+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Сколько лезгинов в мире. Древняя история лезгин

Содержание

Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты

Сколько лезгинов в мире. Древняя история лезгин

Каждый народ хочет, чтобы помнили его историю, уважали традиции и культуру. На Земле не найдется двух одинаковых государств. Каждое имеет свои корни и уникальные особенности – изюминку. Вот об одном из таких замечательных народов и пойдет речь дальше.

Кавказ – местность высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови.

Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Это были люди с богатой и древней историей.

Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге Дагестана, народ то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима.

Национальность “лезгин”: история

Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Это было начало XIII столетия.

Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков.

Жителей той местности на тот момент называли “эмирами Лезгистана”. Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость.

Народ, который чтит традиции

Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести.

Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины.

Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них.

Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком.

Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью.

Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.

Древние обряды и современная жизнь

Лезгин – это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями.

Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было.

За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям.

Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом.

Восточные традиции гостеприимства

Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят.

Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями.

Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное – понимание истинной природы человеческих взаимоотношений.

Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества.

Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением.

Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство.

Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной?

Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня эта народность в большинстве своем исповедует ислам.

Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией.

Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц (Красного быка), он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд (в переводе “Большая вода”).

Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой – ислам, достаточно самобытна.

Народный танец, известный во всем мире

Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности.

Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин.

Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке.

Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец – тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев.

Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские. Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию.

Источник: https://FB.ru/article/251433/lezginyi-natsionalnost-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi

О численности лезгин

Сколько лезгинов в мире. Древняя история лезгин

john_rend

Когда говорят, что лезгины – народ миллионник, верится как то с трудом. Кто то начинает скабрезничать, кто то сыплет желчью и выдает пренебрежение. Под конец конференции, посвященной Первой мировой войне в Институте истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН неожиданно возник вопрос о численности дагестанских народов и докладчик (http://www.

ihaednc.ru/static?id=90 М.Магомедханов) позволил себе некоторое пренебрежение к народу, говоря “лезгины могут себе позволить говорить что их и два, и три миллиона…”.Мною было высказано ему, что выдавать в такой форме сентенции неэтично научному сотруднику.Скажем, что еще в 80-х гг.

в нейтральном  журнале, выпускавшемся в Азербайджане численность лезгин определялась на уровне не менее 800 тыс. человек. Даже если вычесть из этой цифры тысяч 200 – иных дагестанских народов, которых по традиции называли “лязгиляр” – лезгины, то с учетом численности лезгин в Дагестане и в целом России получится  миллион.

И нечего тут кривить душой и плескать желчью. Нет тут никакой фантастики!

Еще в 1404 году архиепископ персидского города Султание Иоанн де Галонифонтибус писал в своей книге, что на Кавказе живут “черкесы, леки, йассы, аланы, авары, казикумухи”. Не думаю, что леки – лезгины будь они малочисленны, были бы заметны историку средневековья.

Кстати, обратите внимание что лакцы названы – казикумухами по названию их главного города – Гази (Кази)-Кумух, а леки (лезгины) идут вслед за черкесами, которые еще в средневековье числились двух-трех-миллионным народом в составе черкесов, адыгов и др. черкесских народов.

Точно также существуют лезгинские народы в составе которых на территории Азербайджана крызы, хиналуги, будухи, удины и др. малочисленные народности.

Общеизвестна национальная политика официального Баку, это всевозможные, в  тч. карьерно-кадровые препоны для не-азербайджанцев, запись лезгин азербайджанцами – такая практика до сих пор имеет место, когда в метриках – свидетельствах о рождении ребенка – по умолчанию сотрудники административных органов  в графе национальность -записывают “азербайджанец”.

Кто возмущается того конечно, записывают лезгин, но возмущающихся, вероятно с каждым годом все меньше. Дети забывают родной язык и культуру, все больше становятся идеологически порядочными азербайджанцами, люто ненавидящими армян и Россию.И на этом фоне цинично звучат разговоры о том, что некие эксперты “с фонаря” говорят о  количестве лезгин более миллиона человек.

Господа, коллеги, чтобы обвинять экспертов в ангажированности, вначале нужно разобраться в истории советского Азербайджана и нового “демократического”. Понять, что сотворил азербайджанский пантюркистский режим  с иными народностями, и в том числе лезгинами. Как им строил препоны, как их переписывал и как устраивал политику этноцида, культурного геноцида.

А потом уж разобравшись и поняв говорить о тех самых экспертах, которые якобы с фонаря записывают количество лезгин.

У кого-то стойкая фобия по части количества лезгин, вероятно, увязывается она с нежеланием чтобы представители этого народа когда-либо занимали верховный пост в Дагестане, а  быть может просто отражение непонятного бытового неприятия на уровне детских стереотипов и посттравматических или психических синдромов.

И потом,  демография – точная наука: невозможно утаить количество народов, даже если они поголовно записываются азербайджанцами. Существует четкая корреляция между рождаемостью, смертностью и количеством этноса. Небольшие коррективы вносит и миграция.

