+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Стадии конституционного судопроизводства: понятие и виды. Стадии конституционного судопроизводства

Стадии конституционного судопроизводства: понятие и виды

Стадии конституционного судопроизводства: понятие и виды. Стадии конституционного судопроизводства

Конституционное судопроизводство в РФ, понятие, принципы, стадии рассмотрения обращений регламентируются федеральным законом. В нормах предусмотрен строгий процессуальный порядок принятия заявлений, проверки правильности их оформления, разбирательства по существу и вынесения постановлений. Рассмотрим далее понятие и виды стадий конституционного судопроизводства.

Общие сведения

Конституционные суды существуют более 70 лет. В России этот орган был учрежден сравнительно недавно по решению Съезда депутатов 19 декабря 1990-го г.

С этого момента начала формироваться конституционная юстиция в стране. Сегодня такие органы действуют республиках Башкортостан и Татарстан, в Дагестане, Удмуртии, Саха (Якутии), Коми, Бурятии, Чечне, Карелии.

В Свердловской области функционирует Уставный суд.

Специфика

Возникновение Конституционного суда сложно представить в условиях тоталитарного режима. В недалеком прошлом такие институты не вписывались в политические структуры, не проводившие четкого разделения власти на ветви.

Формированию (в числе прочего) мешала централизация госуправления. В настоящее время в России взят четкий курс на общедемократические ценности. Именно поэтому стало возможно создание Конституционного суда.

Он выполняет важнейшие функции в правовом государстве.

Понятие стадий конституционного судопроизводства

Деятельность КС, как выше было сказано, четко регламентируется законодательством. Нормами определены этапы, в рамках которых совершаются конкретные процессуальные действия. Схема стадий конституционного судопроизводства включает в себя:

  1. Внесение обращения.
  2. Предварительное рассмотрение.
  3. Принятие/отклонение обращения.
  4. Подготовка к разбирательству.
  5. Рассмотрение обращения по существу.
  6. Обсуждение, ание и вынесение решения.
  7. Обнародование, опубликование и вступление в действие постановления.
  8. Исполнение решения.

Внесение обращений

Первой стадией конституционного судопроизводства является направление жалобы, ходатайства или запроса. Обращение должно соответствовать предписаниям, предусмотренным в ФЗ. Закон устанавливает основания, по которому дело принимается к рассмотрению. В качестве них выступают:

  1. Выявленная неопределенность в вопросе соответствия Конституции закона, иного правового акта, договора между органами госвласти, не вступившего в действие международного соглашения.
  2. Обнаруженное противоречие в позициях сторон, касающихся принадлежности полномочия в рамках споров о компетенции.
  3. Выявленная неопределенность в понимании конституционных положений.
  4. Выдвижение Госдумой обвинения Президенту в госизмене либо совершении другого преступления тяжкого характера.

Обращения направляются в КС в письменной форме. Они должны быть подписаны управомоченным субъектом. Законом предусмотрена обязательность уплаты госпошлины.

Предварительное рассмотрение

На этой стадии конституционного судопроизводства осуществляется регистрация обращений.

Председатель КС в установленном порядке направляет поручения одному или нескольким должностным лицам об изучении поступивших материалов. На это судьям отводится не больше 2-х мес.

Предварительное рассмотрение – обязательный этап. По окончании этой стадии конституционного судопроизводства составляется заключение. Оно докладывается на пленарном заседании.

Принятие/отклонение обращения

Соответствующее решение принимается на пленарном заседании. Для этой стадии конституционного судопроизводства в РФ отводится не больше месяца. Исчисление срока начинается с даты окончания предварительного рассмотрения обращения. О решении, которое принято на заседании, уведомляются стороны разбирательства. Отклонение заявления, ходатайства, запроса допускается, если:

  1. Разрешение вопроса по существу не относится к компетенции КС.
  2. Обращение, согласно требованиям ФЗ, не допустимо.
  3. По данному вопросу ранее было принято решение, сохраняющее силу.

От этого зависит возможность перехода на следующие стадии конституционного судопроизводства и участие в них представителя какой-либо стороны (или обеих сторон).

Подготовка к разбирательству

На этой стадии конституционного судопроизводства назначается один либо несколько докладчиков.

