+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Теория солидаризма происхождения права. Теория солидаризма

Содержание

Реалистическая теория происхождения права: плюсы и минус – Плюс/минус

Теория солидаризма происхождения права. Теория солидаризма

14.01.2020

Теологическая теория происхождения государства и права берет за основу религиозные понятия. Теология – учение, объясняющее толкования и появления знаний о Боге. Она восходит к изысканиям ученых начала зарождения мира.

Институт теоретических идей возник в древних государствах: Вавилон и Египет. Пик популярности теология имела в эпоху развития феодального строя.

Государство – это то, что предложил людям Бог, его воля и создание. Это канон, фундамент теологической теории. Каковы основные положения теории, исходящие из религиозной основы? Кратко о «Теологическая теория происхождения государства» можно изложить следующим образом:

  • Власть, государственный порядок и устройство вечно и незыблемо;
  • Все, что предлагает государство и его представители, не обсуждается, так является святым (божественная суть науки);
  • Человек не имеет права вмешиваться в государственную власть, так как это не в его воли. У него нет прав и на внесение изменений в дела государей, монархов и всех власть имущих;
  • Власть монарха дана выбранным свыше, пытаться убрать государевых мужей, значит идти против Бога.

Сторонники теории убеждали людей в том, что божественный продукт – государство – зависит только от религиозных организаций и деятелей, тогда как договорная предлагала изучать появление договорных отношений между людьми, а психологическая – проникать в психику человека.

У теологической теории два основателя:

  • Ф. Аквинский;
  • А. Августин.

Время возникновения и распространения – 13 век. Одним из основоположников является Аврелий Августин. Он предлагал разделять людей на 2 группы:

  • живут, выполняя волю Бога;
  • предпочитают придерживаться человеческим законам бытия.

По мнению ученого, человек греховен, не способен изменить свою суть, не в его силах создать на Земле общество, государство с идеальным устройством. Бог – единственный создатель вечного земного порядка и государства, в том числе.

Другой автор – Фома Аквинский. Его труды интересны по распределению линий власти и взаимной подчиненности. у – Бог и им созданный и продиктованный Вечный Закон (послушание). Дальше все акты и указы (низшие законы) делятся на три группы:

  • естественные;
  • позитивные;
  • божественные.

Первая группа (естественные) – это отражение Вечных канонов в человеческом разуме. Они заставляют людей сохранять себя, продолжать человеческий род (думать о потомстве), уважать себе подобных. Позитивный свод правил – путь достижения человеком уровня высокой нравственности.

Как объясняет теория приобретение добродетелей? Перед Богом нужно испытывать страх, понимать его силу. Боязнь наказания за нарушение божественных требований – основа духовности и религиозности, на которых держится государство и жизнь в нем. Божественные акты расписаны в Библии.

Их характеристика подробна и понятна: забыл, засомневался – книга поможет и наставит на истинный и правильный путь.

Интересно, что оба автора развивают идеи друг друга, хотя их века и знания различны.

У теории есть достоинства и недостатки. Они помогают понять, что защищает наука. Основной тезис – «вся власть от Бога», – оспаривается. Какие плюсы и минусы можно выделить.

Минусы:

  • нет научного доказательства наличия Бога, поэтому нет научности в самой теории;
  • все основывается на вымысле человека о своем происхождении и появлении общественных объединений;
  • отсутствие научных основ не дает возможности опровергнуть теорию.

Плюсы:

  • монорелигия и государство появляются одновременно;
  • теория направлена на укрепление порядка в обществе;
  • объясняет теократические государства – первые виды общественных объединений;
  • является теорией, останавливающей развитие войн, революций, насилий;
  • представителем и приверженцем теории может быть человек любых идеологий: ислам, католик.

Теологическая теория продолжает находить свое место в современном мироустройстве. Официально признана в Ватикане, распространена в Иране, Саудовской Аравии.

Мы познакомились с основными положениями теологической теории происхождения государства, ее сути и отличия от других позиций ученых. Изучили кратко идеи основоположников теории. Выяснили, что по теологической идеологии государство – это продукт, созданный силами, не подвластными человеку, – Богом. У теории есть свои положительные моменты, но есть и минусы.

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 276.

Источник:

Реалистическая школа права

Возникновение иразвитие этой теории связано с именем

Р.Иеринга.