Однако не мог народ взять да и в количестве полумиллиона сорваться в Сибирь или еще куда, не мог он просто взять и исчезнуть или поменять в мгновение ока свою былую идентичность.

Если средневековые историки и данные еще российских (императорских) данных говорят об одной численности, а в советское и демократическое время они резко понижаются, без учета нормальной типичной для данного этноса рождаемости то тут дело нечисто. Явно вмешались господа из идеологического отдела. Необходимо разбираться, сколько народа было “потеряно”.

И еще проблема приписок, недосчета и ассимиляции народа касается как лезгин, так и аварцев, но почему то отдуваются только лезгины. Им и шишки достаются по поводу разговоров об искусственном снижении стат.данных. Вот вопрос – почему? Неужели нежелание видеть лезгина – главой РД сильнее  желания помочь своим собратьям за рекой Самур – в Джарской республике? Братья аварцы, так дайте, наконец, ответ на этот вопрос.Неоднократно писал, что политическая система Дагестана – этно-дуумвират, которая на протяжении 70 лет кошмарит Страну гор(я) должна быть сломлена, ибо она в большей части повинна в сложившейся кризисной общественно-политической и социально-экономической ситуации.

А так нет хороших и плохих народностей, есть политики выдающие свои интересы за интересы народа.

john_rend

Cегодня звонил Абдулла Абдуллаевич – доктор политологии, профессор Дагестанского педагогического университета. Кроме того, что он похвалил меня за гибкость в озвучивании своей позиции по политической ситуации и образу Рамазана Абдулатипова, он еще объявил о создании в скором времени политического клуба. Команда довольно интересна. Озвучивать ее пока не буду – но там он собирает довольно интересный, амбивалетный состав. Как этот состав будет принимать окончательное решение по острым проблемам дагестанской действительности, пока не ясно, но дискуссионная площадка Дагестану нужна. Повторяю, А.А.Магомедов собирает под сенью этого клуба довольно разноречивых людей. Это политические деятели, журналисты, просто мыслители. В общем те, кто неравнодушен к судьбе Дагестана. И об этом часто заявляет по ТВ и в прессе.Поговорили также об угрозах и вызовах, с которыми республика может столкнуться. Магомедов определяет худшее состояние дагестанского имиджевого потенциала, когда дагестанцы в субъектах России мысялтся варварами и нежелательными субъектами. Это положение нужно исследовать, осмыслять, опрашивать по городам и весям российским.

В общем – Дагестану нужно более прагматичное, живое и дискуссионное чем респектабельный и важный “Седой Каспий”. В любом случае, власть не должна бояться альтернативного мнения. Как говорит сам Абдулатипов – общество должно воспитывать власть!

Page 3

john_rend

«Смешная и страшная ситуация – развитие болезненного национализма на государственном уровне, часто – через передергивание исторических фактов. Разве можно представить, чтобы МИД Армении не пустил меня в Ереван после поездки в Баку? Нет, я не встретила никаких препятствий. Зато обратная ситуация – налицо.

Да и на бытовом уровне в Баку я повсеместно сталкивалась с армянофобией, тогда как в Армении никто не говорил об азербайджанцах ничего оскорбительного. Может быть, оттого, что если углубляться в историю и в вещественные аргументы, очень легко доказать, где на самом деле чья земля.

И вряд ли эта правда придется по вкусу дорогим азербайджанцам».

К сожалению «гуманный и толерантно-мультикультурный» Азербайджан и знать это не хочет, продолжая накручивать националистическую истерию вокруг армян и карабахского вопроса…

Page 4

?

