+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Темы исследовательский проект по экологии. Проекты по экологии

Экологический проект – выполненная и оформленная участником олимпиады работа по решению какой-либо экологической проблемы: улучшению состояния окружающей среды, экономии и сбережению ресурсов, охране природы, редких и уязвимых видов, информированию населения об экологическом состоянии среды обитания, повышению уровня экологической культуры населения, развитию ресурсосберегающих технологий, внедрению на практике идей устойчивого развития и т. п. Выполнение экологического проекта – обязательное условие участия школьника в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по экологии.

Помните, что экологический проект – не то же самое, что исследовательская работа! Экологический проект должен быть направлен на решение экологической проблемы, причем прямо или косвенно связанной с человеком и его деятельностью.

Содержание

Выбор темы

Первым важным шагом при написании экологического проекта является выбор темы. О том, как грамотно это сделать, Вы можете прочитать в презентации А. В. Полоскина.

Оформление результатов

Общие принципы оформления экологического проекта и советы структуре текста Вы можете найти в презентации Е. В. Ашик. Экологический проект должен быть представлен в оргкомитет олимпиады в распечатанном и переплетенном виде (формат А4, объем до 50 страниц). Оценку текста проекта жюри регионального этапа олимпиады проходит в соответствии с критериями.

Участвующий в олимпиаде по экологии проект, вне зависимости от выбранной Вами темы, состоит из нескольких блоков.

1. Титульный лист

Титульный лист должен содержать следующую информацию:

  1. Наименование учреждения (учреждений), где был выполнен данный проект;
  2. Название проекта;
  3. Фамилию, имя, отчество автора;
  4. Название образовательного учреждения и класс обучения автора проекта;
  5. Фамилию, имя, отчество, место работы и должность руководителя или руководителей проекта;
  6. Год выполнения проекта.

2. Введение

Это краткое описание выбранной Вами экологической проблемы и возможных экологических рисков, на снижение которых направлен проект, обоснование актуальности проекта, его цель и поставленные для достижения этой цели задачи.

Перед началом работы над проектом следует сформулировать гипотезу – предположение (чаще всего строится по принципу «если.., то»), которое в конце исследовательской части проекта можно-либо подтвердить, либо опровергнуть.

3. Обзор литературы

Вряд ли выбранная Вами тема исследования интересна исключительно Вам. Возможно, кто-то уже добился результатов в этой области, а может быть, другие школьники уже занимались подобными проектами. Заранее изучите этот вопрос, воспользовавшись различной литературой (научные статьи, сборники, тезисы конференций и т. п.), посмотрите, что уже сделано по данной проблематике.

4. Материалы и методы исследования

В данном разделе подробно опишите ход выполнения Вашего проекта. Укажите, где, в какие сроки и кем он был выполнен, если исследование состояло из нескольких этапов, опишите подробнее эту информацию.

Подберите описание объектов и района исследования (какие-либо качественные или количественные показатели), а также методы, которые Вы использовали для достижения поставленной цели, постарайтесь объяснить, почему именно эти, а не другие методы были использованы.

Если Вы статистически обрабатывали данные, то укажите и это, представьте формулы или назовите компьютерные программы, которыми Вы воспользовались.

4. Результаты и обсуждения

Раздел включает в себя четко сформулированные результаты исследования. Старайтесь подкреплять значения графическими объектами (графиками, гистограммами, фотографиями). Объясните полученные результаты с Вашей точки зрения, то есть почему данные получились именно такими, какие факторы повлияли, что это может означать, как полученные результаты сопоставляются с уже имеющимися в литературе.

5. Заключение и выводы

Выводы Вашего исследования должны быть конкретными, соответствовать задачам. Помните, что ознакомление с литературой или формулировка выводов — не являются выводами! Нет необходимости переписывать текст из предыдущих глав, выводы — новые умозаключения, обобщающие полученные результаты.

Заключение включает в себя оценку теоретической и практической значимости работы, в нем Вы подтверждаете или опровергаете поставленную гипотезу (если она была).

6. Мероприятия по снижению экологического риска (проектная часть)

Расскажите в данной главе о том, что было сделано Вами для снижения экологического риска, о котором говорилось еще во введении. Это могут быть какие-либо разработки (проекты систем, сооружений и т. п.

), просветительские проекты (планы школьных уроков, классных часов, брошюры, атласы, маршруты экскурсий) или же социальные проекты (планы мероприятий и отчеты к ним, обращения в органы местного самоуправления и т.

 п.).

Объясните, как можно практически использовать результаты Вашего проекта.

7. Список использованной литературы

Перечислите все источники, которыми Вы воспользовались. Обратите внимание, что на каждый пункт в списке должна быть ссылка в тексте проекта! Для грамотного оформления списка литературы мы рекомендуем пользоваться сайтом Google Scholar.