Подвергнув критике положенияестествено-правовой, социологической, исторической школы, Иеринг призвалюристов «спуститься с неба на землю» исосредоточить внимание на исследованииправа в связи с реальной жизнью, еепотребностями (отсюда и название теории

).

Представления о праве он связывал стакими факторами как цель, борьба,сознание, воля, интерес, обеспечениеблагоприятных условий жизни и т.д. «Цельправа, — писал он,- мир, средство для этого– борьба, жизнь права — борьба народов,государственной власти, сословий,

индивидов»14.

Поэтому, по мнению автора, право естьнепрерывная работа и притом не только государственной власти, но и всегонарода. Эта теория оказала значительноевлияние на последующее развитие юридической науки. Ее отдельные положениянашли отражение в содержании иных

школ.

Теория солидаризма и социальных функций

Известный представитель этой школы французский ученый начала ХХ в. Л. Дюги.

По егомнению, спасение общества от гибели врезультате социальных противоречийвозможно только на основе их примирения,обеспечения солидарности и гармонииинтересов различных классов и иных

социальных групп.

Путь к этому — ввыполнении каждым членом общества своихобщественных обязанностей – «социальныхфункций», предписанных для них возвышающейся над обществом «высшей

нормой социальной солидарности».

Поэтомув любой ситуации люди подчинены социальной норме, основанной насоединяющей их взаимозависимости.Отсюда он рассматривает право толькокак право объективное. Но источникомего является не государство, а высшаянорма социальной солидарности. Эта-товысшая норма и является основой

деятельности государства, определяет ее пределы.

Либертарная теория права

Этатеория разработана видным советскимученым В.С. Нерсесянцем. Суть еезаключается в особом понимании содержанииправа. По мнению автора, право, какявление, основано на идее свободы исправедливости. Отсюда оно определяетсякак «форма выражения свободы вобщественных отношениях, как мера этой

свободы, форма бытия свободы, формальная свобода».

15Здесь налицо попытка показать единствоправа и морали в регулировании общественныхотношений, подчеркнуть нравственноесодержание права. Однако при этом право и свобода, справедливость, а посути, мораль отождествляются. Вместе с

тем, право и мораль — самостоятельные социальные явления.

Не случайно, указаннаяконцепция не получила широкой поддержки

среди отечественных ученых.

Каквидим, наукой разработано достаточнобольшое количество теорий, отражающих существо права, что говорит о егосложном противоречивом характере. Вместе с тем, для правильного применения,эффективного правового регулирования необходимо не отрицание отдельныхконцепций, а поиск их точек соприкосновения,определение того общего , что их

объединяет.

Современное
понимание права в отечественной науке

В отечественнойнауке наибольшее распространениеполучила концепция двойственногоподхода к праву: это естественно-правовая концепция и теория позитивного права.В отдельных случаях эти концепциипротивопоставляются друг другу. Это касается, прежде всего, проблемы

соотношения «права» и «закона».

Приэтом под «правом» понимается чисто«правовая» основа явления — права,свободы, справедливость, мораль,естественные возможности человека ит.д. «Закон» же трактуется как нормативное положение, издаваемое

государственной властью.

В этих условиях,по мнению некоторых авторов, закон может быть и «неправовым», то есть неотражать подлинного правового

содержания.

Разумеется, правои закон – не одно и то же. Однако признаниеих несовместимости, разрыв между нимине может не оказать негативного влиянияна само понимание права, его роль в

регулировании общественных отношений.

Право как явление не может существовать вне конкретной, присущей ему формы.Это относится и к естественному праву,которое, будучи не закрепленным, остается элементом правосознания, моральным

компонентом.

Это же относится и к
пониманию свободы, справедливости.

Вдействительности же естественные праватолько тогда получают качество «права»,когда они нормативно закреплены. Поэтому

естественное право выступает как содержание, основа позитивного права.

Следовательно, важно не отождествлениеи тем более не противопоставление этихявлений, а четкое закрепление естественныхправ в системе письменных нормативныхположений. А его обеспечивают компетентныегосударственные органы (правотворческие

органы).

Поэтому для субъектов праваоно выступает, прежде всего, в виде письменных, позитивно закрепленных

правил поведения, норм.

