+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Соотношение ценности и эффективности права. Эффективность правового регулирования

Эффективность правового регулирования общественных отношений

Соотношение ценности и эффективности права. Эффективность правового регулирования

Для регулирования общественных отношений необходимо понятие права, а также принципы права. Для механизма правового регулирования и воздействие на отношения в обществе требуются не только права, но и определенные юридические средства.

Существует более объемное понятие, в основу которого входит не только данные средства воздействия, но также средства правового влияния на поведения человека (организационные, воспитательные, профилактические и т.д.) – это правовое воздействие на общественные отношения.

Наше общество не может существовать без правового регулирования, так как оно является одним из важнейших видов социального регулирования. Сама идея свободы и справедливости лежит в его основе, делая его особым социальным явлением.

Замечание 1

Но не все общественные отношения подвергаются правовому регулированию. К таким отношениям относятся: любовь, товарищество, отношения с участием душевнобольных, признанными недееспособными или невменяемыми.

К этому списку так же можно добавить обычаи и другие социальные предписания, которыми в принципе управляют нормы морали.

Остальные же отношения, попавшие под его влияние, называются предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве РФ.

Появление новых юридических норм в законодательстве, а также их исчезновение из него весьма характерны для предмета правового регулирования. Это напрямую зависит от формирования новых общественных отношений, которые требуют правового вмешательства.

Для того, чтобы регулировать общественные отношения, существуют определенные методы правового регулирования. Благодаря многим факторам, положительно повлиявшим и на развитие экономики, и на стабилизацию общественного порядка и государственных структур – методы правового регулирования заменили жесткие «дедовские» на более мягкие.

Совокупность юридических средств, входящих в механизм правового регулирования, также осуществляет правовое регулирование общественных отношений.

Из большого числа элементов правовой системы выделяют несколько основных, которыми являются:

  • юридические нормы;
  • правоотношения;
  • акты реализации права (индивидуальные правовые акты);
  • принципы права;
  • правовая культура.

Процесс правового регулирования

Правовая культура и принципы права пронизывают весь механизм правового регулирования общественных отношений, затрагивая и другие элементы правовой системы. Этот процесс включает в себя регламентацию общественных отношений и действие юридических норм.

Первое регулирует определенные сферы и области общественных отношений с помощью права. А второе – результат первой стадии правового регулирования общественных отношений и главный элемент механизма правового регулирования.

Замечание 2

Основная суть правовой регламентации заключается в том, чтобы издавать юридические нормы, которые охватывают определенную группу общественных отношений. Для возможности регулирования общественных отношений нужен инструмент, таким инструментом и являются эти нормы.

Установление ответственности за нарушение юридических предписаний, а также определение и закрепление в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом и определение субъектов права, их прав, свобод и обязанностей – в этом и заключается сама правовая регламентация общественных отношений. В то время как действие юридических норм говорит о реальном поведении людей. Это основной элемент механизма правового регулирования, который является результатом первой стадии регулирования общественных отношений.

В совокупности с правоотношениями, действие юридических норм является основным элементом механизма правового регулирования. Права и обязанности, возникающие в процессе действия юр норм, создают предмет правового регулирования, обеспечивающий правопорядок. Для реализации этих норм необходимо соблюдение, исполнение, использование и применение – это и есть формы их действия.

Так же существует и третий элемент механизма, который непосредственно и осуществляет реализацию правовых норм, а также прав и обязанностей субъектов – акты реализации норм права.

У юридических норм имеются и определенные пути действия, которым они следуют. К этим путям относится следующее:

  • наделение субъектов права правоспособностью и дееспособностью, благодаря чему они свободно включаться в процесс правового регулирования, создав тем самым условия для действия права;
  • наделение субъектов права юридическими правами и обязанностями;
  • получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотренных нормами;
  • применения государственного принуждения за неисполнение нормы права.

Но не все юридические нормы можно отнести к реально действующим. К примеру, устаревшие нормы не попадают под реализацию, что вполне естественно, так как они больше не отвечают новым условиям. Еще одна причина, по которой норма не реализуется – это отсутствие ее детализации и порядка ее действия.

Эта проблема решается с помощью издания дополнительных, конкретизирующих актов в крупных законодательных. Данная теория хорошо прослеживается в ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.

2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: «Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона».