8. Приложения

В приложение обычно выносятся длинные таблицы, фотографии, нормативные документы, карты, материалы, иллюстрирующие практическую часть проекта — анкеты, конспект урока и т. п., которые в основной части могут информационно «перегрузить» главу.

Защита экологического проекта

Защита экологического проекта проводится в виде доклада автора проекта результатов своей работы (проекта) перед жюри. Доклад проводится в рамках открытой конференции и подразумевает возможность задачи автору вопросов по теме проекта.

Доклад сопровождается презентацией, выполненной автором в виде файла ppt, pptx, pdf (лучше сохранять сразу в нескольких форматах и на нескольких носителях).

На доклад автору предоставляется 7 минут, за которые он должен успеть донести до слушателей основные моменты своего проекта: проблематику, цель, задачи, методику, а также основные результаты, выводы и мероприятия по снижению экологического риска. Предпочтительно использовать как можно больше иллюстративного материала, то есть не обязательно отображать все полученные данные в виде чисел и таблиц, если их можно представить в виде графика.

В презентации НЕ должно быть больших блоков текста. Допускается использование слайдов, содержащих исключительно текстовую информацию, только для представления названия работы, целей и задач, а также выводов. Остальные слайды должны содержать по большей части графическую информацию.

Все надписи в презентации должны быть сделаны крупным шрифтом, чтобы их было видно даже с задних рядов (размер шрифта должен быть не меньше 24-го кегля, в том числе в подписях к картинкам; для заголовков слайдов — не меньше 40-го).

Не забывайте, что каждая фотография имеет своего автора! Поэтому проследите, чтобы у каждой фотографии была подпись (фамилия автора фото или сайт).

Критерии оценки защиты экологического проекта

  1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта
  2. Структурированность (организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания
  3. Культура выступления – чтение с листа или рассказ, обращённый к аудитории
  4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах
  5. Целесообразность, инструментальность наглядности, уровень её использования
  6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут)
  7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения
  8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении
  9. Культура дискуссии – умение понять собеседника и аргументировано ответить на его
  10. вопросы.

Источник: http://eco-bio.spb.ru/50-ecology/309-ekologicheskij-proekt

Темы проектов по экологии: определение, классификация, выбор темы и презентации

Темы исследовательский проект по экологии. Проекты по экологии

В настоящее время слово «экология» звучит достаточно часто. Эта важная и сложная наука привлекает к себе не только именитых ученых, но и начинающих исследователей. Для того чтобы сделать хороший проект на тему «Экология окружающей среды», ребенок должен овладеть навыками исследовательской работы.

Актуальность исследований

После введения образовательных стандартов второго поколения в детские сады и школы обязательным элементом каждой учебной программы стало участие детей в проектной и исследовательской работе.

Вовлечение подрастающего поколения в подобную деятельность способствует формированию активной гражданской позиции.

Проект по обществознанию на тему «Экология моего города» может стать началом большой творческой работы, направленной на улучшение качества жизни в своем родном городе.

Как определиться с темой

Самым сложным этапом для детей является выбор материала для проведения собственных опытов и экспериментов.

Именно поэтому темы исследовательских проектов по экологии часто предлагает педагог-наставник. Так как данная наука связывает сразу несколько областей, в рассматриваемых детьми работах используются знания по математике, физике, экономике, химии, биологии, обществознанию.

Элементы работы

Любой проект на тему «Проблемы экологии моего города» предполагает постановку цели, задач исследования, гипотезы, выбор методики. Для того чтобы оценить новизну создаваемого материала, выдвигается гипотеза (предположение) работы.

К примеру, проект на тему «Экология и экономика» предполагает подбор эффективных средств улучшения экологической ситуации. Сложно представить себе качественный материал по этой проблеме без математических расчетов, поэтому данная тема подходит для старшеклассников.

Проект на тему «Экология города» доступен ученикам начальной школы. Его можно оформить в виде красивой презентации, используя для этого ИКТ.

Темы проектов по экологии, выбираемые школьниками, должны быть интересными самим исследователям. В противном случае трудно будет вести речь о результативном и качественном эксперименте.

Примеры

Рассмотрим темы проектов по экологии, которые могут использовать в своих научных изысканиях современные школьники:

  1. “Человек и окружающая среда”.
  2. “Воздействие углекислого газа на здоровье человека”.
  3. “Эффективное средство для профилактики простудных заболеваний”.
  4. “Сколько денег теряет государство из-за плохой экологии”.
  5. “Негативное воздействие громкой музыки на психику подростков”.

