+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Шпаргалка: Философия жизни Ф.Ницше. Философия Ницше – кратко

Содержание

Значение философии Ницше для философии XX-XXI вв

Шпаргалка: Философия жизни Ф.Ницше. Философия Ницше – кратко

Определение 1

Ф. Ницше – это наиболее известный и противоречивый философ XIX столетия, которого одновременно рассматривают и как предтечу экзистенциальной и постмодернистской философии, и как человека, чьи труды были положены в базу нацистской пропаганды третьего Рейха.

Ницше безусловно один из наиболее ярких, неоднозначных и нетипичных философов девятнадцатого века. Отличия Ницше от иных мыслителей начинаются на уровне формы организации и выражении собственных идей, и заканчиваются самим взглядом на бытие и роль философа в нем.

У него невозможно найти привычные философские трактаты, в которые размеренно и последовательно развертывались бы представления автора о бытие, мире, познании, истине, боге и т.д.

, в противовес этому Ницше отдает предпочтение афоризмам, стихотворениям и произведениям литературным, которые наилучшим образом, по его мнению дают возможность решать две главных задачи философа:

Идеал философа Ницше – это античный мыслитель досократик, который не тщится описать весь мир с помощью какой-либо системы и подчинить его своей логике, а лишь отмечает отдельные его аспекты и выносит оценочные суждения о тех или иных его проявлениях.

В соответствии с собственным представлениями Ницше предпочитал формулировать свои идеи в виде коротких афоризмов, что с одной стороны делало их яркими и запоминающимися (например, «Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку»), а с другой способствовало их превратному пониманию и вульгарному толкованию самой философии автора, особенно в узких рамках массового мышления и мещанства.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Замечание 1

Основными понятиями философии Ницше выступают:

  • нигилизм,
  • воля к власти,
  • сверхчеловек.

понятий нигилизм, воля к власти и сверхчеловек

Нигилизм представляет собой форму размышлений Ницше.

В отличии от негативного нигилизма, присущего философии Шопенгауэра, или широко распространённого в Российской Империи в конце девятнадцатого века, который, отметая все существующие авторитеты и идеалы, бросает свои силы на отчаянный поиск новых идолов и целей, нигилизм Ницше носит глубинный метафизический характер.

Он не только отказывается от существующих идей, но и от самого представления о необходимости идей и идеалов как таковых. Согласно Ницше любая попытка описания реальности, бытия, придания ему какой-либо формы, упорядоченности, включая науку, есть не более чем иллюзия, который тешит себя человек, пытаясь повысить чувство собственной значимости.

В действительности мир хаотичен и непорядочен, он не регулируется какими-либо законами и человек в этом мире обладает абсолютной свободой.

Отсутствие идеалов — это не смерть воли и духа в понимании Ницше, а напротив их истинный расцвет, самое сильное стремление к жизни, реальному существованию, неограниченному ничем.

Истинная свобода дает наибольшее число возможностей для проявления воли к власти.

Воля к власти является центральным понятием и ключом ко всей философии Ницше. Воля не рассматривается им в качестве атрибута или проявления человека, наоборот человек, животные и вообще весь мир, есть атрибут и инвариант реализации воли к власти.

Воля к власти есть универсальная субстанция к которой сводятся все процессы, желания и действия, происходящие в реальности.

Биологические потребности, любовное влечение, стремление к знанию, богатствам или справедливости, мораль и этика, воспитание – все это разные пути реализации воли к власти отдельных людей и даже целых обществ.

Рассматривая волю к власти как основу всего, Ницше отвергает представление о счастье, как о смысле человеческого бытия, равно как и представление о поиске удовлетворения и избегании неудовлетворение. Реализация воли к власти сопряжена с преодолением препятствий, а потому неизбежно связана с переживанием неудовлетворения, как так препятствия мешают человеку ее реализовывать.

В тоже время после их успешного преодоления человек испытывает глубокое удовлетворение от реализации своей воли к власти. В противоположность этому ослабление воли к власти влечет за собой неудовлетворённость личности от неспособности проявить ее, и удовлетворенность от переживания спокойствия, безмятежности, так как реализация воли к власти – это всегда активность и борьба.

Понимая существующую мораль, общественные нормы, законы, как условность, продукт реализации чей-то воли к власти, Ницше резко критикует их, так как они не более чем ширма для прикрытия эгоистических действий и потребностей тех, кто этой властью обладает.

Истинный человек постигший самые глубины метафизического нигилизма, обретший полную свободу от иллюзий и осознавший свою потребность в реализации воли к власти, как единственной движущей силы, становится в философии Ницше человеком нового типа – сверхчеловеком, сильным, гордым, развитым, независимым, который не подчиняется, а сам устанавливает правила жизни. Сверхчеловек противостоит массе рабов – людей с ослабленной волей к власти, которые стремятся навязать свою рабскую мораль, посредством христианства как можно большему числу людей, вознося на пьедестал качества прямо противоположные тем, что требуются сверхчеловеку – милосердие, законопослушность, терпеливость, мягкость и т.д.

Отражение идей Ницше в философии, культуре и политике

Высокая метафоричность и многослойность идей Ницше создают не только большую сложность в понимании его философии, но также и опасность их вульгаризации, искажения, что многократно происходило в действительности.

Так, идеи Ницше были крайне популярны в Российской Империи, однако их понимание не выходило за уровень негативного нигилизма, и представления о идее сверхчеловека, как призыве творить произвол в окружающем мире.