|

john_rend

Пожалуй ни один политический деятель не сделал столько для Дагестана,  и ни один не подвергался такой критической атаке плебса как Нажмудин Самурский. Его соратники отзывались о нем как о настоящем патриоте, страстно любящем Дагестан, как о неутомимом государственном деятеле, как о стратеге, видящем далеко вперед и желавшем своей республике только блага. Так о нем, в частности, отзывался и Абдурахман Даниялов, которого некоторые экзальтированные его соплеменники считают ни больше, ни меньше Спасителем Дагестана.И здесь наступает “казус конструктус”. “Даниялов – хорош, а Самурский – мерзавец, которого еще сыскать”. Полагаю, тут нужно определиться – либо А.Даниялов лукавил, комплементарно высказываясь о своем соратнике и старшем политическом наставнике Самурском, либо был обманут. Но Даниялов –  опытный политик, ученик Самурского  не мог раздаривать комлименты направо-налево если того политик не заслуживал. И не верю что он привирал, ибо книга воспоминаний Данияловым написана далеко после трагической смерти Н.Самурского. И после периода жестских репрессий. Жертвой которых пал и сам Самурский. И не было смысла что то утаивать и что то притягивать за уши в вопросе о давно умершем человеке и делах давно минувших дней…Нажмудин Самурский – был человеком Времени и жертвой Времени. Верю, что каждая выдающаяся личность помимо того, что вносит вклад в экономику и политику, также является представителем, глашатаем, заложником Времени. Тех самых волн времени, под или над которыми находится по Воле исторической судьбы.Есть то что зависит от личности, а есть то что личность превозмочь не может. Есть обстоятельства, которые выше личности. Какая бы она выдающаяся и гениальная не была.Нажмудина Панаховича не зря обвиняли в “мелкобуржуазном национализме”. Враги знали куда бить. Первый руководитель Советского Дагестана страстно работал на Дагестан, отстаивал интересы молодой республики на всех уровнях, не соглашался с политикой коллективизации и репрессий. Пытался как мог донести до Центра пагубность перекосов и перегибов.Те кто нещадно критикует Самурского и оскорбляет память о нем и образ его втаптывает в грязь не прочитали ни одной книги о нем, ни изучали тот период, не жили в том периоде, не осознают каким было то Время. Время молоха репрессий и сталинской опричнины. Глава Дагестана денно-нощно работал на то чтобы наладить производство, желая в год остроить несколько промышленных предприятий, поднять гидроэнергетику и провести гидроартерии. Именно при нем была запущена первая в Дагестане ГЭС и начато строительство Канала Октябрьской Революции (КОР) очисткой которого заняты городские и некоторые др.службы.Да, именно при Самурском Дагестану выпала доля быть одним из центров беспощадной борьбы старого и нового, клерикального прошлого и индустриального настоящего. Дагестан в принципе прошел путь, который был ярко явлен при Ата Тюрке, который также не принимал старый исламский строй. Именно при “отце турецкой нации” анчалась масштабная индустриализация Турции. Именно он сказал что наши минареты – это трубы промышленных фабрик и заводов. Но его предателем, а тем более мерзавцем не считал. Муллы  оказались на одной стороне политических баррикад, а прогрессивная дагестанская интеллигенция –  на другой.  Так сложилось. Октябрьская революция разделила, расколола дагестанское и все российское общество на два непримиримых лагеря – так шла борьба идеологическая людей, которые не собирались идти на компромиссы. Мусульмане, понявшие что наступают иные времена и сумевшие пойти на пакт с новой властью выжили и сумели сохранить свою религию и духовность.Все остальные по воле Центра (!!!) были объявлены врагами и от них избавлялись. Делал это не Самурский, которому не были нужны напрасные жертвы. Те, кто изучал историю Самурского прекрасно знают какие взаимоотношения  у него были со спецслужбами и силовыми органами, которые всегда были иной стороной конфликта и самостоятельным актором порой беспредельных действий. Знают и наслышаны и о фамилии Ломоносов ставленнике Москвы, и какую роковую роль он сыграл при Самурском, как он его подставлял и в конце концов “сожрал” использую неограниченную власть и возможность казнить любого кто проявлял излишнюю самостоятельсность и активность.Самурский был патриотом Дагестана: он по крайней мере, не связывался с турецкими и английским эмиссарами и не продавал интересы горцев тем, кто используя религиозный и этнический фактор желал прибрать к своим рукам стратегический участок Кавказа, как это делал его тезка Гоцинский. Народ знал “что по чем” и поэтому именно Самурский победил, потому что за ним пошли люди, которые поверили в то, что будущее Страны гор  с Россией и новые преобразования сделают Дагестан цивилизованным регионом. Чтобы понять чем бы был .Дагестан без Самурского достаточно посмотреть на Афганистан. Видимо те, кто считает его предателем хотели был этого…Самурский – выдающийся политический деятель Дагестана практически “сгорел на работе”, ежеминутно думая о Дагестане и его прекрасном будущем. До сих пор Дагестан живет на плодах той энергетики Самурского, которую он проявлял в стремлении вывести республику из нищей патриархальной окраины  в передовики страны. Самурский прекрасно знал историю и современность, был блестящим аналитиком и мыслителем. Когда читаешь его труды диву даешься как хорошо он разбирался в кавказских реалиях.Один из собеседников Самурского – норвежец, полярный исследователь Фритьоф Нансен писал о нем как знающем проблемы края энергичном политике-энтузиасте. А сам первый глава Дагестана писал в своей работе “Дагестан”:”Три мощных, исторически обусловленных фактора: земельный голод, патриархально-родовой быт и религиозный фанатизм определяют состояние Дагестана”.Нажмудин Самурский («Дагестан», 1925 г.)Вот что пишет о Самурском видный политический деятель Дагестана Шахрудин Шамхалов:”Кстати, о “Дагдизеле”. Заслуга его создания, равно как и развитие самого города Каспийска (а также Гергебильской ГЭС, нефтяной промышленности и многого другого), принадлежит Нажмудину Самурскому. Сегодня многие историки его ругают, забывая о том, что он и Коркмасов сделали для Дагестана больше, чем кто-либо”.Шахрудин Шамхалов. “Мы – дагестанцы”.Неужели после этого мы еще сомневаемся что Самурский пал жертвой политических интриг и был непричастен к гибели своих соотечественников, горцев, тем более богомольных старцев. Самурский сам был из древнего рода, предки его были и богомольцами и порядочными узденями.Рамазан Абдулатипов осенью прошлого года подписал указ об увековечивании памяти выдающегося государственного деятеля Н.Самурского. А шавки и невежественный плебс  продолжает танцевать на его костях, как мантру повторяя небылицы о том, что чуть ли не собственноручно расстреливал стариков Геничутля, топил алимов и навернеое, еще пил кровь младенцев. Жаль что мы топчем память своих исторических личностей. Причем,  меня терзают подозрения, что  делаем мы это на волне националистических фобий и настроений. Скажу что Нажмудин Самурский – лезгин из высокогорного аула Куруш. Не повезло политику с национальностью, короче…Если я ошибаюсь с национальным колором ненавистников Самурского буду рад сему. Но вот поглядите на скрин с дискуссии в социальной сети фейсбук. “Комплименты” выдающемуся сыну Дагестана дарит ни кто иной как главный редактор журнала “Дагестан”…