В процессе изучения обращения и последующей подготовки к разбирательству, уполномоченное лицо запрашивает необходимые материалы, поручает выполнение проверок, экспертиз, исследований. Он может воспользоваться консультациями специалистов и направить запросы.

Докладчик и председатель заседания устанавливает круг лиц, которые подлежат вызову, дают распоряжения об извещении субъектов о времени и месте слушания, направлении им материалов дела.

Разбирательство

Руководство заседанием осуществляет председательствующий. Он удостоверяется в явке сторон, проверяет полномочия их представителей.

При отсутствии кого-либо из участников или соответствующих прав выступать от чьего-либо лица, обсуждается вопрос о возможности разбирательства. Сторонам и представителям разъясняются обязанности и ответственность.

В соответствии с Регламентом КС, на заседании ведется протокол. В нем фиксируется процесс и результаты слушания.

Председательствующий исключает из разбирательства все, что не относится к делу. Он предоставляет судьям и участникам процесса возможность высказаться. При этом председательствующий вправе прервать выступающего, лишить слова, если кто-либо самовольно нарушает последовательность.

Изучение дела по существу начинают с сообщения докладчика об основаниях и поводах к рассмотрению, сути вопроса, содержании материалов и мерах, которые были предприняты на подготовительной стадии конституционного судопроизводства.

Председательствующий предлагает участникам процесса дать пояснения, привести юридические аргументы, обосновывающие их позиции. Кроме этого, заслушиваются эксперты, свидетели, изучаются дополнительные документы. Все материалы, исследованные в заседании, приобщаются к делу в заверенных копиях или подлинниках.

По завершении исследования сторонам предлагается выступить с заключительным словом. Если после этого Суд сочтет необходимым выяснить какие-либо дополнительные факты, имеющие значение для рассмотрения дела, исследовать новые материалы, выносится решение о возобновлении процесса.

Прекращение разбирательства имеет место, если по ходу разбирательства будут обнаружены основания для отказа к принятию обращения. После признания изучения вопросов оконченным объявляется об окончании слушания.

Принятие решения

Итоговое постановление выносится Судом в рамках закрытого совещания. При обсуждении участвуют только должностные лица КС, рассматривавшие дело. В совещательной комнате допускается присутствие сотрудников, обеспечивающих протоколирование.

В процессе обсуждения судьи вправе свободно выразить свое мнение и просить других членов коллегии уточнять их выводы. В протоколе совещания фиксируются вопросы, выставленные на ание, а также результаты его проведения.

Акт подписывается всеми судьями и оглашению не подлежит.

Виды решений

Итоговый акт по существу любого вопроса, приведенного в п. 1-4 ч. 1 ст. 3 ФКЗ “О конституционном суде”, называется постановлением. Оно выносится от имени Российской Федерации.

Заключительное решение по существу рассмотренного запроса о выполнении установленного порядка выдвижения против Президента обвинений в госизмене или ином тяжком деянии, называется заключением.

Все прочие акты, вынесенные КС, именуются определениями.

Оглашение, опубликование, вступление в действие решений

Провозглашение актов осуществляется в открытом заседании незамедлительно после подписания. Заключения и постановления КС в двухнедельный срок должны быть направлены:

  1. Сторонам.
  2. Судьям КС.
  3. Президенту, Госдуме, СФ, Уполномоченному по правам человека, Правительству.
  4. ВС, ВАС, Генпрокурору, Министру юстиции.

Решение могут направляться и иным органам, организациям, должностным лицам, общественным объединениям или гражданам.

Заключения и постановления должны быть незамедлительно опубликованы в официальных изданиях госорганов федеральной, региональной власти, которых указанные акты касаются. Решения печатаются и в “Вестнике КС”.

Акты, принятые Судом считаются окончательными, и не подлежат обжалованию. Вступление в действие осуществляется сразу после провозглашения.

Исполнение

Решение КС должно быть выполнено незамедлительно после опубликования или вручения официального его текста. Иные сроки могут специально оговариваться непосредственно в акте. Невыполнение, ненадлежащее исполнение или создание препятствий для реализации решений Конституционного Суда влечет ответственность, предусмотренную в федеральном законодательстве.