Данное понимание нашло свое отражение в классической литературе – произведении Тургенева «Отцы и дети», «Преступлении и наказании» Достоевского.

«Тварь я дрожащая или право имею?» – фраза главного героя метко обозначает уровень обыденного восприятия философии Ницше.

Вместе с тем значительный интерес и более глубокое прочтение идей можно отметить в философских системах таких отечественных мыслителей как Соловьев, Лопатин, Бердяев, Луначарский, Трубецкой и другие.

Многие идеи Ницше легли в основу постулатов экзистенциальной и постмодернистской философии.

Так, например, разделение общества испанским философом Ортега-и-Гассет на элиту и массы, с последующим представлением о том, как массовая культура и общества подавляют и уничтожают элиту, во многом повторяют размышления Ницше о морали господ и морали рабов, его критику мещанского и массового сознания, неприятия общества в котором большинство покорно подчиняется главенствующей идеи или власти.

Наибольшим искажением философии Ницше стала нацистская идеология и пропаганда, которая использовав отдельные элементы его учения – «белоголовых бестий», «сверхчеловека» и т.д.

, создала общество прямо противоположное всем тем ценностям которые Ницше отстаивает в своих произведениях – общество тоталитарное, в котором личность низведена до положения винтика в системе и полностью подчинена центральной идеологии, а для свободы просто нет места.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/znachenie_filosofii_nicshe_dlya_filosofii_xx-xxi_vv/

Фридрих Ницше: биография и философия (кратко)

Шпаргалка: Философия жизни Ф.Ницше. Философия Ницше – кратко

Творчество Фридриха Ницше, всемирно известного немецкого философа, до сих пор вызывает много споров.

Некоторые считают его «отцом» и теоретиком расовой теории, а кто-то преклоняется перед его выдающимися исследованиями в области этической философии.

Чтобы составить свое собственное представление о достижениях и умозаключениях этого незаурядного человека, следует внимательно изучить его биографию и становление мировоззрения, позволяющего делать собственные выводы.

Детские годы

В 1844 году в небольшом провинциальном городке Восточной Пруссии на свет появился будущий ученый – Фридрих Ницше.

До настоящего времени точно не известны предки философа: одна точка зрения – его предки имели польские корни и фамилию Ницке, другая – немецкие и баварские корни, имена и происхождение.

Некоторые исследователи считают, что свое польское происхождение Ницше просто нафантазировал, чтобы покрыть свое происхождение флером таинственности и  возбудить интерес вокруг своего происхождения.

Но очень хорошо известно, что оба его дедушки (и по стороне матери, и отца) были лютеранскими священнослужителями, ровно, как и его отец. Но уже в пятилетнем возрасте мальчик остался на воспитании у матери из-за преждевременной смерти отца.

Кроме того, на воспитание ребенка оказала огромное влияние его сестра, с которой Фридрих был очень близок. В семье царило взаимопонимание и горячая привязанность друг к другу, но уже в то время  ребенок показывал незаурядный ум и желание отличаться от всех и быть особенным во всех отношениях.

Может быть, именно эта его мечта и заставляла действовать не так, как того ожидают окружающие.

Классическое образование

В возрасте 14 лет юноша отправился на учебу в классическую гимназию города Пфорта, которая славилась преподаванием античных языков и истории, и кроме того классической литературы.

Изучая языки и литературу, будущий философ добился огромных успехов, но всегда имел проблемы с математикой. Он много читал, увлекался музыкой и сам пытался писать, пока его произведения еще незрелые, но он, увлекаясь германскими поэтами, пытается им подражать.

В 1862 году выпускник гимназии отправляется в центральный университет города Бонна и поступает на кафедру теологии и философии. С детства он чувствовал сильную тягу к изучению истории религии и мечтал пойти по следам своего отца и стать пастором – проповедником.

Неизвестно, к сожалению или к счастью, но во времена студенчества взгляды Ницше кардинально изменились, и он стал воинствующим атеистом.

Кроме этого у него не сложились доверительные отношения ни с однокурсниками, ни с преподавательским составом Боннского университета и Фридрих перевелся на учебу в Лейпциг, где сразу же был оценен по заслугам и его пригласили  преподавателем греческого языка.  Под влиянием своего учителя  Ричли, он дал согласие на эту службу ещё будучи студентом.

Через весьма непродолжительное время Фридрих сдал экзамен и получил звание профессора филологии и место преподавателя в Базеле. Но его не удовлетворяла эта работа, поскольку он никогда не видел себя только преподавателем и профессором.

Формирование убеждений

Именно в юные годы человек жадно впитывает все, что возбуждает его интерес и с легкостью учится всему новому. Так, и будущий великий философ в молодости испытал несколько серьезных потрясений, которые повлияли на формирование его убеждений и становление  философских взглядов.

В 1868 году молодой человек познакомился со знаменитым немецким композитором Вагнером. Несомненно, еще до знакомства с ним Ницше знал и любил, даже просто был очарован музыкой Вагнера, но знакомство потрясло его до глубины души.

В течение трех лет их знакомство переросло в горячую дружбу, поскольку было очень много связывающих этих незаурядных людей интересов. Но постепенно эта дружба стала сходить на нет, а после опубликования Фридрихом книги «Человеческое, слишком человеческое» была разорвана.

В этой книге композитор увидел признаки душевного заболевания философа.

Другое сильнейшее потрясение Ницше испытал, прочитав книгу А.Шопенгаура «Мир как воля и представление». Вообще скрупулёзное изучение трудов Шопенгауэра может перевернуть незрелые еще взгляды на мир, недаром его называют «отцом вселенского пессимизма». Именно такое впечатление и произвела эта книга на Ницше.

