+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Специфика реализации принципов в административном судопроизводстве. Понятие и значение принципов административного судопроизводства РФ

Особенности административного судопроизводства

Специфика реализации принципов в административном судопроизводстве. Понятие и значение принципов административного судопроизводства РФ

Особенности административного судопроизводства юристы обсуждали давно, что и предопределило введение в нашей стране отдельного нормативного правового акта – Кодекса административного судопроизводства РФ.

До 15 сентября 2015 г. дела административного судопроизводства отдельно не выделялись, административные споры рассматривались в соответствии со специальными нормами ГПК РФ. Все административные дела после 15.09.2015 г. рассматриваются исключительно в порядке КАС РФ.

Особенности административного судопроизводства, как процесса рассмотрения спора

Когда спор между сторонами становится административным? Он имеет место, если связан с деятельностью организаций (в т.ч.

органов власти) и физических лиц, наделенных властными полномочиями, когда предполагается нарушение субъективных прав граждан или о создание помех в их осуществлении.

Отсюда и основная особенность административного судопроизводства: необходимость обращения в суд обусловлена намерением устранить существующие или потенциальные преграды в осуществлении прав и законных интересов административного истца.

Суд при осуществлении правосудия в административном судопроизводстве определяет, чья позиция основана на законе и соответствует ему, это способ проверки судом деятельности административного органа.

В рубрике, посвященной Кодексу административного судопроизводства, уже освещены особенности:

Общие правила административного судопроизводства применяются тогда, когда иные правила не установлены специальными нормами, посвященным делу административного судопроизводства (гл. 21-32 КАС РФ).

Поскольку для граждан основными административными исками будут обращения за оспариванием решения органа власти и о признании нормативных правовых актов недействующими, их особенности будут рассмотрены отдельно.

Особенности административного судопроизводства при рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим

Такой иск может быть подан любым лицом, на которое он распространяется и чьи права затрагиваются, в отношении которого он был применен и в результате чего нарушены права.

Срок давности по делу не установлен: иск может быть подан в течение всего времени действия такого документа (акта).

Важно, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится в специальном порядке, значит, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не будет.

Встречный иск по таким делам не допускается. Участие в деле представителя обязательно, если только административный истец не имеет высшего юридического образования. Поэтому указание на его наличие и подтверждение обязательно еще при обращении в суд с административным иском.

К иску обязательно прикладывается копия нормативного-правового акта, реквизиты того документа, которому противоречит указанный акт, какие права уже нарушены или в чем угроза их нарушения в будущем, доказательства того, что административный истец является субъектом правоотношений, которые регулирует оспариваемый нормативный правовой акт и др. (ст. 209 КАС РФ).

Административный истец может заявить ходатайство о применении только одной меры предварительной защиты: запретить применение нормативного правового акта или отдельных его положений в отношении административного иска.

Срок рассмотрения дела составляет 2 месяца, а если дело подсудно ВС РФ – 3 месяца со дня подачи административного иска. В деле обязательно участвует прокурор, значит, который будет являться и субъектом обжалования решения суда.

При рассмотрении административного иска суд может признать обязательной явку представителя органа власти, что сделает невозможным применение упрощенного порядка административного судопроизводства, не связан доводами административного истца и обязан проверить законность нормативного правового акта или отдельных его положений, которые оспариваются, по собственному убеждению.

Обязанность доказать наличие полномочий на принятие нормативного акта, соблюдение его формы и вида, процедуры принятия, опубликования, регистрации и соответствия актам, имеющим большую юридическую силу возложена на административного ответчика.

В административном судопроизводстве по оспариванию нормативных правовых актов не допускается заключение соглашения, а также прекращение дела в связи с отказом от административного иска, признания его административным ответчиком, утрата его силы или отмена в период рассмотрения дела.

Особенности производства об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

Административный иск должен быть подан тем лицом, чьи права непосредственно затрагиваются. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться к вышестоящему должностному лицу для урегулирования административного спора.

Иск может быть подан в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав административного истца, а на действия судебного пристава-исполнителя – 10 дней.

Причины пропуска обращения в суд будут устанавливаться в судебном заседании, при этом если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно, это станет уважительной причиной. Если же суд признает причину пропуска срока неуважительной, суд откажет в удовлетворении требований административного истца.

В качестве меры предварительной защиты может быть применены приостановление действия решения в той части, в которой она относится к административному истцу, воздержание от совершения оспариваемого действия.

Доказывать незаконность решения, в т.ч. наличие на это полномочий, соблюдение процедуры вынесения и др., возложена на административного ответчика. Рассмотрено дело должно быть в течение 1 месяца со дня подачи иска, на судебного пристава-исполнителя – в течение 10 дней.