Источник: https://autogear.ru/article/282/801/stadii-konstitutsionnogo-sudoproizvodstva-ponyatie-i-vidyi/

Специфика

Возникновение Конституционного суда сложно представить в условиях тоталитарного режима. В недалеком прошлом такие институты не вписывались в политические структуры, не проводившие четкого разделения власти на ветви.

Формированию (в числе прочего) мешала централизация госуправления. В настоящее время в России взят четкий курс на общедемократические ценности. Именно поэтому стало возможно создание Конституционного суда.

Он выполняет важнейшие функции в правовом государстве.

Внесение обращений

Первой стадией конституционного судопроизводства является направление жалобы, ходатайства или запроса. Обращение должно соответствовать предписаниям, предусмотренным в ФЗ. Закон устанавливает основания, по которому дело принимается к рассмотрению. В качестве них выступают:

  1. Выявленная неопределенность в вопросе соответствия Конституции закона, иного правового акта, договора между органами госвласти, не вступившего в действие международного соглашения.
  2. Обнаруженное противоречие в позициях сторон, касающихся принадлежности полномочия в рамках споров о компетенции.
  3. Выявленная неопределенность в понимании конституционных положений.
  4. Выдвижение Госдумой обвинения Президенту в госизмене либо совершении другого преступления тяжкого характера.

Обращения направляются в КС в письменной форме. Они должны быть подписаны управомоченным субъектом. Законом предусмотрена обязательность уплаты госпошлины.

Принятие/отклонение обращения

Соответствующее решение принимается на пленарном заседании. Для этой стадии конституционного судопроизводства в РФ отводится не больше месяца. Исчисление срока начинается с даты окончания предварительного рассмотрения обращения. О решении, которое принято на заседании, уведомляются стороны разбирательства. Отклонение заявления, ходатайства, запроса допускается, если:

  1. Разрешение вопроса по существу не относится к компетенции КС.
  2. Обращение, согласно требованиям ФЗ, не допустимо.
  3. По данному вопросу ранее было принято решение, сохраняющее силу.

От этого зависит возможность перехода на следующие стадии конституционного судопроизводства и участие в них представителя какой-либо стороны (или обеих сторон).

Разбирательство

Руководство заседанием осуществляет председательствующий. Он удостоверяется в явке сторон, проверяет полномочия их представителей.

При отсутствии кого-либо из участников или соответствующих прав выступать от чьего-либо лица, обсуждается вопрос о возможности разбирательства. Сторонам и представителям разъясняются обязанности и ответственность.

В соответствии с Регламентом КС, на заседании ведется протокол. В нем фиксируется процесс и результаты слушания.

Председательствующий исключает из разбирательства все, что не относится к делу. Он предоставляет судьям и участникам процесса возможность высказаться. При этом председательствующий вправе прервать выступающего, лишить слова, если кто-либо самовольно нарушает последовательность.

Изучение дела по существу начинают с сообщения докладчика об основаниях и поводах к рассмотрению, сути вопроса, содержании материалов и мерах, которые были предприняты на подготовительной стадии конституционного судопроизводства.

Председательствующий предлагает участникам процесса дать пояснения, привести юридические аргументы, обосновывающие их позиции. Кроме этого, заслушиваются эксперты, свидетели, изучаются дополнительные документы. Все материалы, исследованные в заседании, приобщаются к делу в заверенных копиях или подлинниках.

По завершении исследования сторонам предлагается выступить с заключительным словом. Если после этого Суд сочтет необходимым выяснить какие-либо дополнительные факты, имеющие значение для рассмотрения дела, исследовать новые материалы, выносится решение о возобновлении процесса.

Прекращение разбирательства имеет место, если по ходу разбирательства будут обнаружены основания для отказа к принятию обращения. После признания изучения вопросов оконченным объявляется об окончании слушания.

Виды решений

Итоговый акт по существу любого вопроса, приведенного в п. 1-4 ч. 1 ст. 3 ФКЗ “О конституционном суде”, называется постановлением. Оно выносится от имени Российской Федерации.

Заключительное решение по существу рассмотренного запроса о выполнении установленного порядка выдвижения против Президента обвинений в госизмене или ином тяжком деянии, называется заключением.

Все прочие акты, вынесенные КС, именуются определениями.