Молодого человека поразило умение Шопенгауэра сказать людям правду в лицо, не оглядываясь на социальные законы и условности.

Ницше с детства мечтал выделяться из толпы и рушить устои, поэтому  книга философа произвела эффект разорвавшейся бомбы.

Именно этот труд заставил Ницше стать философом и публиковать свои взгляды, смело бросая людям в лицо, настоящую правду, от которой они трусливо прячутся.

Во время франко-прусской войны (1870-1871 гг) Ницше работал санитаром и видел много грязи и крови, но это, как ни странно, не отвратило его от насилия, а наоборот, заставило думать, что любые войны необходимы как оздоравливающе общество процессы, и поскольку люди алчны и жестоки по своей природе, то во время войны утоляют жажду крови и само общество становится здоровее и спокойнее.

Состояние здоровья Ницше

С самого детства будущий философ не мог похвастаться хорошим здоровьем (кроме того, сказалось наследство психически больного отца), его плохое зрение и физическая слабость частенько подводили молодого человека и не давали возможности засиживаться подолгу за работой. Интенсивная учеба в университете привела к тому, что у юноши начались сильнейшие мигрени, бессонница, головокружения и тошнота. Все это в свою очередь привело к снижению жизненного тонуса и появлению затяжного депрессивного состояния.

В более зрелом возрасте он заразился от женщины легкого поведения  нейросифилисом, который в то время еще не могли полностью излечивать. В тридцатилетнем возрасте здоровье еще более пошатнулось: стало резко падать зрение, изматывающие головные боли и хроническая усталость привели к крайнему истощению психики.

В 1879 году из-за проблем со здоровьем Ницше пришлось  уволиться из университета и серьезно взяться за лечение. В это же самое время его учение полностью оформилось, и  творческий труд стал более продуктивным.

Любовь на жизненном пути

Личную и интимную жизнь философа никак нельзя назвать счастливой. В ранней юности у него были сексуальные отношения с сестрой, с которой он даже хотел создать семью. Опять же в юности он пережил насилие со стороны  женщины, много старше него самого, что надолго отвратило юношу от секса и любви.

Достаточно долгие отношения у него были с женщинами легкого поведения. Но поскольку философ ценил в женщине не сексуальность, а интеллект и образование, то и наладить длительные отношения, перерастающие в крепкие узы, ему было очень трудно.

Философ сам признавался, что только дважды в своей жизни он делал предложение женщинам, но в обоих случаях получил отказ. Довольно долгое время он был влюблен в жену Вагнера, затем сильно увлекся врачом – психотерапевтом Лу Саломе.

Какое-то время они жили  гражданским браком, и именно под воздействием их связи Ницше написал первую часть нашумевшей книги «Так говорил Заратустра».

Апогей творчества

После своего раннего ухода на пенсию Ницше всерьез взялся за философию. Именно в последующие десять лет он пишет 11 своих самых значительных книг, полностью изменивших западную философию. За четыре последующих года он создал самую известную  книгу «Так говорил Заратустра».

Этот труд нельзя назвать философским, в обычном и привычном смысле этого слова, в книге содержатся изречения,  поэзия, отвлеченные яркие идеи, нетривиальные размышления о жизни в обществе. В течение двух лет после ее выхода в свет, Ницше стал самым известным человеком не только в своей стране, но и за рубежом.

Последняя книга философа «Воля к власти», работа над которой продолжалась более пяти лет, увидела свет уже после смерти философа с помощью его сестры Элизабет.

Философское учение Ницше

Взгляды Фридриха Ницше можно назвать все отрицающими и крайне радикальными. Став воинствующим атеистом, он критиков христианскую основу общества и христианскую мораль. Хорошо им изученную культуру Древней Греции, он считал идеалом человеческого существования, а дальнейшее развитие общества характеризовал как регресс.

https://www.youtube.com/watch?v=rfrYgwqh0Yo

Его философское видение мира, обрисованное в книге «Философия жизни», объясняет, что каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима.

Причем любой человеческий индивид ценен именно с точки зрения своего собственного, жизненного опыта, полученного эмпирическим путем.

Главным человеческим качеством он считал волю, поскольку только воля может заставить человека выполнять любые приказания мозга (разума).

С самого начала человеческой цивилизации люди борются за выживание и в этой борьбе выживают только наиболее достойные, т.е. сильнейшие. Так и возникла идея о Сверхчеловеке, стоящем «По ту сторону добра и зла», над законом, над моралью. Эта идея является основополагающей в творчестве Ницше, именно из нее и почерпнули фашисты свою расовую теорию.

Смысл жизни в понимании Ницше

Главным философским вопросом является: в чем смысл жизни человека? Для чего человечество пришло в этот мир? Какова цель исторического процесса?

В своих трудах Ницше полностью отрицает существование смысла жизни, он отрицает христианскую мораль и доказывает, что церковь обманывает людей, навязывая им ложные концепции счастья и выдуманные цели в жизни.

Жизнь одна и она реальна на земле здесь и сейчас, нельзя обещать награду за хорошее поведение в мере ином, который не существует.

ОН считал, что церковь заставляет людей делать то, что им вовсе не свойственно, а даже противно разрушительной человеческой природе.

Если же понять, что Бога попросту нет, то человеку придется самому нести ответственность за любые свои поступки, не перекладывая их на пресловутую «Божью волю».

