+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Произносительная сторона речи: интонация и её элементы. Интонация, ее элементы и функции

Содержание

Как и зачем мы формируем интонацию | Фактор Роста

Произносительная сторона речи: интонация и её элементы. Интонация, ее элементы и функции

Ежедневно строя свою речь, мы не обращаем внимания на интонацию, говорим по наитию, как привыкли.

Но если решить целенаправленно построить выразительную речь, способную оказывать влияние на слушающих, удерживать внимание аудитории при публичном выступлении, то без проработки интонационной составляющей речи не обойтись.

Какую бы фразу мы ни произнесли, мы скажем её с определённой интонацией, которая зависит от четырёх акустических компонентов:

– основного тона вашего голоса;– силы его звучания;– длительности звучания (чем больше звуков вы произнесёте в единицу времени, тем меньше будет их длительность, соответственно, темп речи получится быстрым);

– отчётливости произносимой речи.

Зачем изучать эти элементы и как они влияют на сказанное нами? Интонация устной речи выполняет определённое число функций, которые описаны ниже.

Функции интонации

Какова роль интонации в речи, и для чего она вообще нужна? Давайте разберёмся:

  1. Интонация русской речи обеспечивает целостность фразы или её части на фонетическом уровне.
  2. Она необходима для разделения цельного текста на несколько фонетических частей: если прочитать, к примеру, отрывок книги без интонации, то слушатели вряд ли смогут уловить его суть.
  3. Именно интонация позволяет на слух уловить коммуникативные значения речи собеседника: мы понимаем, задаёт ли он вопрос, повествует или побуждает к чему либо.
  4. Интонация устной речи даёт нам возможность понять отношение собеседника произносимой им речи: ведь все мы понимаем, когда человек говорит с сарказмом, злостью или возмущением, не так ли?
  5. Интонация русской речи позволяет нам навскидку определить эмоциональное состояние говорящего: подавленный ли у него голос или возвышенный — многое говорит о настроении собеседника.

Элементы интонации: эмоциональное воздействие на собеседника

Роль интонации в речи очень велика, с её помощью мы можем умело воздействовать на собеседника на эмоциональном уровне.

Давайте рассмотрим пример

Возьмём фразу «Послезавтра мы с моим мужем отправимся в кино». Именно особенности интонации при ее произношении позволяют нам по-разному воздействовать на собеседника.

Вы можете сказать: «Послезавтра МЫ С МОИМ МУЖЕМ отправимся в кино» (то есть, пойдёте именно вы и ваш муж, и никто другой). Или так: «Послезавтра мы с моим мужем отправимся В КИНО» (не в кафе, бар или ресторан, а в кинотеатр).

Ну, и напоследок: «ПОСЛЕЗАВТРА мы с моим мужем отправимся в кино» (не сегодня, не завтра, не через неделю, а конкретно послезавтра).

Элементы интонации: смысл всего высказывания зависит от того, как вы его произнесёте

Особенность интонации в устном общении также в том, что от неё зависит смысл всего высказывания. Возьмём в пример известную всем фразу: «Казнить нельзя помиловать».

В письменной речи мы можем поставить запятую либо после «казнить», либо после «нельзя», отчего изменится её смысл и судьба того человека, которого вы хотите лишить жизни или же отпустить на волю.

Но в устном общении нельзя сказать: «Казнить нельзя запятая помиловать», поэтому в вербальной коммуникации очень важно выдерживать правильную паузу. Либо «Казнить… нельзя помиловать», либо «Казнить нельзя… помиловать» — всё будет зависеть от того, насколько вы милостивый сударь/сударыня.

Интонация и темп речи

Представьте себе ситуацию: вам нужно совершить важный звонок, но на телефоне садится батарея. У вас есть ровно 30 секунд, чтобы сообщить собеседнику важную информацию.

Вы же не будете час выдерживать паузы и заботится об эмоциональном окрасе каждого слова? Скорее всего, вы произнесёте речь как можно внятнее и быстрее, чтобы и успеть всё сказать, и донести суть до человека на том конце провода.