Исполнение

Решение КС должно быть выполнено незамедлительно после опубликования или вручения официального его текста. Иные сроки могут специально оговариваться непосредственно в акте. Невыполнение, ненадлежащее исполнение или создание препятствий для реализации решений Конституционного Суда влечет ответственность, предусмотренную в федеральном законодательстве.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/74994/

Конституционное судопроизводство – классификация, принципы и стадии процедуры

Стадии конституционного судопроизводства: понятие и виды. Стадии конституционного судопроизводства

Под определением Конституционного судопроизводства понимается порядок действий, направленных на рассмотрение и решение вопросов, лежащих в компетенции суда и обеспечивающих верховенство и прямое действие Конституции РФ.

Институты, специализирующиеся на предмете судебного конституционного контроля, были взяты за основу оптимальной модели правосудия в России. Как результат, была заложена европейская модель, отличающаяся несколькими характеристиками:

  • Организация специализированного правового механизма — конституционной юстиции.
  • Соблюдение решений суда всеми правовыми субъектами.
  • Самостоятельный процессуальный формат правосудия.
  • Высокая квалификация состава судей.

Правовой механизм защиты Конституции РФ устанавливался постепенно. Изначально был создан Комитет Конституционного Надзора. В итоге сформировался ФКЗ «О Конституционном суде РФ».

Кроме Конституционного суда (КС), существуют и другие суды, действующие в субъектах РФ и имеющие собственные нормативно-правовые акты.

Эти контролирующие организации независимы друг от друга, функционируют самостоятельно, поэтому принятые ими решения нельзя обжаловать.

Функции КС как регионального, так и федерального значения — это проверка исполнений норм Конституции РФ органами местной власти и обеспечение верховенства основного закона. С помощью конституционного правосудия контролируется государственная власть, не допускается дисбаланс отдельных политических сил. особенность механизма заключается в подчинении политики праву.

В процессуальном конституционном правоотношении задействовано несколько участников, характеризующихся своей ролью в судебном процессе. Каждая сторона может иметь собственных представителей.

Различают несколько участников:

  • Конституционный суд.
  • Организации или лица, направившие запрос в КС РФ (заявители). По типу заявители могут отличаться. В делах о пояснении Конституции могут выступать: правительство РФ, Президент, органы, отвечающие за законодательную власть субъектов РФ, Государственная дума. Заявители могут обратиться с запросом о проверке конституционности правовых актов организаций, наделённых государственной властью или проверкой договорных обязательств между ними.
  • Должностные лица или органы, подписавшие норматив, подлежащий проверке на конституционность.
  • Источники правонарушения, органы, чья компетенция оспаривается.
  • Участники, помогающие процедуре: свидетели, эксперты, представители заинтересованных ведомств.
  • Прочие субъекты (судебные приставы, граждане).

К одним из участников относятся судьи. Предъявляется жёсткий список требований к получению судейской должности. Критерии выбора представителей власти, задействованных в судопроизводстве, следующие:

  1. Судьи назначаются президентом России и Советом Федерации.
  2. Количество представителей судебной власти — 19.
  3. Исполнитель не должен быть моложе 40 и старше 70 лет. Претендент обязан иметь высшее юридическое образование, высокий уровень квалификации и опыт в сфере юриспруденции не менее 15 лет, а также являться гражданином РФ.
  4. Процесс ания на должность является тайным.
  5. Избираемый на должность не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, занимать другие государственные должностные позиции и входить в состав партий.
  6. При исполнении должностных обязанностей судья основывается только на положения Конституции РФ.

Нарушение перечисленных правил приводит к отстранению от должности.

Принципы правовой деятельности

Суды не могут рассматривать дела по собственному решению, а только после обращения лица, имеющего права на запрос в установленной категории дел. Граждане и органы власти могут обращаться в Конституционный суд только для проверки конституционности уже применённого или подлежащего применению закона в конкретном деле.

Установка фактических обстоятельств дела применяется только относительно того, насколько они могут повлиять на оценку конституционности рассматриваемого закона или его отдельных частей. В отличие от обычных судов, здесь ограничены возможности тактики отстаивания интересов клиентов.

Процедура рассмотрения дел проходит только одну инстанцию, а вынесенные решения окончательны и обжалованию не подлежат. У защищающей стороны отсутствуют возможности дополнить доводы в будущем, все суждения и мысли излагаются сразу.