Именно в этот случае и проявится человек: как величайшее создание природы или человек – животное, агрессивное и жестокое. Кроме этого, каждый мужчина должен стремиться к власти и победе любой ценой, только из-за данного ему природой желания доминировать.

Объяснение концепции Сверхчеловека

В своей главной книге «Так говорил Заратустра» Ницше формулирует идею о Сверхчеловеке, который должен появиться в результате эволюционного процесса в борьбе за лидерство. Этот человек рушит все устои и законы, он не ведает иллюзий и милосердия, его главная цель – власть над всем миром.

В противовес Сверхчеловеку появляется – последний человек. Как тут не вспомнить Родиона Раскольникова и его: «Тварь я дрожащая или право имею?»  Этот последний человек не борется и не стремится к лидерству, он выбрал для себя удобное, животное существование: ест, спит и размножается, множа себе подобных последних людей, способных лишь подчиняться приказам сверхчеловека.

Именно потому, что мир заполнен такими ненужными истории и прогрессу людьми, войны и есть благо, очищающее пространство для новых людей, новой расы.

Поэтому концепция Ницше и была положительно принята Гитлером и ему подобными и положена в основу расовой теории. По этим причинам труды философа были под запретом в СССР.

Влияние философии Ницше на мировую культуру

Сегодня труды Ницше  уже не вызывают такого яростного неприятия, как в начале ХХ века.  Порой с ним дискутируют, порой задумываются, но равнодушным к его идеям быть просто невозможно.

  Под влиянием  этих философских взглядов  Томас Манн написал роман «Доктор Фаустус», и развивалась философская мысль О.

Шпеглера, и его труд «Закат цивилизации» явно продиктован трактовкой мировоззренческих взглядов Ницше.

Последние годы жизни

Упорный умственный труд пошатнул и без того слабое здоровье философа. Кроме того, наследственная склонность к психическому заболеванию могла проявить себя в любой момент.

В 1898 году, увиденная философом  публичная сцена жестокого издевательства над лошадью, спровоцировала неожиданно начавшийся приступ душевного заболевания.  Медики не могли предложить другого выхода и отправили его на лечение в психиатрическую лечебницу. Несколько месяцев философ находился в палате с мягкими стенами, чтобы не повредить себе конечности из-за вспышек агрессии.

https://www.youtube.com/watch?v=YqPNZ63vvX8

Но в результате лечения он стал более спокойным и уравновешенным. Тогда врачи позволили забрать его домой, где за них самоотверженно  присматривала престарелая мать.

Но спустя несколько месяцев она умерла, и заботы о тяжелобольном человеке легли на плечи сестры Элизабет. Перенеся два апоплексических удара, Фридрих Ницше умер 25 августа 1900 года в возрасте 55 лет.

Похоронен он в родном городе Реккене в могильном склепе, принадлежавшем его семье.

(1 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка…

Источник: https://GermanExpert.ru/fridrix-nicshe/

Философия Фридриха Ницще: нигилизм

Шпаргалка: Философия жизни Ф.Ницше. Философия Ницше – кратко

Имя немецкого философа и мыслителя Фридриха Ницше – одно из наиболее узнаваемых в мире. Его учение пронизано нигилизмом и критическим отношением ко всему существующему на земле.

Труды мыслителя являются очень сложными для понимания и принятия. Его убеждения могут встретить и резко отрицательную реакцию, и недоумение, и положительное принятие. Но только не равнодушие.

Биография и жизненный путь Фридриха наполнены событиями.

Философские взгляды Ницше очень долго воспринимались как идеи фашизма и нацизма. И до сих пор, его труды могут быть восприняты как основа фашистского мировоззрения. Ницше обвиняют в том, что его философия нигилизма и Сверхчеловека являются основополагающими для действий Гитлера.

Философия жизни

Основа всей философии Фридриха Ницше – происходящее Бытие. Его центр – это воля к власти, которая представляется собой ни от чего не зависящее космическое начало. Все существующее – материальное и нематериальное – появилось из небытия. Все происходящее на свете не имеет смысла и содержания.

Человек находится в поиске власти и постоянства, но это неосуществимо. Все изменчиво. Весь мир – изменчивая ложь. Эти короткие цитаты являются основой философии жизни Ницше. Он утверждает, что людям необходима иллюзорная вера. Кому-то просто для выживания, а кому-то – чтобы стоять у власти.

По Ницше жить значит не просто существовать, а расти, наращивать силы, укрепляться. Отсутствие воли к власти означает деградацию.

Жизнеописание Ницше сводится к тому, что жизнь существует здесь и сейчас, невозможно получить награду за хорошие поступки и достойные действия в загробной жизни, которой нет. Ницше уверял, что церковь заставляет людей совершать несвойственный им действия. Нужно понять, что Господа не существует, и ответственность за все поступки полностью ложится на самого человека.

Тогда и появится истинный человек – неповторимое природное создание или жестокий зверь. Все мужчины должны добиваться власти и достигать победы, в мужчинах заложено природой стремление доминировать.

Воля и разум по Ницше

В своей философии Ницше реализовал и довел до крайности одну из свойственных ей характеристик – разрушение. Философия только все разрушает: ценности, принципиальные убеждения, размышления.

Мыслитель основывается на убеждения, что воля – основа мироздания.

Его первый труд 1872 года «Рождение трагедии из духа музыки» принят читателями в штыки, книга практически не раскупается, так как философия Ницше идет вразрез с устоями людей.