Темы проектов по экологии могут быть и другими, выше приведен лишь небольшой их перечень. Прежде чем приступать к собственному эксперименту, молодой ученый вместе со своим наставником формулирует задачи и продумывает план работы.

В зависимости от темы проекта по экологии, подбирается определенная методика проведения экспериментов и опытов. Помимо проведения самой работы, важно уделить внимание оформлению ее результатов.

Некоторые темы проектов по экологии предполагают создание документальных роликов, компьютерных презентаций, поэтому от автора потребуется владение современным цифровым оборудованием.

Здоровье человека

Интересный проект на тему «Экология и человек» можно сделать на основе анонимного социологического опроса. К примеру, если воспользоваться несложной методикой, можно определить уровень гигиены полости рта у школьников. Предлагаем проект на тему “Экология и человек», выполнить который может старшеклассник.

“Зубы очень важны для нормальной жизни и деятельности человека. С их помощью происходит механическая обработка пищи. Это дает человеку возможность использовать разные по плотности продукты питания. Если в желудок будет поступать пища, которая не прошла нормальное измельчение, это приведет к серьезным болезням желудочно-кишечного тракта.

Человечество научилось беречь свое физическое здоровье, оставаться дееспособным до глубокой старости. Благодаря ведению здорового образа жизни, хорошему развитию медицины, люди стали намного более выносливыми и активными.

Естественным фактором, который позволяет противостоять кариесу зубов, является эмаль. Природа позаботилась о том, чтобы защитить человека от разных «агрессоров» и обеспечить устойчивость тканей зуба к негативному действию химических соединений органического и неорганического происхождения. Но хорошо ли мы заботимся о своих «белоснежных бриллиантах»?”

Цель и задачи работы

Цель заключается в оценке качества чистки зубов у школьников разного возраста.

Задачи:

  • проанализировать методику определения индекса гигиены;
  • рассмотреть основные функции разных зубных паст;
  • определить индекс гигиены у школьников различного возраста;
  • провести анализ полученных результатов;
  • сделать выводы по итогам исследования, дать некоторые рекомендации

Гипотеза эксперимента: индекс гигиены определяется возрастом школьников.

Теоретическая часть

Индивидуальный проект на тему «Экология и человек» характеризует особенности зубной эмали. Она является твердой минеральной субстанцией, в которой допускаются незначительные органические соединения. У зубной эмали высокая механическая прочность.

Этот материал отличается стойкостью к воздействию органических кислот. Низкая растворимость поясняет незначительный уровень обменных взаимодействий. Такие свойства дают эмали возможность выдерживать существенные температурные скачки.

Обменные процессы в эмали объясняются химическими и физическими законами.

В кристаллах зубной эмали есть специальная органическая сеть, цементирующая их. Благодаря такому особенному строению межкристаллического вещества, особенностям самого кристалла, в эмали активно протекают осмотические и диффузионные процессы.

Примерно один процент ее состава – это вода. Она вместе с минеральными и органическими веществами формирует лимфу. При ее систематической циркуляции обеспечивается проницаемость эмали, появляется возможность попадания внутрь органических и минеральных солей.

Факторы риска

С возрастом наблюдается снижение обменных процессов и проницаемости зубной эмали. Именно поэтому существенно возрастает риск появления кариеса. Твердая пища и тщательное пережевывание укрепляют эмаль, повышают ее прочность и кислотоустойчивость.

Для того чтобы не допустить серьезных неприятностей, важно укреплять зубную эмаль, повышать ее стойкость. Среди эффективных мер профилактики, которые позволяют решать эту проблему, отметим употребление витаминного комплекса, использование солей кальция. К примеру, употребление карбоната и гидрокарбоната кальция способствует образованию защитной оболочки.

Также в качестве профилактических средств применяют вещества, в составе которых есть фтор, иные микроэлементы.

Фтор с зубной эмалью образует прочное соединение, что существенно снижает ее растворимость, придает ей прочность по отношению к углеводам, разнообразным бактериям. Безусловно, прежде чем приступать к профилактике, необходимо получить консультацию у врача-стоматолога.

Зубные пасты гигиеничны, не стирают твердых тканей зубов, не инфицируются при хранении. Пасты хорошо очищают зубы. Они удаляют зубной налет, препятствуют образованию зубного камня.

Правильный уход за своими зубами, который дополняется полезным, рациональным питанием, здоровым образом жизни, обязательно принесет положительные результаты. Такое поведение – прекрасный вариант профилактики кариеса. Отметим, что в настоящее время в мире существенно возросло производство зубных порошков и паст.

Основными стоматологическими заболеваниями все же являются кариес зубов и заболевания пародонта. Под словом “кариес” следует понимать существенное размягчение и нарушение твердости зубной ткани, появление полости.