Источник: https://john-rend.livejournal.com/45582.html

Традиции и обычаи лезгинов

Сколько лезгинов в мире. Древняя история лезгин

Лезгины – древнейший коренной народ Дагестанской Республики, чья территория являлась частью восточно-кавказской этнокультурной общности 5 века до нашей эры. Потомки лезгин сумели донести до наших дней самобытность, культуру и традиции своих пращуров.

Основные обряды свадебной церемонии

• Обручение. Молодых людей здесь принято обручать еще в совсем юном возрасте, также часты случаи обручения еще не родившихся детей.

Это считается наивысшим проявлением дружбы и взаимоуважения между семьями у восточных народов. В этот день свита жениха держала путь к дому невесты.

Девушку осыпали дорогими подарками, среди которых главным являлось обручальное кольцо из серебра или золота.

• Приготовление. В данный период велись подготовительные работы к свадьбе, шились праздничные наряды, готовилось приданое и свадебные подарки. Промежуток времени между обручением и свадьбой мог затянуться на несколько лет.

• 1 день. Начиналось торжество с приема трех музыкантов в доме жениха, которым выносили традиционные дары: три платка, три пары носков, три хлебные лепешки.

• 2 день. День подарков и заключения свадебного договора. Ко двору жениха все жители аула сносили по несколько кг зерна или муки. Невеста же получала в дар необходимые бытовые вещи: носки, платки, сумки и т. д. После процедуры дарения в дом заходили молодожены, дядя и отец невесты, свидетели и друзья жениха, кадий и мулла.

Свидетели спрашивали молодоженов, согласны ли они себя связать брачными узами. После чего читалась молитва, совершался брачный обряд. В доме дяди по линии матери жениха расстилалась скатерть, на которую гости клали различные лакомства и деньги. Скатерть с содержимым пряталась в сундук и лежала там до первой брачной ночи.

• 3 день. Невеста прощалась со своим домом и переходила в дом жениха. О согласии и готовности девушки выйти из дома свидетельствовали шерстяные носки, подвешенные во дворе на винтовке.

Процессия свиты жениха на пути к невесте сопровождалась джигитовкой со стрельбой. Прежде чем войти в новый дом, невеста проливала воду, чтобы «подружиться» с местными божествами.

У семейного очага первой девушку встречала свекровь с мальчиком на руках, затем мать жениха осыпала свою невестку мукой, а девушка кидала горсть муки в огонь.

Обряды и традиции детского цикла

• Роды. Отец не должен был находиться в доме во время родов. За весть о новорожденном полагалась награда. В первую ночь роженице не давали спать, чтобы уберечь ребенка от демонического существа Ал-паб, которое могло навлечь порчу или подменить новорожденного. Также злых духов отпугивал огонь в комнате и стрельба из ружей во дворе.

• Наречение. Традиционно имя ребенок получал в честь умершего близкого родственника, который прожил праведную жизнь. Если же дитя долго болело или капризничало, имя могли сменить на другое.

• Первая стрижка. Состриженные утробные волосы тщательно оберегали и ни в коем случае не выбрасывали. Первую стрижку, как правило, проводил старший мужчина в семье. Волосы клались под подушку ребенку, чтобы подарить ему крепкий здоровый сон. Дабы малыш не вырос вором, ему долго не стригли ногти, остриженные ногти сжигали.

• Первый зуб. Считалось плохим знаком, если первый зуб у ребенка заметит его мать. Если же это случилось, женщина разрывала ворот своего нательного белья, чтобы зубы хорошо росли, с этой целью у малыша также немного разрывали ворот рубашки. Первому, кто заметил растущий зуб, дарили иглу – символ остроты.

• Первый шаг. Вставание на ноги сопровождалось осыпанием жареными пшеничными зернами и коноплей. Когда ребенок самостоятельно делал первый шаг, взрослые имитировали разрыв или разрезание пут, чтобы малыш в будущем уверенно стоял на ногах.