Позитивное(нормативное) понимание права делаетупор на раскрытие роли права как четкого,властного регулятора общественныхотношений в целях формированиягражданского общества и правовогогосударства, осуществления связанныхс этим социальных реформ, обеспечения интересов, прав и свобод граждан,укрепления законности и правопорядка16. Исходя из этого, можно дать обобщенное

понятие права.

Источник:

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

АННОТАЦИЯ

Образование новых государств неизбежно ведет к созданию своей правовой системы. В статье анализируются основные теории происхождения права и их характеристики. Исследованы основные преимущества и недостатки теорий происхождения права.

Ключевые слова: теория происхождения права, естественно-правовая теория, историческая теория, нормативистская теория, материалистическая теория, психологическая теория, социологическая теория, общественные отношения.

Актуальность темы, заключается в том, что право является одним из самых сложных общественных явлений. Выступая регулятором общественных отношений, право затрагивает интересы каждого человека, а также различных социальных групп. Существование современного цивилизованного общества невозможно без права, поэтому большое значение имеет изучение теорий происхождения права.

В настоящее время выделяют несколько теорий происхождения права, основными из которых являются: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.

Все эти теории имеют право на существование и каждая из них оказала определенное влияние на становление права.

Естественно-правовая теория получила развитие в XVII — XVIII вв. Основоположниками данной теории являются: Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев [1].

В рамках данной теории право и закон существуют как две самостоятельные категории. В свою очередь право делится на позитивное и естественное.

Представители данной теории придерживаются мнения о том, что право отождествляется с моралью. Основой права, определяющей правотворческий и правоприменительный процесс, выступают нравственные ценности, к числу которых относятся: справедливость, свобода, равенство.

В рамках данной теории источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

Основными достоинствами данной теории являются:

  • это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
  • сторонниками естественно-правовой теории, верно, отмечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т. е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;
  • провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Основным недостатком данной теории является то, что основу права составляют нравственные ценности. Это в свою очередь умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного.

Источник: https://narobraz.ru/tovary-i-uslugi/realisticheskaya-teoriya-proishozhdeniya-prava-plyusy-i-minus.html

2.9 Теория солидаризма

Теория солидаризма происхождения права. Теория солидаризма
Обоснование государства в правовых теориях

Представителями расовой теории считаются Ж. Гобино и Ф. Ницше. Теория говорит о том, что человеческие расы не равны – их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими…

Обоснование государства в правовых теориях

f3.3 Классовая теория

Представителями классовой теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Наиболее полно эта теория изложена Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс Ф. Происхождение семьи…

Общая характеристика теорий происхождения государства и права

2.1 Органическая теория

Появление в XIX столетии дарвинизма (материалистической теории эволюции органического мира) породило попытки механического перенесения биологических закономерностей (межвидовая и внутривидовая борьба за выживание, естественный отбор…

Общая характеристика теорий происхождения государства и права

2.2 Теория насилия

В XIX веке на Западе получила распространение теория насилия. Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909)…

Понимание права в отечественной и мировой юриспруденции

b) теория юридического позитивизма и теория нормативизма

Теория юридического позитивизма зародилась в середине 19го века. Возникает она в значительной степени как оппозиционная «естественному праву»…

Происхождение государства

§ 7. Расовая теория (теория инцеста – кровосмешения)

Ее основателем считается французский граф Ж. Гобино (1816-1882), автор четырехтомного труда «Опыт о неравенстве рас». Гобино пытался объяснить весь ход человеческой истории, исходя из тех особенностей…

Современные теории возникновения государства

2.3 Теория насилия и классовая теория

Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре…

Современные теории возникновения государства

3.1 Договорная теория

По мнению многих мыслителей, люди вынуждены были заключить договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. Они взаимно согласились отказаться от свободы делать все для самосохранения…

Теоретическое обоснование происхождения права

2.1 Теологическая теория

Рассматриваемая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога: ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть вне решения вопроса о существовании бога…

Теоретическое обоснование происхождения права

2.2 Патриархальная теория

Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое общество изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. Он полагал…

Теоретическое обоснование происхождения права

2.5 Психологическая теория

Эта теория получила распространение в начале XX столетия в Германии, Франции, России. Одним из ее основоположников является российский правовед Л.И. Петражицкий (1867-1931). Сообразно его представлениям…

Теоретическое обоснование происхождения права

3.1 Органическая теория

Все теории, объясняющие происхождение права с тех или иных материалистических позиций, в той или иной мере служили своего рода противовесом господствующим до того теологической и естественно-правовой теориям…