В качестве основных причин появления кариеса специалисты отмечают разрушение слоя эмали под воздействием агрессивным веществ.

Развитие данного заболевания зубов является результатом сразу нескольких факторов: действия микроорганизмов, нарушения питания, неустойчивости зубной эмали. Микроорганизмы, которые скапливаются на поверхности, в процессе гидролиза углеводов образуют кислоту, разрушающую зубы.

Профилактика

Программа предотвращения кариеса предполагает определенные действия:

  • ограничение употребления сахара, особенно в периоды между основными приемам пищи;
  • качественный уход за полостью рта, благодаря которому своевременно удаляется зубной налет;
  • дополнительное обогащение организма препаратами фтора при недостаточном его содержании в питьевой воде и продуктах питания.

Зубная эмаль является совокупностью соединений неорганического состава. С химической точки зрения ее можно рассмотреть как представителя группы апатитов. Среди ста различных природных соединений апатита к зубной эмали более близок фторапатит. Именно поэтому так важно, чтобы организм не испытывал недостатка фтора.

Фторапатит формируется в эмали зубов только тогда, когда препараты фтора в оптимальном количестве поступают в организм. Это и гарантирует устойчивость зубов к появлению кариеса. Первым признаком болезни считается возникновение меловидного белого или желтого пятна на поверхности здорового зуба.

Оно появляется в результате постепенного растворения зубной эмали. На этой стадии кариозного процесса болевые ощущения полностью отсутствуют или выражены незначительно: может проявляться небольшая чувствительность к сладкому, кислому или температурным раздражителям (холодному или горячему).

Чувствительность столь незначительна, что, как правило, на нее не обращают внимания. Правильная гигиена полости рта является неотъемлемой частью комплекса всех профилактических мероприятий, направленных на обеспечение снижения заболеваний зубов и пародонта.

Особенности средств

В настоящее время производители предлагают целый спектр разнообразных зубных паст. Основными их компонентами являются абразивные (очищающие), гелеобразующие, а также образующие пену вещества, которые существенно улучшают ее вкусовые качества. Абразивные вещества позволяют полировать и очищать зубы от налета.

Лабораторными исследованиями было установлено, что абразивные вещества вступают в химическое взаимодействие с неорганическими веществами эмали зуба. Именно поэтому, помимо мела, вводят в зубные пасты дигидрат дикальцийфосфата, оксид алюминия.

Часто производители стараются использовать сразу несколько компонентов, что существенно повышает качество готового продукта.

У любого абразивного соединения есть некая степень твердости, а также определенные химические свойства. Именно от них напрямую зависит механическая прочность, а также стойкость к химическим компонентам производимого готового продукта.

В зубных пастах часто применяют пенообразующие вещества. К примеру, это могут быть поверхностно-активные соединения. Аналогично другим химическим компонентам они способны негативно воздействовать на слизистую оболочку ротовой полости. Используемые соединения не должны воздействовать на вкусовые параметры пасты, ее внешний вид, механические характеристики.

Выводы

После проведения эксперимента были сделаны следующие выводы:

  1. Плохой индекс гигиены говорит о том, что дети недостаточно ухаживают за своими зубами.
  2. Гипотеза, поставленная в начале работы, не подтвердилась. В ходе эксперимента удалось выяснить, что прямой зависимости между гигиеной полости рта и возрастом нет.
  3. Также на качество очистки зубов может влиять незнание школьников о правильных методах чистки зубов.

Рекомендации

Для того чтобы избежать неприятностей с зубами, предлагаем:

  • проводить специальные беседы для учащихся о том, как важно ухаживать за своими зубами, как это делать правильно;
  • для ухода за полостью рта необходимо использовать те зубные пасты, которые посоветует стоматолог, исходя из индивидуальных особенностей пациента, а не рекламируемые средства.

Представленный выше материал можно использовать как проект по биологии на тему «Экология и человек» при выполнении практического задания олимпиады.

Источник: https://FB.ru/article/408892/temyi-proektov-po-ekologii-opredelenie-klassifikatsiya-vyibor-temyi-i-prezentatsii

Проектная и исследовательская деятельность по экологии

Темы исследовательский проект по экологии. Проекты по экологии

Статьи

Линия УМК Н. М. Черновой. Экология (10-11) (баз.)

Экология

Активная проектная деятельность школьников в совмещении полевых и лабораторных условий позволяет развить разносторонние навыки и получить знания, связанные с экологией, биологией и географией. Некоторые исследования нужно проводить именно сейчас, в это время года. Профессор Montana State University, директор Экологического Центра «Экосистема» Александр Боголюбов представил методики проектной деятельности — осенние и универсальные.