Хозяйственные обычаи и праздники

• Весеннее равноденствие. В этот день лезгины праздновали начало сельскохозяйственных работ. В ночь на 22 марта во всех дворах зажигались костры, проводилась стрельба из ружей. На следующий день все одевались в новую одежду и готовили праздничные угощения. Пир сопровождался импровизированными представлениями и различными ряжеными процессиями.

• Первый сев. Прежде чем начать посев яровых и озимых культур, хозяйка дома должна была угостить первого встречного хлебной лепешкой. Хозяин же пятью пальцами проделывал небольшие отверстия в земле и клал туда первые зерна, если же спустя некоторое время из какого-либо углубления не взошли ростки, то соответственный палец заматывался бинтом во время посевных работ.

• Праздник цветов. Молодежь в назначенное время традиционно отправлялась за сбором цветов в горы. Затем в нарядных одеждах девушки и юноши шли к ближайшему аулу и проводили там различные праздничные обряды с танцами и силовыми состязаниями.

• Сбор черешни. Оригинальный праздник с танцами, пением и играми, который посвящен покупке и продаже плодов черешни, черешневых деревьев.

Источник: https://etokavkaz.ru/nacionalnosti/lezginy/obychai_i_tradicii

ЛЕЗГИНЫ

Сколько лезгинов в мире. Древняя история лезгин

ЛЕЗГИНЫ (самоназвание — лезгияр), народ в Дагестане (204 тыс. человек) и Азербайджане. В Российской Федерации 257 тыс. человек. Язык лезгинский лезгинской группы дагестанской ветви иберийско-кавказских языков. Верующие — мусульмане-сунниты, есть шииты.

Этимология названия

Вопрос происхождения этнонима «лезгины» всё ещё требует более глубокого и всестороннего анализа.

Тем не менее, большинство исследователей выводит этноним «лезгин» из античного «леги» и раннесредневекового «лакзи», от которых впоследствии, — предполагают некоторые исследователи, — произошёл современный этноним «лезги».

Бесконечные войны с римлянами, византийцами, персами, хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных племён, населяющих Кавказскую Албанию. До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками», персы и арабы — «лекзами». Кроме того, танец «Лезгинка»

Лезгины

у Грузинименуется «Лекури», а страну лезгин «Лекетия».

Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в., но это название не являлось в прошлом самоназванием для отдельной дагестанской народности, оно было «совершенно чуждо дагестанским горцам».

В Царской России и у тюрков название «лезгины» употреблялось в качестве термина для обозначения многочисленных горских племён, населявших Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного Кавказского хребта.

Урусских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами (преимущественно аварцев).

После 1920 года этноним «лезгины» превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под названием кюринцы.

Анализируя исторические связи народов и языковые соответствия, исследователь древности А. Н.

Погребной-Александров выдвигает теорию связи термина «лезгин» с русско-славянскими диалектами и его близкого родства и возможного происхождения от слова «лезга» (хвастун, задира, скандалист; брань, крик, ссора и т. д.

) и/или от его первоосновы в слове «лязг» (говоря о звуке от клацанья зубов животного (например, собаки или волка), или — о своеобразном «звоне» или лязганья от соприкасновения холодного оружия во время драки, изготовленного из металла).

Представители кавказских народностей зачастую были казаками — в качестве наёмных военных царской армии, которые славились (и славятся до сих пор) своей агрессивностью и вспыльчивостью характера. Значение в название «лезгияр», состоящего из двух славяно-русских слов — ярый или вспылчивый лезга.

Арабское наименование лезгин — «лекзам», можно также сравнить со значением в словах «древнего происхождения», где «эл ек» — давно, а «зам» — времена.

И… здесь вновь подтверждается теория о русско-славянским значении в названии «лезга» — балтун или хвастун, так как, во времена рассказов и/или иных разговоров с русско-славянскими сослуживцами, будучи ещё в казаках, им не очень-то верили, а письменных источников этого древнего народа не сохранилось. «Элек заман» же, на тюркском диалекте означает — «давном давно, в тридевятом царстве тридесятом государстве».

Лезгинский язык

Лезгины говорят на лезгинском языке, который относится к кавказским языкам. Вместе с близкородственными агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков. Распространен на югеРеспублики Дагестан и в северных районах Азербайджана.

Лезгины храбры, ловки и упорны

Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры (конец 4 тысячелетия до н. э.).

Непосредственными предками лезгин и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию, государство на территории Восточного Кавказа.

Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные на территории Дагестана, относятся к ашельской эпохе (древние племена легов, гелов, удинов и др.). В конце 1 тыс. до н. э.

территория Дагестана входила в состав Албании Кавказской, затем державы Сасанидов.

С V века на территории Дагестана образуется ряд государственных образований: Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Зирихгеран (Кубачи), Кайтаг, Гумик и др; в VI веке — государство гуннов.

Хозяйство

Становление земледельческо-скотоводческого производящего хозяйства у лезгин, как и во всем Дагестане, произошло в неолите (конец VII-VI в. до н. э.). На эпоху бронзы приходится резкий подъем земледельческо-скотоводческого хозяйства, рост террасного земледелия, внедрение основных злаков, садоводства, виноградарства, завершение доместикации животных.