Фридрих стремится объединить философскую мысль и поэзию. Он считает, что философская мысль заключена в художественном взгляде на мир и бытие. Ницше пытается изменить одностороннее материалистическое мышление того времени. По его мнению, мир – это активная энергия жизни, это воля. Она не уравновешена и не разумна, это стихия.

Мироздание не упорядочено, Ницше лишает его разумности. Мир становиться полем действий стихии и силы. Им овладевают неподвластные эмоции, которые и являются характерными особенностями жизни. Все сдерживающие факторы, такие как моральные устои, религиозные убеждения, разумный подход – это показатели болезненности и слабой воли.

Разум по Ницше – это жалкие и ничего не значащие интеллектуальные черты человека, которые никоим образом не могут справиться с силами стихии. Под «правдой» разума скрывается воля. Он находится в полной власти воли. Подсознание управляет осознанной мыслью и действиями.

Как и Коперник, Фридрих превращает дух и сознание в марионетку воли. Дух не находится в центре всего. Миром никто и ничто не управляет. Мир – это слепая энергия и воля.

Три этапа ницшеанства

Ницше считал Шопенгауэра своим учителем, но его взгляды были значительно шире. Философию Ницше можно разделить на 3 стадии, каждая из которых присуща определенному отрезку жизни Фридриха.

До достижения возраста 30 лет, Ницше опубликовал работу о развитии философской мысли в Греции в период трагических событий. Спустя 3 года был выпущен его труд «Несвоевременные размышления».

Работы Ницше были изложены в необычной форме научной философии, которая гармонично сочеталась с содержанием трудов. Благодаря этому, не только специалисты, но и обширный круг любителей обратили внимание на произведения.

Наступление 2 этапа, определенного в будущем как «переоценка ценностей», характеризуется резким отрицанием философских воззрений Шопенгауэра. В работах « Веселая наука», «Человеческое, слишком человеческое» и «Утренняя заря» Ницше отразил свое новое мышление.

На 3 этапе философ освещает свои взгляды и понимание воли, а также определение сверхчеловека. Его труды «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин», «Так говорил Заратустра» и посмертная «Воля к власти» являлись провозглашением евронигилизма.

Сверхчеловек

Основополагающей работой Ницше является его труд «Так говорил Заратустра», где сформулирована идея Сверхчеловека, который возникает в итоге эволюционного развития в борьбе за место лидера. Этому человеку не важны законы и основы жизни, ему чужды иллюзорные мечты и милосердие, его основная цель – властвовать над всем миром.

В качестве противовесной силы Сверхчеловеку, стоит последний человек. Он не сражается и не пытается занять лидирующую позицию, его главное стремление – просто существовать. Он принимает пищу, спит, рожает детей, подобных себе. Последние люди полностью подвластны сверхчеловеку, они могут только подчиняться его приказам.

По этой причине в мире существуют абсолютно инертные люди, которые не могут оказать никакого влияния на историю и прогресс. Но есть и благо, которое очищает пространство для сверхлюдей.

Концепция Ницше была опорой для действий Гитлера, она послужила основанием его теории расизма. В СССР работы мыслителя были под строгим запретом.

Истинное бытие

Ницше кратко затрагивает проблемы бытия. По его мнению, истину и эмпирику нельзя ставить в противовес друг другу. Мыслитель отрицает существование мира, а это приводит к отрицанию реальности жизни человека. Его точка зрения основана на том, что бытия не существует и не существовало в принципе. Есть только круговорот жизненных событий, которые периодически повторяются.

Мыслитель подвергает яростной критике практически все: религию, достижения науки, разум, моральные устои. Он утверждает, что человечество в большинстве своем – это жалкие и ничтожные люди, которыми возможно управлять только с помощью войны.

Единственным смыслом наполнена только воля к власти, разум не занимает столь значимых позиций и не достигает таких масштабов. Ницше очень агрессивно относится к женщинам, которых он сравнивает с кошками, птицами и коровами.

Женщина – это только источник вдохновения мужчины, а он обязан держать ее в строгости, иногда с применением силы. Но, тем не менее, философ имеет большое количество работ положительного характера об искусстве и здоровье.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/nitsshhe.html

Злая философия Фридриха Ницше

Шпаргалка: Философия жизни Ф.Ницше. Философия Ницше – кратко

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем.

Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15 октября 1844, Рёккен, Германский союз — 25 августа 1900, Веймар, Германская империя) — немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.

Фридрих Ницше – человек, о котором в истории сложилось двойственное впечатление. Человек, которого невозможно читать, не испытывая никаких эмоций. Этого мыслителя чаще всего либо принимали, либо ненавидели.

Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни.

Будучи изложенным в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаётся однозначной интерпретации и вызывает много разногласий.

По данным Библиотеки Конгресса США Ницше входит в десятку наиболее изученных личностей в истории.

Знаменитые афоризмы Ницше

Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.

Многое мелкое счастье дарит наc многим мелким убожеством: оно портит этим характер.

Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления – и никак иначе.

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

В толпах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобой.

Что не убивает меня, то делает меня сильнее.

Если вы решили действовать — закройте двери для сомнений.

“Не будем говорить об этом!” – “Друг, об этом мы не вправе даже молчать”.

“Пусть говорят мне что угодно, чтобы причинить мне боль; слишком мало знают меня, чтобы быть в курсе, что больше всего причиняет мне боль”.

Ты говоришь: “Мне нравится это” – и мыслишь, что тем самым хвалишь меня. Но мне не нравишься ты!

В каждом сношении людей речь идет только о беременности.

Кто не оплодотворяет нас, делается нам явно безразличным. Но тот, кого оплодотворяем мы, отнюдь не становится тем самым для нас любимым.