21 ноября 2018

Полевые методики изучения делятся на два вида:

  • Универсальные (всесезонные). Основаны на работе с материалами, доступными круглогодично. К таким методикам относится изучение минералов и горных пород, геологических отложений, рельефа, водных объектов, древесных растений, лишайников, водных беспозвоночных, птиц и др.
  • Специфические. Зимние: изучение снегового покрова, растений под снегом, следов птиц и зверей. Весенние: изучение растений-первоцветов, фенологии цветения растений, временных весенних водоемов, амфибий, гнездования птиц. Летние: изучение водных объектов, флоры, зоопланктона, насекомых. Осенние: изучение почв, грибов, антропогенных воздействий и др.

Наши вебинары на тему полевых исследований:

Рассмотрим подробнее, какие методики полевых исследований можно использовать осенью и летом.

Описание и изучение почв своей местности

Места проведения: любой относительно нетронутый участок местности (лес, парк, луг, пойма реки).

Ход исследования:

  1. Особое внимание уделяется подготовке почвенного разреза.

    Располагать будущий разрез надо таким образом, чтобы его передняя стенка, предназначенная для изучения, была хорошо освещена в момент начала описания.

    Переднюю стенку будущего разреза нужно оберегать от механических нарушений (не ходить по ней, не складывать на нее грунт). В разрезе следует оставлять земляные ступеньки напротив передней стенки.

  2. При зачистке передней стенки разреза лезвие лопаты следует держать выгнутой стороной наружу. После зачистки передняя стенка должна быть ровной и строго вертикальной. Глубина разреза определяется глубиной залегания материнской породы.

  3. Для выявления структуры почвы и новообразований, а также для определения плотности различных горизонтов, делается препарирование передней стенки разреза. Перед началом описания профиля к передней стенке разреза прикрепляется мерная лента. Нулевая отметка ленты должна совпадать с поверхностью почвы. Лента расположена строго вертикально.

  4. Заполняется бланк с описанием почвенного разреза. После внесения общих данных о разрезе производится определение основных морфологических характеристик почвы. Делается это для каждого почвенного горизонта по отдельности.

    Прежде всего, определяется механический состав почвы (то есть соотношение в ней механических элементов различного размера, в первую очередь песка и глины).

    После определяется структура почвы, а также наличие новообразований и включений: корней растений, камней, ходов почвенных животных. Все эти данные записываются в таблицу бланка. Справа в таблице фиксируются словесные описания почвенных горизонтов. Слева изображается схема профиля.

    Обычно схему и границу горизонта рисуют от руки. Для полноты передачи цвета на бланк наносятся мазки почвы из каждого горизонта (их предварительно увлажняют, а после наносят пальцем).

  5. В лабораторных условиях осуществляется интерпретация, то есть объяснение основных процессов, сформировавших данную почву и происходящее в ней в настоящее время. Наибольшее внимание следует уделять процессам, ярко выраженным в почвенном профиле. Итогом анализа должна стать схема изученного профиля с нанесенными почвенными горизонтами и выявленными функциональными зонами почвы.

  6. Можно порекомендовать школьникам провести сравнение почв из разных растительных сообществ и ландшафтов. Такая работа поможет лучше понять различия между разными компонентами природной среды.

Примеры тем работ:

  • «Описание типичной почвы своей местности»
  • «Сравнение почв в разных биоценозах»
  • «Экологическое исследование почв на ландшафтном профиле»
  • «Изучение взаимосвязи почв и растительности»
  • «Составление почвенной карты местности»
  • «Изучение истории лесного массива на основании почвенных исследований»

Изучение видового разнообразия и численности грибов

Места проведения: любые места произрастания грибов (пригородный лес, городской парк).

Ход исследования:

  1. Перед учениками ставится задача: попытаться собрать и определить максимальное возможное число видов грибов, произрастающих в данной местности и подсчитать их примерную численность на единицу площади. Объектом изучения могут являться как древесные или наземные грибы по отдельности, так и те и другие вместе.

  2. Исследование основывается на простой технике учета грибов, выполняется в одиночку или группой. Чем больше человек принимают участие, тем большую площадь удается обследовать, и тем точнее результаты. Группа двигается цепью (например, на расстоянии друг от друга в 5 метров) по произвольному прямолинейному маршруту. Ученики собирают все встречающиеся в данной полосе грибы.

    Если грибов много, достаточно собрать по одному представителю каждого вида, а все последующие встречи заносить в дневник, отмечая собранные виды условными названиями или номерами. Каждый участник ведет учет только в своей полосе и самостоятельно делает записи. Ширину полосы нужно соблюдать как можно строже.

    Важной составной учета является подсчет пройденного (например, шагами или по карте).