Прекращение кочевнического давления способствовало установлению в ХVI-ХIХ вв.

естественной хозяйственной специализации по природно-географическим зонам, с наложением на них естественно-экономических зон и основных хозяйственно-культурных ареалов: 1) равнинно-нижепредгорный ареал оседлых пашенных земледельцев и стационарных скотоводов; 2) среднегорный ареал оседлых пашенных (террасовые поля) земледельцев и отгонных скотоводов (в форме трансюманса); 3) высокогорный ареал оседлых подвижных скотоводов и пашенных (склоновые поля) земледельцев.

Все три ареала составляют единое целое с общедагестанскими ареалами, которые образуют единую совокупность хозяйственно-культурных ареалов дагестанской историко-культурной области.

Традиционные занятия — пашенное земледелие (зерновые, бобовые, огородные, бахчевые культуры), виноградарство, садоводство, а также скотоводство, на равнине — преимущественно выгонно-стойловое, в горах — отгонное и подвижное (главным образом овцы).

Традиционные промыслы и ремесла — производство ковров, джурабов, сукна, войлока, обработка дерева, металла (оружейное и ювелирное дело), кожи, гончарство.

До Октябрьской революции многие лезгины уходили на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы Азербайджана.

ЛЕЗГИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ КОРЕННЫМ НАРОДОМ РЕГИОНА, исторический ареал расселения которого юг Дагестана и несколько районов на севере Азербайджана.

Половое разделение труда определяло и возрастное. Реализация во многом зависела от хозяйственных занятий. В земледельческом хозяйстве преобладал мужской труд, в скотоводческом — женский.

Мужские работы: вспашка, сев, полив, снятие урожая с деревьев и уход за ними, работа со скотом и упряжью, с транспортом, выпас скота, изготовление орудий труда, оружия и деревянной утвари, уход на чужбину на заработки, для закупок, товарообмена и т. п.

Женские: прополка, уход за скотом и птицей, сбор плодов, заготовка впрок продуктов, прядение, вязание, изготовление одежды, обеспече ние семьи водой, приготовление пищи, чистка, уборка, стирка и т. п. Общие: уборка хлеба, сена, доставка сена, молотьба, заготовка дров и др.

В настоящее время в экономике и культуре произошли коренные изменения.

Создано механизированное сельское хозяйство, распространились новые технические культуры (табак), произведены крупные ирригационные работы, дальнейшее развитие получили садоводство, виноградарство, шелководство (особенно у азербайджанских лезгин), животноводство с Птицеводством и пчеловодством. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция.

Брак и семья

Брак заключается преимущественно по шариату. Этапы бракосочетания — сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом доме». Локализация патрилокальная. Последовательность приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству: ввод в семейную (общую) комнату, первый выход за водой к роднику, возвращение домой, снятие избегательных запретов.

В воспитании детей наибольшее внимание уделялось приучению к будущим занятиям: воин и хозяйка-мать.

лезгинские народы в современном Дагестане отличаются меньшей религиозностью

В традиционной материальной культуре лезгин много общедагестанского.

Поселения

Поселения представлены тремя основными видами: 1) селение — «хуьр», крупные территориально-родственные поселения (один квартал — один тухум); 2) хутор -«казмаляры», хозяйственные базы — однодворки с жилыми функциями; 3) отселок — разросшиеся хозяйственные хутора с четкими поселенческими функциями (малодворные). Поселения в горах максимально приспособлены к рельефу, очень экономны на занимаемую площадь, недоступны, ориентированы на солнце (юг-запад), имеют территориальную планировку, кучевую, нередко террасообразную, компактно-улочковую, скученный тип расселения.

В равнинной части селения разбросанные или с широкими улицами с большими дворами, окруженными изгородью. Преобладают поселения уличной планировки.

Жилище

Традиционное жилище — каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах — двух- и многоэтажное, на равнине — одно- или двухэтажное. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, заменяющие шкафы, ковры.

В современное время выросли благоустроенные спланированные поселки с современными домами. Многие старые селения приобретают современный вид, изменяется их структура, планировка, увеличивается удельный вес новых зданий, в том числе общественных.

В домах выросло значение балконов, галерей (например, балконы с кронштейнами, особенно в Кусарском районе Азербайджанской республики).

Земляной и каменный пол сменился деревянным, плоская крыша — стропильной кровлей, в планировке жилища получает развитие многофункциональность (кунацкая, столовая, спальня, детская, кабинет, кухня и т. д.). В убранстве возрастает значение современной мебели, предметов быта и обихода.

Одежда

Народный костюм сходен с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду — башлык и овчинная шуба; у женщин — рубаха-платье, цветные шаровары, бешмет, чухта, головные платки.

Из украшений — мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца и т. д. На ногах мужчины и женщины носили башмаки — сыромятную обувь типа поршней и шерстяные носки с цветным орнаментом. Традиционный костюм ныне вышел из употребления.