Собака оплачивает хорошее расположение к себе покорностью. Кошка наслаждается при этом собою и испытывает сладострастное чувство силы: она ничего не дает обратно.

Соблазнить ближнего на хорошее о ней мнение и затем всей душой поверить этому мнению ближнего, – кто сравнится в этом фокусе с женщинами!

Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и в отдельном человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или, как говорят, сердца и головы) – это суть мужчина и женщина; между ними дело идет всегда о любви, зачатии, беременности. И заметьте хорошенько: сердце здесь мужчина, а голова – женщина!

Потребности сердца. Животные во время течки не с такой легкостью путают свое сердце и свои вожделения, как это делают люди и особенно бабенки.

Если женщина нападает на мужчину, то оттого лишь, чтобы защититься от женщины. Если мужчина заключает с женщиной дружбу, то ей кажется, что он делает это оттого, что не в состоянии добиться большего.

…Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!

Наедине с самим собой перестаешь быть один.

Пустыня мне необходима, чтобы снова сделаться добрым.

Смотрите также; Так говорил Заратустра – колючая мудрость Фридриха Ницше 

Жизнь философа

Интересно что вся жизнь философа сопровождалась ужасными головными болями, которые в конце концов привели его к сумасшествию.

Первоначально Ницше ни коим образом не связывает свой жизненный путь и творчество с философией. Он родился в довольно религиозной семье и получил хорошее воспитание. Его мать, привила ему любовь к музыке и в дальнейшем, он очень неплохо будет владеть музыкальными инструментами.

Интерес к философии у Ницше проявляется в студенческие годы, когда он получает образование будущего филолога. Ницше не был ярым поклонником филологии. Известно, что некоторое время он даже серьезно увлекался естественными науками, а в частности химией. Тем не менее, без докторской, без кандидатской диссертации, уже в 24 года, он становится самым молодым профессором в области филологии.

В 1870 году начинается франко-прусская война и Ницше просится стать добровольцем в качестве солдата или санитара. Правительство дает разрешение ему пойти на фронт в качестве санитара. Став санитаром, он видит всю боль и грязь на поле битвы этой войны. Во время войны ему самому не раз приходилось быть на волоске от смерти.

Вернувшись, домой он снова занимается университетскими делами, но со временем заявляет об уходе из филологии, говоря, что ему душно и он не может заняться своим любимым делом, творчеством, а именно сочинением и написанием книг.
В 35 лет Ницше уходит из филологии. Живет на довольно скромную пенсию и очень много пишет. Всего спустя два года Германия заговорит о нем не как, о филологе, а как об очень талантливом философе.

Фридрих Ницше. Гении и злодеи уходящей эпохи.

Философские идеи

Его новые философские идеи стали очень популярными, потому что были слишком необычными, оригинальными.

Антихристианская философия Ницше: Работа под названием «Антихристианин»

В этой работе Ницше призывает человечество произвести тотальную переоценку ценностей прежней культуры, прежде всего, культуры христианской.

Что раздражало Ницше в христианстве?
Ницше говорит, что на самом деле, если мы попробуем для себя ответить на вопрос: «может ли существовать равенство между людьми?», (а именно это, одна из идей христианской религии), то мы с неизбежностью ответим «НЕТ».
Ни какого равенства быть и не может, потому, что изначально, кто-то может, знает и умеет больше остальных.

Ницше выделяет, два класса людей, люди с сильной волей к власти, и люди, обладающие слабой волей к власти. Те, кто имеют слабую волю к власти, по численности многократно превосходят первых.

Ницше говорит, что христианство, воспевает, возводит на пьедестал, большинство, (то есть, людей со слабой волей к власти). Это большинство по своей натуре не является борцами. Они слабое звено человечества. В них нет духа противостояния, они не являются катализатором прогресса человечества.

Ещё одна идея христианства, к которой Ницше был крайне категоричен, это библейская заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Ницше говорит «Как, возможно любить ближнего, который может быть ленив, ужасно себя ведёт. Ближнего, от которого дурно пахнет, или он беспредельно глуп».

Он задаёт вопрос «Почему я должен любить такого человека?».
Философия Ницше относительно данного вопроса такова; Если уж мне и суждено, кого-то любить в этом мире, то только «дальнего своего». По той простой причине, потому что, чем меньше я знаю, о человеке, чем он дальше от меня, тем меньше я рискую разочароваться в нём.

Философия Ницше: Взаимодействие сознательного, и подсознательного элементов, или «Воля к власти»

Эта идея заключается в том, что всё содержание нашего сознания, которым мы так гордимся, определяется глубинными, жизненными устремлениями (неосознаваемыми механизмами). Что это за механизмы?

Ницше для их обозначения вводит термин «Воля к власти». Этот термин обозначает, слепое, бессознательное инстинктивное движение. Это мощнейший импульс, который управляет этим миром.

«Волю» в своём понимании, Ницше делит на четыре части воля к жизни, внутренняя воля, бессознательная воля и воля к власти.

Волей к власти обладают все живые существа. Воля к власти определяется Ницше, как предельный принцип. Действие, этого принципа, мы находим повсюду, на любой ступени существования, либо в большей, либо в меньшей степени.

Философия Ницше: «Так говорил Заратустра», или идея сверхчеловека

Кто такой сверх человек, по мнению Ницше? Это человек, обладающий огромной волей. Это человек, управляющий не только своей судьбой, но и судьбами других.

