3 года оператор самостоятельно или с привлечением сторонних организаций должен проводить оценку эффективности реализованных мер защиты ПДн. Тут получилось как с оценкой вреда субъекту персональных данных в 152-ФЗ. Получается, что оценку провести нужно, а какой-либо методики проведения такой оценки нет. А может быть оценка эффективности является заменой аттестации информационной системы? Тогда почему оператор может проводить ее самостоятельно, не имея лицензии на ТЗКИ?

Десятый пункт документа на первый взгляд очень многообещающий, в нем сказано “При невозможности технической реализации отдельных выбранных мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также с учетом экономической целесообразности на этапах адаптации базового набора мер и (или) уточнения адаптированного базового набора мер могут разрабатываться иные (компенсирующие) меры, направленные на нейтрализацию актуальных угроз безопасности персональных данных“.

Казалось бы, вот оно — ссылаемся на экономическую нецелесообразность и не покупаем никаких сертифицированных средств защиты. Ну тут же нас выводит из состояния эйфории следующий абзац: «В этом случае в ходе разработки системы защиты персональных данных должно быть проведено обоснование применения компенсирующих мер для обеспечения безопасности персональных данных».

То есть вот как, просто сказать проверяющему «Мы тут с мужиками прикинули и решили, что внедрять сертифицированные СЗИ это слишком дорого и поставили бесплатный китайский антивирус» не получится. Нужно показывать какие-то бумажки, обосновывающие применение иных мер, а не базовых. Как обосновать? Мне пока на ум приходит только проведение процедуры анализа рисков по ISO 27001, что, в случае найма для этих целей сторонней организации, само по себе может влететь в копеечку. К тому же, еще не факт, что анализ рисков покажет, что внедрять сертифицированные СЗИ экономически нецелесообразно… Собственно тут мы и дошли до основной части документа — приложение с перечнем мер. Тут тоже не все так просто как хотелось бы. Вроде бы и меры разбиты на группы и удобно пронумерованы, вроде бы и удобные столбики с плюсиками показывают является ли в нашем случае та или иная мера условно обязательной или нет. Но, все равно, после изучения таблицы с мерами остается чувство неопределенности. Вот, например, пункт четвертый основного текста приказа уже не обязывает, вроде как, применять только сертифицированные СЗИ. Это хорошо. Но этот же пункт и не говорит прямым текстом, что можно применять несертифицированные СЗИ или не применять СЗИ вообще. Вот как он звучит дословно:

Меры по обеспечению безопасности персональных данных реализуются в том числе посредством применения в информационной системе средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия, в случаях, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз безопасности персональных данных.

В то же время, первая же мера, условно обязательная для всех уровней защищенности, звучит так: «Идентификация и аутентификация пользователей, являющихся работниками оператора». Понятно, что эта мера может быть реализована и штатными средствами любой ОС.

И вроде как четвертый пункт не обязывает применять тот же Secret Net или Dallas Lock, но где гарантия, что не придет проверяющий и не скажет «Вы все не так поняли, тут должно стоять сертифицированное СЗИ, вот вам предписание»? Кто и как определяет — для нейтрализации конкретной угрозы необходимо ли сертифицированное СЗИ или можно обойтись без него? Почему нельзя написать прямым текстом, что применение сертифицированных СЗИ не обязательно, или обязательно в каких-то конкретных случаях?

Ну и формулировка самих мер иногда очень интересна. Вот например условно-обязательная мера защиты сред виртуализации для уровней защищенности от третьего и выше:

«Разбиение виртуальной инфраструктуры на сегменты для обработки персональных данных отдельным пользователем и/или группой пользователей».

По какому принципу сегментировать-то? И в чем такая необходимость? Конечно, мы можем при уточнении или адаптации набора мер выкинуть эту меру из списка, но опять же, а если проверяющий скажет «Вы все не так поняли…»? Я очень надеюсь, что когда-нибудь представители ФСТЭК все же дадут официальные разъяснения по поводу спорных вопросов.

Вместо резюме

В общем и целом заметны попытки ФСТЭК дать большую свободу действия операторам при выборе стратегии защиты персональных данных, но размытости и неопределенности в формулировках в сочетании с неясностью позиции самого регулятора в спорных моментах, заставляют насторожиться.

Что же делать операторам сейчас? Тем, кто уже защитил свои ИСПДн по «старому стилю», немного подредактировать свою документацию, приведя ее в соответствие действующему законодательству. В любом случае, скорее всего, ваша система защиты в техническом плане будет соответствовать и новому документу, так как раньше требования были жестче.

Остальным — классифицировать свои ИСПДн, построить модель угроз, составить список мер и, по мере возможности, их выполнять. Мониторить всевозможные новости, касающиеся разъяснений регуляторов, практики проведения проверок, мнений экспертов и общей тенденции развития законодательства в этой сфере.

  • персональные данные
  • ФСТЭК

Хабы:

  • Информационная безопасность

Источник: https://habr.com/post/180623/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.