Защита рассматриваемых прав и свободы применима не только к конкретному человеку, но и к группе лиц. Закон всегда защищает публичные интересы. В основе принципов конституционного судопроизводства заложен тот же подход, что и в системе производства дел.

Основные правила судопроизводства:

  1. Политика открытости деятельности (гласность). Все рассматриваемые дела, назначенные к слушанию, являются открытыми. Заседания закрытого формата возможны только на основании случаев, предусмотренных конституционным законом.
  2. Соревновательный принцип (состязательность). У сторон имеются равные права и возможности, чтобы отстаивать свои позиции, что предусматривается в статье 47.1 настоящего ФКЗ.
  3. Независимость лиц, осуществляющих правосудие. Решения судей основывается только на положениях Конституции РФ. Их деятельность исходит из личных интересов, исключая представление каких бы то ни было сторон: государственной, общественной власти, политических партий, социальных групп, учреждений и предприятий. Недопустимо постороннее влияние на свободу волеизъявления чиновника и получение указаний по вопросам, рассматриваемым КС.
  4. Статья 30 федерального Конституционного закона предусматривает принцип коллегиальности. Принятие решения производится только группой лиц, участвующих в рассмотрении судебного дела. Не принимаются голоса лиц, отстранённых от дела, а также лиц, деятельность которых приостановлена.
  5. Устный формат разбирательства. Все объяснения заслушиваются сторонами. Сюда входят пояснения экспертов, свидетельские показания, оглашение представленных документов.
  6. Принцип непрерывности судебного заседания. Процедура разбирательства в КС происходит непрерывно, за исключением моментов, когда необходим отдых, время для подготовки участников к дальнейшему слушанию или перерыв для устранения причин, препятствующих ходу заседания.

Стадии процедуры

Если кратко, конституционное уставное судопроизводство — это свод процессуальных действий и отношений, складывающихся между КС и правовыми субъектами Российской Федерации. Во время конституционного разбирательства исключены политические проблемы и конкретные обстоятельства.

Выделяют несколько стадий конституционного судопроизводства:

  • Получение запроса в виде ходатайства, жалобы или другого вида обращения. Заявление должно соответствовать положениям закона «О Конституционном суде РФ», куда входят как общие требования к запросу, так и направленные на конкретную категорию дел.
  • Предварительный этап рассмотрения. Если заявление не соответствует установленным нормам, оно возвращается.
  • Подготовительные работы к слушанию дела. Представителями власти оценивается запрос на юридическую обоснованность для передачи дела в КС. Обсуждения дела проводится на пленарном заседании, где судьями выносится решение — принимать обращение или нет. Если ответ положительный, судьей-докладчиком проводится анализ и подготовка проекта решения.
  • Процесс разбирательства идентичен слушаниям дела в других судах. Отличие заключается в уровне обсуждения, где представители сторон, кроме адвокатов и руководителей, должны быть доктора и кандидаты юридических наук.
  • Вынесение постановления. Заключительное решение выносится в совещательной комнате методом открытого ания с помощью поимённого опроса судей. Заключение избирается большинством и принимается, если за него проало большинство участников. Любое несогласие по вынесенному решению со стороны судей фиксируется вместе с постановлением, что гарантирует самостоятельность Конституционных судей.

Действия по решению КС принимаются незамедлительно после подписания соответствующего документа, не позднее двухнедельного срока со дня подписи. О принятом решении оповещаются все заинтересованные лица, в том числе органы законодательной и исполнительной власти:

  • Судьи.
  • Верховный и Арбитражный суд.
  • Президент РФ.
  • Государственная дума.
  • Генеральный прокурор.
  • Организации, защищающие права человека. А также проводится публикация Постановления в официальных изданиях.

Вынесенные решения КС относятся к правовым источникам высшего статуса, так как они могут отменить действие закона. При объявлении заключения другие суды вправе ссылаться на установленные изменения. Можно сделать выводы, что конституционное судопроизводство реализуется на основании центрального суда РФ и региональных судах, при этом контролирующие организации независимы между собой.

Источник: https://nauka.club/obshchestvoznanie/konstitutsionnoe-sudoproizvodstvo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.