Основные элементы интонации

  1. Логическое ударение (мы ставим его на конкретное, наиболее значимое слово речи, выделяя повышением голоса). Пример – ситуация с походом в кино с мужем.
  2. Мелодика речи – повышение и понижение голоса, позволяет избежать монотонности речи и придает ей разнообразные оттенки.

  3. Интенсивность и темп речи – насколько медленно или быстро мы говорим.
  4. Тембр речи – звуковая окраска голоса.
  5. Паузы. Своевременно поставленная пауза способна максимально воздействовать на публику, заставляя ее задуматься/вступить в полемику/выразить одобрение.

    Притом, важны для речи как логические, так и эмоциональные паузы.

Мы перечислили основные особенности и функции интонации. Разумеется, мало с ними просто ознакомиться – нужно ежедневно работать над интонационной структурой речи, чтобы сделать процесс говорения максимально эффективным.

Надеемся, что статья была вам полезной, и вы будете больше внимания уделять тому, как вы строите свою речь!

Источник: https://piter-trening.ru/funkcii-i-elementy-intonatsii/

30. Интонация и её элементы. Функции интонации, строение интонационной конструкции

Произносительная сторона речи: интонация и её элементы. Интонация, ее элементы и функции

Интонация,как было отмечено ранее, относится ксуперсегментным (надлинейным,просодическим) фонетическим средствамсовременного русского литературногоязыка.

Интонацияв широком смысле слона состоит изследующих элементов:

1)мелодика речи, то есть движениемузыкального тона, повышения и пониженияголоса;

2) ритм,то есть соотношение сильных и слабых,долгих и кратких слогов;

3) темп,то есть скорость протекания речи вовремени, ускорения и замедления;

4)интенсивность речи, то есть сила илислабость произнесения, усиления иослабления выдыхания;

5)наличие-отсутствие внутрифразовыхпауз, которые делят фразу на речевыетакты;

6) тембр– окраска звука, которая зависит оттого, какие обертоны сопутствуютосновному тону, т.е.

от сложных колебательныхдвижений, дающих звуковую волну; врусском языке тембр отличает друг отдруга многообразные оттенки ударных ибезударных гласных, а также различнуюокраску согласных; тембр – индивидуальнаяособенность звука (у мужчин, женщин,детей тембр речи различен; различен ону тех, кто говорит, допустим, басом илитенором), но есть и постоянные составляющиеокраски звука, в результате чего [э]всегда будет отличаться от [а] или [р] от[м].

31. Типы интонационных конструкций в русском языке

 Врусском языке выделяют семь типовинтонационных конструкций (ИК):

ИК-1(понижение тона на гласном центра):

Послеразговора он задумался.

ИК-2(на гласном центра движение тона ровноеили нисходящее, усилено словесноеударение):

Акуда же мне идти?

ИК-3(резкое повышение тона на гласномцентра):

Разве могу забыть?

ИК-4(на гласном центра понижение тона, затемповышение; высокий уровень тона держитсядо конца конструкции):

А как жеужин?

ИК-5(два центра; на гласном первого центраповышение тона, на гласном второгоцентра – понижение):

Яне видел её два года!

ИК-6(повышение тона на гласном центра,высокий уровень тона сохраняется доконца конструкции; ИК-6 отличается отИК-4 более высоким уровнем тона на гласномцентра, например, при выражении недоуменияили оценки):

Какойинтересный фильм!

ИК-7(повышение тона на гласном центра,например, при выражении экспрессивногоотрицания):

Выполнилзадание?– Выполнил!

32. Функциональный аспект изучения звуков. Звук речи, звук языка, фонема

Выступаяв речи, звуковые единицы служат дляобразования и различения слов и форм.Слова и формы различаются составомобразующих их звуковых единиц. Различиямогут иметь неодинаковый характер: дваслова могут различаться полностью посоставу представленных в них звуков(ср.: кол и дам); они могут различатьсяколичеством звуков (ср.

: луг и плуг);последовательностью одних и тех жезвуков (ср.: кот и ток) и, наконец, толькоодной звуковой единицей при тождествевсех остальных единиц (ср.: дом и дам,бил и пил, рос и рот, урон и урок и т. д.).