Теоретическое обоснование происхождения права

3.2 Теория насилия

В XIX в. на Западе получила распространение теория насилия. Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социологи государствовед Л. Гумплович (1838-1909)…

Теории происхождения государства и права

f2.6 Теория общественного договора (Договорная теория)

Эта теория объясняет происхождение государства посредством заключения общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа…

Характеристика основных концепций происхождения государства и права

2.1 Ирригационная, патриархальная теории, теория насилия, договорная теория

К. Виттфогель в работе «Восточный деспотизм», основываясь на конкретных исторических фактах, проявлял особый интерес на строительстве ирригационных сооружений в восточных областях. Люди, проживающие на территории Египта…

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/96902

Солидаризм

Теория солидаризма происхождения права. Теория солидаризма

Определение 1

Солидаризм – это наиболее стабильный и прогрессивный путь общественного развития, который своим появлением знаменует выход за границы двух основных полюсов – социализма и либерализма.

Рисунок 1. Солидаризм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Солидаризм крайне близок психологии человека и полностью отвечает исторической концепции его поведения. Данное направление вносит устойчивость в его внутренний мир и укрепляет своими законами веру в традицию, подготавливая тем самым к активной деятельности во внешней и международной сферах.

Солидаризм не поддерживает крайностей беспредельного либерализма и индивидуализма, а также избегает принципов тирании социализма. Этот путь комплексного развития общества отвечает естественному мотиву человеческого поведения – единству, хотя он так имеет отличия в области социальности и социализма.

Солидарность в очень широких понятиях не означает глобального солидаризма как концепции хозяйства и как взаимодействия общественных отношений в государственном масштабе. Однако внедрение указанного направления возможно только при условии грамотного воспитания ряда поколений в этике и духе солидарности.

  • Курсовая работа 440 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Человек представляет собой существо общественное, поэтому одним из важных проявлений общественного инстинкта выступает действие, которое должно подчиняться общности интересов. Люди в своих отношениях всегда руководствуется солидарностью, а не только альтруизмом, который необходимо отнести к эгоизму, предполагающий осознание взаимной выгоды.

Основные черты солидаризма

На основе солидаризма формируется комплексная система хозяйства и права, которая кардинально отличается от двух противопоставляемых видов общественного порядка.

Основными характеристиками солидарности выступают:

  • этика солидарности – предполагает не только взаимодействие себялюбия и самоотверженности, а и желание человек ежедневно вступать в эго-альтруистические отношения, которые в основном базируются на осознании единства и выражаются в компромиссах, уступках и согласованиях для взаимной выгоды;
  • солидаризм, как общественный систематический порядок, не навязывает обществу тех целей и задач, которые чужды ему, и не приносит индивидуальные требования в жертву “общему благу”, если только данное пожертвование не вознаграждается пользой для всех участников солидарной группы;
  • солидаризм в идеологии – в качестве идеологических начал это направление трансформируется в уникальных правовых принципах, обеспечивающих полноценное объединение и совместную защиту общественных интересов, а также необходимое согласование требований противоположных групп, чтобы человек, подчиняющийся конкретному союзу, смог найти в нем надежное прикрытие своих прав от притязаний государства;
  • солидаризм в праве – подразумевает два основных вида права: защищающее личные интересы частной право и публичное право, которое встает на защиту исключительно общественных интересов;
  • солидаризм в экономике – включает в себя две концепции хозяйства: децентрализованную и централизованную, посредством которых каждый владелец сохраняет полную свободу или же становится исполнителем задания, которое напрямую исходит из единого государственного центра;
  • солидаризм как форма государственного устройства – возлагает на власти ключевые посреднические функции, которые в основном требуют высокого авторитета руководства страны и широких полномочий в плане грамотного согласования противоречивых интересов, где государственная структура должна обладать стабильностью;
  • солидаризм в семье – не допускает построение семьи на началах полного подчинения всех членов семейства только главе, так как можно представить себе полноценную семью, как свободное сожительство самостоятельных членов семейства, однако связанных узами общности и родства в домашнем хозяйстве.

Модернизация образования в свете солидаризма

Модернизация высшего образования в свете данного направления помогает подготовить кадры общественных и государственных деятелей, которые проникнувшись планами и идеями национальной солидарности и общенациональных задач, смогут правильно связать конкретные группы и сообщества согласованной работой, без грубых нарушений свободы участников.