Эффективность правового регулирования

Результативность и действенность определенных мер поведения юридического предписания неразрывно связаны с эффективностью правового регулирования. Она является результатом какого-либо действия, степенью достижения поставленной цели. Из этого следует выделить два обстоятельства эффективности правового регулирования – это поставленная цель и достигнутый результат.

Поставленные цели можно разбить на ближайшие цели, промежуточные и конечные, а также на прямые и косвенные. Относительно же достигнутого результата следует подчеркнуть направленность правовых норм. В этом случае правовое регулирование направляется на:

  • закрепление сложившихся отношений в обществе при помощи юридических средств;
  • повышение уровня развития уже существующих отношений;
  • избавление от опасных и социально негативных отношений.

От достижения поставленных целей и будет зависеть эффективность той или иной нормы. Делать какие-либо выводы по этому поводу можно на основании результатов действия юридических норм и поставленных при их издании целей.

Замечание 3

Таким образом, эффективность нормы правового регулирования определяет степень достижения поставленной цели.

От эффективности юридической нормы будет зависеть и ее социальная ценность. С другой стороны она не может гарантировать эффективности в силу определенных причин. Но неэффективность нормы не означает того, что норма не нужна.

Существует большое количество определенных условий, которые говорят об эффективности юридических норм. Из этого числа можно выделить три основных.

Соответствие юридических норм характеру и уровню экономического и социального развития страны

Эффективность нормы в этом случае зависит от правильно расставленных приоритетов. Все внимание законодательства должно быть направлено на развитие отечественного производства и товарооборота. Что касается законодательства РФ, то в данном случае оно не всегда соответствует состоянию экономики.

Совершенное законодательство

Подобное законодательство дает нам адекватную оценку общественным отношениям, а также предлагает самую оптимальную реакцию (как положительную, так и отрицательную) государства на поведение субъектов права.

Совершенное законодательство – это научно обоснованное, непротиворечивое, прогрессивное законодательство. К сожалению, о законодательстве РФ невозможно говорить как о совершенном. Чему свидетельствует его противоречивость и наличие «белых пятен». Существует ряд причин, который на это указывает.

Первой из них является отсутствие четкого представления о путях развития российского общества и плана законотворческих работ. Вторая причина – это лоббирование законопроектов, которые отвечают узко групповым интересам.

К третьей причине можно отнести наличие дублирующих федеральных государственных структур, влияющих на правотворчество (Правительство РФ и Администрация Президента РФ) и др.

Слишком завышенные обязанности либо санкции, не соответствующие содеянному, так же считаются малоэффективными нормами. Следует заметить, что и законодательство, занижающее ответственность правонарушения, будет неэффективным.

Пример 1

За пример в этой ситуации можно взять налоговое законодательство РФ. Его несовершенство толкает субъектов правоотношений на сокрытие доходов, тогда как должно быть направлено на развитие производства.

Высокий уровень правовой культуры

Смысл правовой культуры заключается в знание права и в выполнение требований юридических норм. В этом случае необходимо не только знание правовых предписаний, но и обязательное их выполнение. Эффективность правового регулирования напрямую зависит от уровня развития правовой культуры – чем выше уровень, тем надежнее выполнение правовых предписаний.

В настоящем российском государстве, к сожалению, процветает правовой нигилизм. Большой процент общества отрицательно относится как к праву, так и к выполнению его требований.

Но не только вышеперечисленное оказывает влияние на эффективность правового регулирования, так же есть многие другие факторы. К ним относится и состояние нравственности в обществе, и качественная работа правоохранительных органов и многое другое. Таким образом, для того чтобы правовое регулирование общественных отношений было эффективным, необходима совокупность всех условий.

Опиши задание

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/effektivnost-pravovogo-regulirovanija/

Шпаргалка по теории государства и права | Страница 16 | Онлайн-библиотека

Соотношение ценности и эффективности права. Эффективность правового регулирования

3) альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один.

В соответствии со своим представительно-обязывающим характером нормы права имеют следующие признаки:

1) государственно-властный характер;

2) общеобязательность;

3) формальная определенность;

4) обеспеченность.

38. Эффективность правовых норм

Эффективность права – одна из узловых теоретико-правовых отраслевых проблем современного правоведения.

Эффективность права не является его априорной особенностью, поскольку отраслевые правовые установления могут устаревать или не полностью отражать потребности, цели и задачи правового регулирования общественных отношений.