  3. По окончании учета (а пройти следует не менее 1 км), производится подсчет обследованной площади. Зная общую обследованную площадь и число обнаруженной на ней грибов, определяется их численность на единицу площади, то есть плотность грибов. Например, количество экземпляров на один гектар или на один квадратный километр.

  4. Учет не имеет смысла без сортировки материала и определения грибов, что делается в лабораторных условиях. Все принесенные грибы сортируются по внешним признакам.

    Каждый учетчик сопоставляет свои экземпляры с полученной коллекцией. Далее идет определение грибов, которое необходимо делать всеми возможными способами.

    Каждый учащийся должен потренироваться в работе с определителями, внести свой вклад в подведение итогов.

  5. Для демонстрационного доклада готовятся образцы или составляется коллекция. При подготовке отчетов нужно сделать акцент на разнообразии грибов, описать их свойства.

Примеры тем работ:

  • «Видовой состав и численность грибов в еловом лесу»
  • «Видовое разнообразие грибов в разных биотопах»
  • «Численность и биомасса сыроежек в разных биотопах»
  • «Сезонная динамика состава и численности грибов»
  • «Экологическая приуроченность трутовиков»
  • «Биотопическое распределение корневой губки»
  • «Соотношение грибов разных категорий пищевой ценности и ядовитости в разных биотопах»

Изучение лишайников и биоиндикация загрязнения воздуха

Места проведения: городской парк, лесной массив, любые субстраты (покрытые лишайниками).

Ход исследования:

  1. Ученики знакомятся с лишайниками как с биоиндикаторами, узнают об их повышенной чувствительности к антропогенным загрязнителям. Для этого лучше демонстрировать живые лишайники. При ознакомлении нужно обращать внимание на такую особенность лишайников, как различную устойчивость к загрязнениям у разных видов.

  2. Основная часть полевой работы заключается в определении численности лишайников на выбранных участках. Это можно делать с помощью палетки (рамки, размеченной на квадраты).

    Пробных площадей, то есть точек исследования, должно быть много. Лишайники следует изучать в схожих типах леса и на одной и той же древесной породе. Численность всегда определяется одним и тем же способом.

    Наличие на территории тех или иных видов показывает уровень загрязнения.

Примеры тем работ:

  • «Видовой состав и численность лишайников в окрестностях школы (города, деревни, в парке…)»
  • «Сравнение состава и численности лишайников на различных субстратах и в разных биотопах»
  • «Оценка загрязненности воздуха методом лихеноиндикации»
  • «Сравнение загрязненности воздуха в разных районах города/парка/области»

Больше интересных материалов:

Изучение водных беспозвоночных и биоиндикация

Места проведения: любой открытый природный водоем (река, ручей, болото, сточная канава).

Ход исследования:

  1. Перед учениками ставится задача определить чистоту воды реки на основании видового состава и представленности различных видов пойманных организмов.

    Наиболее удобным и универсальным орудием лова является зооскребок с мешком из марли или капрона. Работы удобнее всего выполнять стоя в воде. Если дно в реке ровное, скребком водят по дну, стараясь двигаться против течения.

    Все, что накопилось в скребке, выкладывается в кюветку или тазик с чистой водой из реки, прямо на берегу.

  2. Для сбора животных заранее готовится широкогорлая банка с плотно завинчивающейся крышкой. Выложив содержание скребка в кюветку, участник начинает отлов пойманных животных. Делается это всеми возможными способами: ложечкой, пинцетом, резиновой грушей или пальцами.

  3. Разбор и определение животных необходимо выполнить в тот же день, пока животные не погибли. В лаборатории отобранные пробы из банок выливаются в белую кюветку — желательно, наполненную водой из этой же реки. Далее производится отбор всех пойманных животных по чашкам. Животных одного вида (по крайне мере, по внешним признакам) помещают вместе в одну чашку.

  4. После сортировки животных происходит их определение, с использованием микроскопа. Каждый участник группы должен потренироваться в определении животных и зарисовать хотя бы один объект. Важно найти среди отобранных животных показательные таксоны.

  5. При подготовке отчетов нужно отразить как разнообразие животных, так и индикаторы, показывающие уровень чистоты воды.

Примеры тем работ:

  • «Организмы макрозообентоса реки/ручья/озера»
  • «Сравнение видового состава и численности макрозообентоса окрестных водоемов»
  • «Изучение макрозообентоса в разных частях водоема»
  • «Оценка экологического состояния реки/ручья»
  • «Экологическое состояние реки на разных ее участках»
  • «Изучение экологического состояния реки в разные сезоны года»

Изучение синичьих стаек и наблюдения на кормушках

Места проведения: лесной массив или городской парк, кормушки (на окне, в парке, на даче).

Ход исследования: Ученики стремятся обнаружить синиц и пытаются следовать за ними максимально долго, при этом занося движение стаи на карту. Работа для группы.