Замечание 1

Солидаризм в целом решает вопросы предпринимательской деятельности и ее роли в современном обществе.

Обоснование неизбежности возникновения этой позиции заключается в стремительном развитии общественного интеллекта, где основные логические приоритеты представителей либеральной и социальной сфер действуют исключительно на принципах, функционирующих в соседней общности информационных связок. Такое взаимодействие не подвергается сомнению и в обязательном порядке выполняется всеми участниками определенной группы.

Замечание 2

В условиях масштабной концептуализации социальной действительности, присущей советскому и западному нормативному типу, социальная реальность выполняет роль некой цепи, которая соединяет в одно целое циклические неравновесные процессы, раздваивающиеся на сопряженные или нейтральные направления.

В результат получаем систему, которая интегрируется на более стабильной основе и надежном в социальном плане принятии автономной позиции, вытекающей из заранее запланированных потоков действий.

Теория солидаризма Леона Дюги

Рисунок 2. Леон Дюги. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Определение 2

Леон Дюги (1859−1928 гг.) — известный ученый и теоретик права, конституционалист, а также декан юридического факультета в Бордо.

В своих работах Дюги всегда опирался на идеи выдающихся французских социологов Э. Дюркгейма, О. Конта и Л. Буржуа, и смог представить миру систему социальной солидарности. В теории ученого представлены прочные связи, которые объединяют людей в обществе и выступают узами солидаризма.

По мнению Дюги, общество можно разделить на определенные классы, которые должны выполнять свой долг, свою миссию и социальную функцию по предоставлению целостности и гармонии в общественных организациях.

Такие социальные связи базируются на правильном разделении труда, так как постоянное сотрудничество классов в данном процессе обязательно приведет к преодолению существующих теневых принципов капитализма мирным путем, без масштабных революций.

Факт общественной солидарности в работах теоретика должен осознаваться индивидами, а затем уже формировать норму социальной стабильности и справедливости. Дюги утверждал, что для получения хороших результатов необходимо делать все возможное для увеличения этой системы в обществе, а также всеми силами стараться не допустить ее обрушения.

Социальный принцип солидарности характеризуется как основа всего объективного права.

Мера социальной целостности формирует для индивида только право рассмотреть и изучить «социальную обязанность», конкретную функцию, в соответствии с которой, физическое лицо оказывается в системе общественной подчиненности.

В солидаризме существует лишь объективная власть — юридическая норма, которая ни индивиду, ни коллективу не предоставляет субъективных прав.

Л. Дюги говорил о надобности проведения социальной реформы в общества, и высказывал уверенность, что современное общество стремительно движется к некоему роду федерализации сообществ, организованных в синдикальный федерализм.

Всецелое индивидуалистическое право профессор предлагал заменить организаторским представительством организаций и профессиональных партий. Для этого классовое сообщество необходимо перестраивать на базе синдикатов, а затем уже объединять по кадровому признаку в соответствующие союзы.

Деятельность государственной власти будет руководиться специальной палатой, образованной из самых ярких представителей всех представленных синдикатов.

Некоторые представления и идеи, выдвинутые Дюги, смогли найти широкое применение и в наши дни.

Так, в Норвегии продолжительность трудового дня и минимальная оплата рабочего часа официально определяется заранее установленным соглашением союзов предпринимателей и рабочих. Этот контракт является договорным.

Таким образом, теория солидаризма Леона Дюги выделяет следующие основные постулаты:

  • современное общество должно складываться из связей, которые объединяют людей на основе целостности;
  • сотрудничество и взаимодействие классов, социальных сообществ регулируется исключительно социальной мерой солидарности;
  • сущность объективного права заключается в поддержании общественной подчиненности, с которой обязано считаться государство;
  • самостоятельный статус субъекта не допустим, и в особенности его субъективные права.

Подытожив, можно утверждать, что изначально социологическая юриспруденция подвергла жесткой критике солидаризм, прежде всего за смешение закона и общественного права. Но, с другой стороны, данная система сама страдает серьезными изъянами и требует корректировки.

Так, противопоставляются правопорядок и нормы, не принимается обязательный нормативный характер индивидуального права, отвергается нормативная сила законодательных проектов, что приводит к исключению из правовой науки важных и аксиологических проблем общественного права.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/solidarizm/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.