В горной части сохранились некоторые элементы национального костюма: папаха, овчинная шуба, бурка, сыромятная обувь, платки (шерстяные, шелковые, особенно кировобадские), шерстяные узорчатые носки.

В большей степени сохранились комплексы ритуальной одежды (похороны, свадьба). Традиционные украшения редки.

Источник: http://russiahistory.ru/lezginy/

Какая вера у лезгинов. Что они делают на горе Эренлар

Сколько лезгинов в мире. Древняя история лезгин

Священник Дмитрий Смирнов о положительной стороне всех, кто принял мусульманскую веру:

«…За мусульманским народом будущее, так как они ценят и берегут свое потомство, плодятся и размножаются, заселяют все более и более разные уголки нашей планеты.

Православный же народ, вопреки тому, что заповедовал Бог в книге Бытия еще Адаму, все чаще и чаще совершают грех детоубийства — аборты.

В то время как православные матери так относятся к своим детям, в мусульманстве же иметь по 5-6 детей в семье — норма…»

Уже давно известен один из народов Дагестана — лезгины. Лезгины проживают в южном Дагестане и северном Азербайджане. Также можно сказать о том, что они компактно населяют и несколько деревень Турции. Относятся лезгины к европеоидной расе.

Праздник Ураза байрам в Махачкале, на котором присутствует огромное количество разных народов, среди которых лезгины

У лезгин свой лезгинский язык, который входит в состав нахско-дагестанских языков

Считается, что у лезгин есть свой лезгинский язык, который входит в состав нахско-дагестанских языков. Множество лезгин также умеет разговаривать на нескольких языках. Среди них — русский и азербайджанский. Разберем кто же такие лезгины и что у них за народ.

Но как мы поняли, это не считается самоназванием для отдельной дагестанской народности.

Сам термин «лезги» уже в письменных источниках известен с 7 века.

Например, в царской России у тюрков существовало название «лезгины» и употреблялось оно в качестве термина для обозначения больших горских племен, которые населяли дагестанскую область и южный склон главного Кавказского хребта.

Затем начиная с конца 19 и начала 20 века термин «лезгины» уже стал употребляться и применяться к нынешнему народу.

Еще с 7 века стал известен народ под названием лезгины. Это был один из больших народов Дагестана

Вскоре после 1920 года, этноним лезгин уже превратился в наименования одного из горских народов Дагестана.

В 1860-х годах термин «лезгин» стали использовать в качестве одного из дагестанских народов

О том, что уже в 1860-х годах термин «лезгин» стали использовать в качестве названия одного из известных дагестанских народов, пишут многие известные люди. Среди них был барон Петр Карлович Услар — русский военный инженер, лингвист, этнограф. Это был один из крупнейших людей Кавказа.

Петр Карлович Услар очень долгое время изучал народы лезгин и местности их обитания. runivers.ru

Вот что пишет Услар о термине «лезгин»:

«…Существует общее название, которым называют себя все кюринцы, откуда бы они ни были родом.

Это название есть столь знакомое нам: лезги (ед.), лезгияр (мн.). Заметим притом, что это название кюринцы присваивают себе в исключительную собственность, лезги чӏал есть кюринский язык.

Лезгинами не называют они ни хайдаков, ни табасаранцев, ни лаков, ни какой-либо другой из горских народов.

Происхождение этого названия не имеет корней в языке, и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так назвали их соседи тюрки…»

Также Услар полагает, что

«…Ни язык в целости своей не называется кюринским, ни жители, на нём говорящие, не носят общего названия кюринцев.

Во всяком случае, общее название необходимо. Мы принимаем условно, для языка название кюринского, а для жителей название — кюринцы…»

Народ легзин появился еще в глубокой древности

Также термин «лезгины» употреблялся и в малой советской энциклопедии за 1931 год. В ней было указано, что лезгины — это группы дагестанских народов, к которому относятся «лезги».

Ихилов писал, что леки — это и есть лезгины, которые живут в настоящее время на территории Дагестана:

«…Леки — это, несомненно, нынешние лезгины, с глубокой древности живущие на территории занимаемой ими в настоящее время…»

Ихилов не раз пытался выяснить, что лезгины в разные времена были известны под другими названиями, что указано ниже в его словах:

«…Характерно и то, что лезгиноязычные народности испокон веков известны под именем лезгин, в то время как другие народы Дагестана в разные времена выявили себя под различными названиями.

Аваро-андо-дидойские народности раньше были известны под названием магӏарул-магӏарулал — горцы (магӏар — гора).

Кумыки и ныне называют всех горцев, за исключением лезгин «тавлулар» — «горцы» — гора.

Интересно, что под термином «тавлу» многие годы бытовали и горцы Северного Дагестана и другие северо-кавказские народы.

Религия лезгин это ислам, что переводится как «покорность»

Теперь рассмотрим, какая вера у лезгинов. Считается, что религия лезгин — это ислам, что с арабского языка переводится как «покорность».