Сверхчеловек это носитель, новых ценностей, норм, моральных установок. Сверхчеловек должен быть лишён; общепринятых моральных норм, милосердия, у него свой, новый взгляд на мир. Сверхчеловеком можно назвать только, того кто будет лишён совести, ведь именно она управляет внутренним миром человека.

Философия Ницше, его сверхчеловек и сам Ницше предстаёт перед нами, не совсем в приглядном виде, но здесь хотелось бы пояснить, что Ницше наделял сверхчеловека, творческими, духовными качествами, полной концентрации к власти, абсолютный самоконтроль.

Ницше говорит, что сверхчеловеку должен быть присущ сверх индивидуализм (к примеру, в отличие от современности, где личность человека полностью нивелирована).
Сверхчеловек обладает яркой индивидуальностью, стремится к самосовершенствованию.

В своём труде философ чётко говорит о том, что господство сверхчеловека может быть только в духовной сфере, то есть не в сфере политики, экономики, или права «ТОЛЬКО ГОСПОДСТВО ДУХА».

Философия Ницше: мораль рабов и мораль господ

Ницше говорит, что мораль господ это высокая степень самоуважения. Это ощущение себя личностью, человеком с большой буквы, когда человек может сказать о себе, я господин духа.

Мораль рабов, это мораль полезности, малодушия и мелочности. Когда человек покорно принимает унижение, ради своей выгоды.

лекция к.ф.н.,доцента Елены Леонидовны Павловой. Основные идеи философии Фридриха Ницше

Источник: https://intelife.ru/ucheniya/filosofiya/item/204-neobychnaya-filosofiya-fridrikha-nitsshe

Фридрих ницше (1844 – 1900)

Шпаргалка: Философия жизни Ф.Ницше. Философия Ницше – кратко

Фридрих Ницше – немецкий философ-иррационалист, родился в Германии, изучал классическую филологию в Бонне и Лейпциге, работал в Базельском университете.

С 1879 года он прекращает преподавание и странствует по Швейцарии, Италии, Франции, создав в эти годы свои лучшие произведения.

Последние десять лет ХIХ века он живет, утратив душевное равновесие, и умирает в Германии, так и не узнав об успехе своих книг.

Творчество Ницше знаменует собой переход от философии ХIХ века к философии ХХ века, когда философская проблематика обращается к человеческой индивидуальности, проблеме человеческого существования, смыслу человеческой жизни, проблеме переоценки ценностей в связи с новыми историческими реалиями. Согласно Ницше, ни мораль, построенная на рационалистической основе, ни христианская мораль, которые до сих пор господствовали в Европе, не оправдали себя, поэтому необходимо исследовать саму проблему морали и подвергнуть пересмотру существующие нравственные ценности.

Ницше выражает свои идеи в оригинальной литературной форме, не давая строгих определений, не создавая законченной рациональной системы; его философия пронизана нигилизмом – отрицанием всего, часто ради самого отрицания, а также не лишена противоречий.

Главные сочинения Фридриха Ницше

  • «Человеческое, слишком человеческое» (1878)
  • «Веселая наука» (1882)
  • «Так говорил Заратустра» (1885)
  • «По ту сторону добра и зла» (1886)
  • «Генеалогия морали» (1887)
  • «Сумерки богов» (1888)
  • «Антихрист» (1888)
  • «Воля к власти» (1989)

Дионисийское и аполлоновское начала в культуре

Следует отметить, что огромное влияние на творчество Ницше, особенно на ранних его этапах, оказала книга Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Вслед за ним Ницше воспринимает жизнь как жестокую и слепую иррациональность.

Противостоять этому и идти по пути утверждения жизни, по его мнению, можно только посредством искусства. В этой связи Ницше обращается к анализу греческой цивилизации и противопоставляет ее современному немецкому обществу.

Именно греки, осознавая опасность и необъяснимость жизни, преобразовывали мир и человеческую жизнь с помощью искусства, в котором смешивались две тенденции: дионисийская и аполлоновская.

Первая из них связана с богом Дионисом, который символизирует инстинкт, страсть, гармонию с природой, буйство творческой энергии.

По мнению Ницше, сначала в древнегреческой жизни преобладал «дионисийский» дух, но постепенно к нему присоединились «аполлоновские» черты – самообладание, умеренность, рациональность, связанные с богом Аполлоном.

Величие Греции, ее подлинная культура состояли в гармоничном сочетании этих двух начал, но когда начинает преобладать «аполлоновский» дух, нарастают разрушительные тенденции в культуре, и это совпадает с распространением христианства в Европе.

Отталкиваясь от этих идей, Ницше весьма критично оценивает современную немецкую культуру, в которой преобладают знания и науки. По мнению философа, она нуждается в притоке жизненных сил, которые могут преодолеть диктат благоразумия и христианской морали, овладевшие Западной цивилизацией.

Критика современной морали и провозглашение «смерти Бога»

Ницше считает, что европейский человек знает и признает только известные ему христианские ценности, не подозревая о существовании других. Но, как он пишет, это – «только один вид человеческой морали, кроме которого, до которого и после которого возможны многие другие, прежде всего высшие «морали».

В работе «По ту сторону добра и зла» философ подчеркивает, что существуют разные виды морали, но самое главное их различие заключается в подразделении на «мораль рабов» и «мораль господ».

Следует отметить, что понятия рабов и господ у Ницше не отражают принадлежности к определенному социальному слою, это – тип человека, состояние его духа.