Примеры тем работ:

  • «Видовой состав и численность синичьих стай»
  • «Изучение территориального поведения синичьей стаи»
  • «Сравнение участков обитания синичьих стай в разных типах леса / лесных массивах / парках»
  • «Видовой состав и численность птиц на кормушках»
  • «Зависимость видового состава и численности птиц на кормушках от состава корма/времени суток и т.д.»

Количественный учет антропогенных воздействий

Места проведения: городские парки, леса в окрестностях населенных пунктов.

Ход исследования:

  1. Все антропогенные объекты, встречающиеся в лесной зоне, делятся на три категории: измеряемые (имеют различную протяженность: рвы, насыпи, дороги, тропы, просеки и т.д.), не измеряемые (стандартного размера: газопроводы, линии электропередач и т.д.

    ) и точечные (кострища, отдельно валяющийся мусор, сухие деревья и т.д.). Кроме того учету подлежат все растительные сообщества — как естественные, так и нарушенные.

    Также учитывается протяженность других объектов, таких как свалки, карьеры, сельскохозяйственные угодья и другие большие по размерам объекты антропогенного происхождения.

  2. Ученики работают по простой схеме учета. Группа движется по произвольно выбранной прямой, строго по курсу. Обязанности разделены.

    Несколько человек проводят учет точечных объектов в полосе определенной ширины (например, по 10 метров справа и слева от линии движения), один ведет всех по компасу, другой подсчитывает пройденное расстояние шагами.

    Отдельная группа учетчиков измеряет рулеткой все встречающиеся объекты, относящиеся к категории измеряемых (при этом измерение объекта должно производиться строго по линии пересечения с маршрутом движения). Все результаты измерений записываются в полевой дневник.

  3. После прохождения группой определенного участка местности (например, 2-3 километра) ведущий группы осуществляет поворот, и группа продолжает движение по прямой, но вновь по случайному произвольно выбранному направлению. Сделав 2-3 поворота группа возвращается в район старта и завершает учет.

  4. По возвращении домой производится обработка результатов учета по каждой категории объектов в отдельности.

    Для измеряемых объектов суммируется протяженность каждого, данные заносят в таблицу, рассчитывается доля каждого объекта в общей протяженности маршрута в процентах.

    Все точечные объекты суммируются, для них рассчитывается показатель плотности на единицу пощади. Число неизмеряемых объектов рассчитывается на один линейный километр маршрута. При оформлении отчета данные можно нанести на карту.

Примеры тем работ:

  • «Количественный учет различных типов антропогенной нагрузки на местность в окрестностях школы (поселка)»
  • «Сравнение антропогенной нагрузки на местность в разных частях парка/леса, в зависимости от … (удаленности и т.п.)»
  • «Представленность различных торговых брендов среди объектов мусора в парке/лесу»
  • «Динамика антропогенной нагрузки на местность в течение года…»

Десятки методик изучения природы, а также учебные фильмы и другие сопутствующие материалы можно найти на сайте Экологического Центра «Экосистема». Центром также разработаны современные мобильные приложения для исследовательских работ, доступные для iOS и Android. #ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/proektnaya-deyatelnost-po-ekologii/

Экологические проблемы | Творческие проекты и работы учащихся

Темы исследовательский проект по экологии. Проекты по экологии

⁠ Кривошеева Юля, Коваленко Кристина, Федотова Алина, Цилюрик ЯнаПутинцева Наталья ЛевановнаМБОУ “СШ № 76 имени А. А. Есягина”

В процессе работы над учебным исследовательским проектом по географии «Экологические проблемы» учениками 10 класса была поставлена цель выделить глобальные экологические проблемы в современном мире и провести их анализ.

Подробнее о проекте:

В основе исследовательской работы по географии «Экологические проблемы» лежит изучение
причин возникновения экологических проблем в мире и рассмотрение типологии и классификации экологических проблем, проводится анализ основных экологических проблем, рассматриваются и формулируются основные пути решения изученных экологических проблем.

В предложенном проекте по экологии «Экологические проблемы» автором были изложены теоретические сведения по теме, найденные в сети Интернет, для ознакомления своих одноклассников с основными экологическими проблемами, с которыми сталкивается наша планета.

Оглавление

Введение1. Экологические проблемы современности.2. Пути решения экологических проблем.Заключение

Список литературы

Актуальность темы: Экологическая проблема – это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.

Экологические проблемы возникли как следствие нерационального отношения человека к природе, стремительного роста промышленных технологий, индустриализации и роста населения.

Выработка природных ресурсов настолько велика, что встал вопрос об их использовании в будущем. Загрязнение природной среды привело к прогрессирующей гибели представителей растительно-животного мира, загрязнению почв, подземных источников, истощению и деградации почвенного покрова и т.д.