При рассмотрении дела суд не связан доводами и требованиями административного иска и проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Источник: https://iskiplus.ru/osobennosti-administrativnogo-sudoproizvodstva/

Кодекс административного судопроизводства РФ: роль и место в национальной правовой системе

Специфика реализации принципов в административном судопроизводстве. Понятие и значение принципов административного судопроизводства РФ

Кодифицированный документ, регулирующий порядок рассмотрения административных дел судами РФ, был принят три с половиной года назад. Это уже двадцать первый принятый кодекс в России. Необходимость в нём действительно была и, больше всего, это связано с его положительным влиянием на дальнейшее развитие административного судопроизводства.

Многие правовые эксперты считают некоторые положения КАС РФ оторванными от действительности, а равно не решающими проблем по недопущению произвола и нарушения законности в публичном управлении.

Немало известных юристов высказываются положительно и являются сторонниками документа, обозначая его важным этапом на рубеже модернизации процессуального законодательства.

До принятия КАС РФ административное судопроизводство оставалось без кодифицированного правового акта, чётко регулирующего порядок его реализации.

В то же время разрешение административных дел после принятия нового кодекса не претерпело серьёзных изменений. Напомним, что до 2015 года роль КАС РФ выполняли другие два документа: ГПК РФ и АПК РФ.

В связи с этим стоит отметить, что системы специализированных административных судов ещё нет, она только формируется.

Кодекс административного судопроизводства РФ предоставил высокий уровень дискреционных полномочий, что требовалось при рассмотрении большого ряда дел публично-правового характера.

Большое внимание обращено на порядок доказывания законности управленческих действий, хотя эта обязанность также возлагается на должностных лиц, поскольку здесь участвует более слабый субъект публичных правоотношений – гражданин.

Следует отметить, что развитой модели административного судопроизводства пока нет, но КАС РФ является прямой дорогой к развитию полноценной системы судов специализированной юрисдикции.

Основные новшества институционального аппарата

Конституция Российской Федерации определила правовую базу для развития административной юстиции. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека считается обязанностью государства, в том числе это обеспечивается правосудием.

КАС РФ – это своевременный законодательный акт, который содержит большое количество новых понятий. ВС РФ принимает заглавное участие в становлении и развитии административной юстиции, а также правосудия в целом.

Безусловно, принятый в 2015 году Кодекс улучшил ситуацию, а также сделал необходимый вклад в строительство процессуального законодательства.

Документ регламентирует порядок рассмотрения очень большой группы административных дел.

Отношение к нему неоднозначное среди научной юридической общественности, именно в силу того, что в нём много непривычных вещей. Арбитражный процессуальный кодекс РФ выполняет возложенную на него функцию по регулированию правоотношений в системе судов.

Статья 189 АПК РФ гласит, что дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе рассматриваются настоящим Кодексом, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены ФЗ.

Другими словами, сегодня ещё существует параллельное регулирование, но, безусловно, с принятием КАС РФ удалось снять многие вопросы.

Новый документ хорошо затронул специфику рассмотрения судебных дел с участием органов власти, чего явно не хватало российскому законодательству. Часть общих положений касается предмета КАС РФ, из которых можно сделать вывод, что к административным делам, рассматриваемым по правилам настоящего документа, относятся дела, возникающие из

правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности субъектов. Также установлены определённые рамки, где один из субъектов правоотношений реализует публично-властные полномочия.

Указанные критерии похожи на положения Гражданского кодекса РФ. Не все классические случаи, связанные с оспариванием нормативного акта, попадают в категорию административных дел, хотя формально к ней относятся.

Добавление новых критериев (форм административных дел), которые будут рассматриваться, не обеспечило полностью понимание, какие всё-таки дела будут рассматриваться в рамках административного судопроизводства.

Стоить отметить ещё одну категорию дел, которая указана предметом регулирования КАС РФ: дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или публичных полномочий. Это могут быть дела о прекращении деятельности СМИ, об установлении или досрочном прекращении административного надзора и другие.

Особенности принципов, указанных в КАС РФ

На первом месте идёт принцип независимости судей, означающий, что судьи должны подчиняться исключительно закону, главный из которых Конституция РФ.

Затем идёт принцип равенства всех перед судом и законом, а также указана необходимость справедливого разрешения административных дел. В ст.

6 КАС РФ обращено внимание на разумный срок исполнения судебных актов и осуществления административного судопроизводства.

Стоит отдельно отметить несколько таких принципов, как открытость судебного разбирательства и непосредственность.

протоколирование является важной частью всего процесса, но суд вправе принять решение о закрытом порядке проведения заседания, если на это будут веские причины (разглашение секретных сведений и т.п.).

Замена судьи предполагает возврат к началу рассмотрения дела, что указывает на соблюдение принципа непосредственности. В силу объективных причин и судебной нагрузки соблюсти принцип непрерывности рассмотрения дел не всегда представляется возможным.

Сегодня удалось избавиться от большинства существенных недостатков первой редакции КАС РФ. Документ успешно «прижился» и эффективно исполняет те цели, для которых он призван, но вопрос о создании специализированных административных судов пока так и остаётся открытым.

Источник: https://jusnaturale.ru/kas-rf-rol-i-mesto-v-sisteme-prava/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.