По мнению Ницше, «мораль рабов» сформировалась, прежде всего, под воздействием христианской религии и обладает следующими чертами: – претендует на единую, всеобщую и абсолютную моральную систему; – отражает мораль стада, толпы, общества; – направлена на усреднение всех людей и нивелировку личности; – поддерживает слабых, больных, неудачников; – превозносит культ посредственности, слабости и серости; – является лживой и лицемерной.

Эти «моральные ценности», по мнению философа, исчерпали себя, и он предлагает выход, обращаясь к идее «смерти Бога». Устами героя «Веселой науки» он провозглашает: «Бог умер! Он останется мертвым! И мы его убили!».

Тем самым Ницше хочет показать, что человек отказывается от мира сверхъестественного и связанных с ним идеалов, а также от тех моральных ценностей, которые всегда были в основе западной цивилизации.

При этом Ницше не старается доказать или опровергнуть бытие Бога, но хочет освободить людей от мысли, что они полностью зависят от Бога. Вера – это самообман, и от нее надо отказаться, так как она является признаком слабости и трусости.

Несмотря на это, Христа Ницше называет «самым благородным человеком», «символом креста, самым возвышенным из существовавших». Философ проводит различие между Христом и христианством, которое исказило его учение.

Он пишет: «Христианская церковь ничего не оставила нетронутым, всякую ценность обесценила, любую истину превратила в ложь, а честь – в позор».

Поэтому, по мнению Ницше, и настало время для переоценки ценностей и замены коллективной морали на индивидуальную.

Идея переоценки ценностей и появление сверхчеловека

Два типа морали одновременно всегда существовали в развитых цивилизациях, их элементы можно обнаружить даже в одном человеке. Они могли бы сосуществовать и дальше, если бы «рабы» не навязывали свои нравственные установки всем, и пример тому – христианство.

В традиционной морали Ницше видит «мораль рабов и побежденных слабаков, восставших против всего благородно красивого и аристократического».

Поэтому, согласно Ницше, настало время переоценки ценностей, и пришла пора вернуться к аристократической традиции, которую в человеческой истории символизировал лишь один господствующий класс – воинов-аристократов.

Такую мораль философ называет «моралью господ», носителем которой является господин, аристократ – это определенный тип высокого и благородного человека. Хотя Ницше не дает четкого определения «морали господ», но в своих произведениях он определяет черты человека, по которым ее можно распознать.

Это – благородство, ответственность, правдивость, бесстрашие, «…благосклонное охранение и защита того, чего не понимают и на что клевещут, – будь это Бог, будь это дьявол, – склонность и привычка к великой справедливости, искусство повелевания, широта воли, спокойное око, которое редко удивляется, редко устремляет свой взор к небу, редко любит…».

Следовать этой высшей морали может новый тип человека – сверхчеловек, появление которого и связано с переоценкой ценностей. В работе «Так говорил Заратустра» Ницше подробно развивает идею сверхчеловека. Он пишет: «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек – это то, что дóлжно преодолеть… Сверхчеловек – соль земли».

«Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью». Но сверхчеловек еще не родился, а процесс превращения человека в сверхчеловека не может произойти путем естественного отбора. Для этого необходима смелость отдельных индивидов, которые смогут разломать старые скрижали, переоценить все старые ценности и создать новые.

Они-то и укажут направление и цель для высшего человека, станут стимулом, побуждением для возможного рождения сверхчеловека.

Воля к власти

В основе всех стремлений человека, согласно Ницше, лежит воля к власти, жизнь есть борьба за собственное господство, за вершины власти. Философ пишет: «жизнь есть просто воля к власти».

Если перед богом уравниваются и выдающиеся, и посредственные люди, то в реальной жизни индивиды всегда будут различаться, в том числе и по своим способностям и талантам, и каждый из них будет стремиться утвердить свою власть, так как воля к власти пронизывает все существо человека и вообще всего живого на земле.

Поэтому, по мнению Ницше, посредственности также всегда будут стремиться к власти, но для общества это необходимо, так как «высокая культура может существовать только на широкой основе, на крепко и здраво консолидированной посредственности».

Это означает, что задачей масс является создание условий, основы для возможного появления нового типа человека – сверхчеловека. Но он не может появиться, если высшие индивиды не наберутся смелости сломать старые скрижали, чтобы переоценить все ценности, и создать новые на основе собственной воли к власти.

Эти новые нравственные ценности будут целью для высшего человека и смогут реализоваться в будущем в сверхчеловеке.

Итак, Ницше в своих произведениях дает критический, во многом глубокий анализ западной культуры и считает, что ей присущи такие черты, как самообман людей и следование их христианству в его современном истолковании как единственной и абсолютной системе ценностей.

Он считает, что возрождение лучших черт европейской цивилизации может быть связано с переоценкой ценностей и созданием новой индивидуальной морали, носителями которой могут быть благородные, аристократические люди, которые и откроют эру человеческого творчества.

Такая позиция Ницше была обусловлена положением человека в европейском обществе, когда движение масс определяло историю – отсюда потеря человека, его слова, его силы. Ницше как художественная натура болезненно реагировал на действительность и полагал, что массы уничтожают позицию отдельной личности.

Он считал необходимым спасение человека, выдвигая идею сильной личности – сверхчеловека. В этом привлекательность и необычайная популярность идей Ницше и в прошлом, и в настоящем – всегда, когда «толпа» или любые общественные формы довлеют над личностью.

При этом философ совершенно не принимал современную ему действительность, и абсолютизация отрицания пороков окружающего его мира доходила у него до глобального отрицания всего существующего.

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/nitzshe

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.