На основании этого проблема эффективности права становится весьма важной, определяя уровень продуктивности созданных правовых норм.

Есть много разных подходов к определению понятия эффективности правовых норм.

Одно из них, самое распространенное, следующее: эффективность правовых норм – это отношение между фактическим результатом их действия и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были приняты.

Это определение заключается в том, что оно рассматривает эффективность в качестве общенаучного понятия, которое выступает обобщенным выражением проблемы оптимальных способов достижения цели нормативно-правового регулирования общественных отношений.

В существующих определениях понятия эффективности правовых норм не рассматривается вопрос о заключающихся в них правовых и социальных целях, которые не являются тождественными.

При этом первые связаны с обеспечением конкретных вариантов поведения субъектов, а вторые – соответствующих изменений в регулируемых сферах общественных отношений.

Следовательно, эффективность права – это способность правовых норм обеспечивать при минимальных затратах достижение заложенных в них социально-правовых целей, которые состоят в программируемых позитивных изменениях регулируемых сфер общественных отношений посредством формирования требуемых для этого моделей поведения их участников.

Эффективность правовых норм обусловливается комплексом разнообразных условий, которые связаны с качеством самих норм и социальным механизмом их действия. Качества содержания правовых норм: их социальная ценность, адекватность социальным реалиям и потребностям, уровень юридико-технического изложения содержащихся в них предписаний.

К социальным (внешним) факторам, которые обусловливают эффективность правовых норм, относят:

1) условия, связанные с функционированием политической и правовой системы;

2) макросоциальные условия (состояние общественного сознания, реальные возможности общества, и др.);

3) личностные условия субъектов, реализующих правовые нормы;

4) микросоциальные условия (трудовые коллективы, малые группы и др.).

Экономичность является качеством правовых норм, которые обусловливают эффективность права. В одних случаях это качество связывается с проблемой избыточности правовой информации.

Таким образом, для эффективности правового регулирования общественных отношений требуется, чтобы воля законодателя, выраженная в праве, была полностью доведена до адресатов правовых норм, верно понята и воплощена в жизнь.

Достижение этой цели зависит от характеристик правовой информации: объема и содержательности сообщений, их понятности, соотношения числа сигналов – носителей информации и ее смысла, помехоустойчивости сообщений. Все эти характеристики имеют место в категории избыточности информации. Все сказанное относится и к правовой информации.

Другие же авторы сосредоточивают основное внимание на юридико-технической проблематике: языке изложения правовых предписаний, стиле, их согласованности между собой. При этом важнейшее требование законодательного языка – краткость. Таким образом, закон не является повествованием или описанием, он должен быть лаконичным.

39. Структура нормы права

Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.

В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях.

Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства.

Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений.

Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения.

Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие.

Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению.

Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе».

Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др.

Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.

Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».

Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.

Существует следующая классификация санкции правовых норм: 1) уголовно-правовые санкции; 2) административно-правовые санкции; 3) дисциплинарно-правовые санкции; 4) гражданско-правовые санкции.

Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.

40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

Важное научное и практическое значение имеет вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами.

Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:

16

Источник: http://litrus.net/book/read/169591?p=16

Читать онлайн Теория государства и права: Учебник страница 111. Большая и бесплатная библиотека

Соотношение ценности и эффективности права. Эффективность правового регулирования

Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования.

1. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.

Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, т.е.

повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.

2. Совершенствование правоприменения “дополняет” действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования.

Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои “слабые стороны”: нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) – в произвол.

Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества.

Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.

Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права.

3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

Интересы человека – вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности.

Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

§ 4. Способы и типы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд).

Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес.

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его.

Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия.

Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Так, общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено.

Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач.

Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности.

Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного.

Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

§ 5. Правовое регулирование и правовое воздействие

Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие – как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем. Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.

Во-вторых, если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда.

Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – необязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.

В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную (С.С. Алексеев, М.И. Байтин, А.М. Витченко, В.И. Гойман, В.П. Казимирчук, В.

В. Лазарев, Н.И. Матузов, А.В. Мицкевич, М.Ф. Орзих, Ю.К. Толстой и др.).

Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (управленческой) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства – правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.

Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического.

Ведь действие права “состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права); во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)” (Л.И. Петражицкий). Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Роль права тут заключается в повышении уровня юридической культуры, в привитии прогрессивных, цивилизованных правовых идей, принципов, аксиом.

Источник: https://dom-knig.com/read_240574-111

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.