Самой высшей силой у лезгинов, как и у других мусульман —  Аллах. С ним они начинают и заканчивают свой день, именно ему они во всем клянутся.

Как верят лезгины,  Аллах — это создатель вселенной и всего, что есть в мире.

У лезгин всегда была одна вера — это ислам. Их главный Бог — это аллах, которому они верят и поклоняются. img2.ntv.ru

Через своих пророков Аллах передавал людям, как жить, что делать и чего делать не надо, что хорошо, а что плохо. Пророки — это были те люди, которых выбирал сам Аллах для передачи людям важных откровений.

Последним пророком был Муххамад. Этот пророк говорил, что нужно верить в единого Бога, молиться, а также любить своих родителей, уважать старших, стремиться к знаниям, трудиться.

В их землях запрещено убивать, воровать, пить спиртные напитки, обзывать, издеваться над другими, беспокоить людей, вредить.

Священной книгой у лезгинов, как и у других мусульман — считается Коран.

Коран — это слово Аллаха. Для них — это божественное руководство для всего человечества, то есть последнее священное писание, которое было написано самим аллахом.

Мусульмане верят в единого Бога и 5 раз в день молятся. Также они держат пост — не едят, не пьют с рассвета до захода. Мусульмане раздают милостыню бедным, и совершает различные паломничества в разные города. Например, предок Хусейн в середине 19 века совершил пешком путешествие в Мекку.

В настоящее время лезгины сохраняют свои приметы и традиции

Также сохранились и многие традиции. Пируют лезгины на одиночных могилах или в мавзолеях. Каждый из них связан с какой-либо легендой. В одних, по преданию, похоронен святой, а в других местах эти святые останавливались.

Деревья и кусты, возле которых происходили пиры, относились к высшим, то есть священным. Они также были и местом хранения священных книг, таких как Коран. Так проходят пиры у лезгин, которые исповедуют исламскую вер

Одна из  древнейших исламских святынь у лезгин считается Эренлар

Одна из  древнейших исламских святынь у лезгин считается Эренлар. Эренлар — это священная гора. Именно в летний период сюда стекается огромное количество паломников. Этот Эренлар включает в себя целый комплекс природных памятников.

Эренлар — священная гора, которой поклоняются народы лезгин. В это место часто совершают паломничества. static.tildacdn.com

До того момента, как люди приняли ислам, у них были свои представления о мире. Они считали, что существовало 7 земель и 7 небес. А также они верили, что земля стоит на спине огромного быка.

Когда бык, выведенный из терпения оводом крутил головой, на земле происходило землетрясение, а если бык решил вздумать с места своего сдвинуться, то наступал конец света. Это считается одной из древних легенд, каждый лезгин знает ее как свои пять пальцев.

Поэтому ответом на вопрос, какая религия у лезгинов — будет только ислам и ничего другого. Православия в их землях не было никогда.

Численность лезгин намного больше, чем описано в различных источниках

Какова же численность лезгин? Для этого посмотрим, как же они расселялись. Как было сказано ранее,  лезгины проживают на юге Дагестана и на севере Азербайджана. В Дагестане они населяют многие районы. По переписи на 2010 год лезгины составляют 13, 3% населения республики Дагестан.

Эксперты Института Этнологии и Антропологии РАН и института истории археологии и антропологии ДНЦ РАН считали, что в Азербайджане число лезгин значительно выше. На тот момент их насчитывалось около 350 тысяч человек.

Они также объясняли, почему именно так происходило. Такое расхождение объяснялось обстоятельством, что многие лезгины жили в Азербайджане, а фиксировались как азербайджанцы.

Лезгины — один из больших народов, которые проживают на территории Дагестана. Их численность значительно выше, чем о ней пишут во многих источниках. welcomedagestan.

ru

В 1993 году в докладе министерства юстиции США статус армян, русских и евреев было значительно больше, чем предполагалось. Считалось, что их около 800 000 человек.

Тогда считалось, что лезгинский народ самый крупнейший северо-кавказский народ.

Важным фактором увеличения численности лезгин в Дагестане стал именно поток беженцев и соседнего Азербайджана. Поэтому по этим данным, мы можем судить, что их было значительно выше, чем описывалось во многих источниках.

С 13 века область, которую населяли лезгины, называлась лезгистан

Но какова же история лезгинов? Начиная с первой половины 13 века область, которая была населена народами лезгин, была известна под названием Лезгистан. Однажды под руководством одного из лезгин восставшие люди стали захватывать территории Ширвана.

Но уже к первой половине 18 века Персия сумела восстановить свое пространство на восточном Закавказье.

Мухаммад — был последним пророком ислама, которого выбрал сам аллах. facts-worldwide.info

В 1930 году стоит отметить, что шейх Магомед организовал восстание против советской власти, но уже вскоре оно было подавлено спустя несколько месяцев. Также в 20 веке предпринимали попытки создания республики Дагестан.

Источник: https://hranitel.club/2451-kakaya-vera-u-lezginov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.