От решения экологических проблем зависит прогресс и судьба цивилизации, поэтому решение экологических проблем современного мира является важной и актуальной проблемой.

Цель проекта: Изучить экологические проблемы современности.

Задачи проекта:

  1. Рассказать о причинах возникновения экологических проблем в мире;
  2. Рассмотреть типологию и классификацию экологических проблем;
  3. Анализ основных экологических проблем;
  4. Рассмотреть и обозначить основные пути решения экологических проблем.

До самого последнего периода истории Земли живые системы планеты эволюционировали почти в полной гармонии с атмосферой, гидросферой и литосферой, не испытывая влияния человеческой деятельности.

Но по мере развития сельского хозяйства и промышленности воздействие человека на среду стало все заметнее.

Повсеместная индустриализация, особенно развернувшаяся за последние два столетия, привела к потенциально опасным уровням загрязнения среды.

Можно сказать, что загрязнение – это поступление в окружающую среду каких- либо веществ или энергии в таких больших количествах или в течение столь длительного времени, что эти вещества или энергия начинают наносить ущерб людям и окружающей среде. Легко распространяясь от одних компонентов жизнеобеспечения к другим, загрязнение в той или иной степени влияет на все параметры среды – антропогенные и природные, физические и биотические.

Еще в начале шестидесятых годов считали, что загрязнение атмосферы – это локальная проблема больших городов и индустриальных центров, но позже стало ясно, что атмосферные загрязнители способны распространяться по воздуху на большие расстояния, оказывая неблагоприятное воздействие на районы, находящиеся на значительном удалении от места выброса этих веществ.

Таким образом, загрязнение атмосферы – это глобальное явление, и для контроля за ним необходимо международное сотрудничество. К числу наиболее распространенных загрязнителей атмосферы относятся такие газы, как хлорфторуглероды, диоксид серы, углеводороды и оксиды азота.

Загрязнение может привести к значительному снижению естественной концентрации газов, входящих в состав атмосферы, например озона в стратосфере. В сочетании с углеводородами и соединениями группы NOx озон может представлять собой прямую опасность для здоровья людей, и кроме того, является одной из важных составных частей фотохимического смога.

Пыль, шум, чрезмерное количество тепла, радиация и электромагнитные поля – все это загрязнение атмосферы.

Земная атмосфера состоит, главным образом, из азота (около 78%) и кислорода (около 21%). Небольшая часть кислорода находится в атмосфере в виде озона – кислородных молекул.

Озон сосредоточен преимущественно в атмосфере на высоте 15-20 километров над земной поверхностью. Несмотря на малое количество, роль озона в биосфере Земли чрезвычайно велика и ответственна. Озоносфера поглощает значительную часть жесткого ультрафиолетового излучения Солнца, губительного для живых организмов.

Она – щит жизни, но щит, отрегулированный природой. Более длинноволновую часть ультрафиолетовой радиации озоносфера пропускает.

Эта проникающая часть ультрафиолета необходима для жизни: она уничтожает болезнетворные бактерии, способствует выработке в организме человека витамина D.

Состояние озонового слоя чрезвычайно важно, ибо даже незначительное изменение интенсивности ультрафиолетовой радиации у земной поверхности может отразиться на живых организмах

Причины истончения озонового слоя:

  • Во время запуска космических ракет в озоновом слое буквально «выжигаются» дыры. И вопреки старому мнению о том, что они сразу же затягиваются, эти дыры существуют довольно долгое время.
  • Самолеты летающие на высотах в 12-16 км. также приносят вред озоновому слою, тогда как летающие ниже 12 км. напротив способствуют образованию озона.
  • Выброс в атмосферу фреонов.

Самой главной причиной разрушения озонового слоя является хлор и его водородные соединения. Огромное количество хлора попадает в атмосферу, в первую очередь от разложения фреонов. Фреоны – это газы, не вступающие у поверхности планеты ни в какие химические реакции. Фреоны закипают и быстро увеличивают свой объем при комнатной температуре, и потому являются хорошими распылителями.

Из-за этой особенности фреоны долгое время использовались в изготовлении аэрозолей. И так как, расширяясь, фреоны охлаждаются, они и сейчас очень широко используются в холодильной промышленности. Когда фреоны поднимаются в верхние слои атмосферы, от них под действием ультрафиолетового излучения отщепляется атом хлора, который начинает одну за другой превращать молекулы озона в кислород.

Хлор может находиться в атмосфере до 120 лет, и за это время способен разрушить до 100 тысяч молекул озона.

Перейти к разделу: 2. Кислотные дожди

Источник: https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2095

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.