Если два слова отличаются друг от другатолько одной звуковой единицей, а вовсем остальном они тождественны, томожно утверждать, что в данном случаедве звуковые единицы, противопоставленныедруг другу в тождественной фонетическойпозиции, выполняют в языке функциональнуюроль, выступая в качестве средстваразличения данных словоформ, т. е. вкачестве фонем языка.

Следовательно,фонема — это такая единица звуковойсистемы языка, которая самостоятельноможет различать слова и формы.

 Сопоставляясловоформы [дал] — [дол] — [дул] и расчленяяих по составляющим эти формы звуковымединицам — [д/а/л] — [д/о/л] — [д/у/л], можноустановить, что они отличаются друг отдруга гласными 1а], [о], [у], которыенаходятся в тождественной фонетическойпозиции — под ударением между твердымисогласными (в приведенных примерах дажемежду одинаковыми твердыми).

Значит,единственное звуковое различие междуэтими формами заключено в качествегласного, а поэтому [а], [о], [у] выступаютздесь как различители словоформ, т. е.как фонемы. Если эти гласные могутвыступать в одной и той же фонетическойпозиции, то, следовательно, их качество,т. е. определяющие их признаки, не зависитот позиции, не обусловлено этой позицией.

Однако такое утверждение будет неточным,если не учесть одного немаловажногообстоятельства. Делозаключается в том, что звуковые единицывсегда выступают в соседстве с другимиединицами и испытывают на себе ихвлияние; иод таким влиянием они могутизменять свое качество, т. е. присущиеим признаки. Выше (см.

§ 64) уже говорилосьоб изменении ударных гласных звуковпод влиянием соседних твердых и мягкихсогласных: непередние гласные подвлиянием мягких согласных испытываютпередвижку вперед, а передние подвлиянием твердых передвигаются назадили в позиции между мягкими приобретаютнапряженность и закрытость.

Еслисопоставить словоформы [вал] — [в’-ал]— [ва'л’с] — [в’ал’], то можно установить,что в этих словоформах есть «разные»звуки [а] — от [а] непереднего до [а]переднего образования, но у всех этих[а] есть два одинаковых признака: всеони нижнего подъема и нелабиализованные;различие же их заключается внепереднем-переднем характере звука.

Следовательно, у всех этих [а] есть дзапризнака, которые не зависят от позициигласного (т. е. от качества соседнихсогласных), и один зависимый от этойпозиции признак. Независимыми признакамиоказываются степень подъема языка иотсутствие лабиализации, а зависимым— ряд образования звука.

 Еслисопоставить словоформы [в’-ал] и [в’-ол],[л’-ак] и [л’-ук], то вновь можно установить,что они отличаются друг от друга гласными[¦а] — [-о] и [-а] — [*у], не совпадающимиполностью с [а] — [о] в [вал] — [вол] и с[а] — [у] в [лак] — [лук], но имеющимиодинаковые признаки степени подъемаязыка и отсутствия-наличиялабиализации.

 Итак,при артикуляционно-физиологическойхарактеристике гласных (см. §61) нетнеобходимости различать признаки,независимые от позиции, и признаки,зависимые от позиции; именно поэтомукаждому гласному звуку приписываютсятри признака: степень подъема языка,отношение к лабиализации и ряд образования.

Теперь, когда звуковые единицырассматриваются в функциональном плане,необходимо отличить независимые,постоянные признаки звуковых единиц изависимые, переменные признаки, так какпо постоянным, или конститутивным,признакам фонемы различаются друг сдругом, а по переменным они отличатьсядруг от друга не могут.

 Следовательно,фонема —¦ это такая звуковая единица,которая образуется совокупностьюприсущих ей конститутивных признакови отличается от другой фонемы по составуэтих признаков. Переменные, зависимыеот позиции признаки в определение фонемыне входят.

 Отсюдастановится ясным, что фонема — это непроизносимый реально звук речи, аопределенная абстракция, отвлечениеот звуков речи, обобщение звуков речив единицу более высокого порядка.

Ведьесли, исходя из сказанного о постоянныхпризнаках гласных русского языка,определять гласные фонемы по двум ихконститутивным признакам, то надо будетсказать, что фонема (а) \ например,— этогласная фонема нижнего подъеманелабиализованная, (о) — среднего подъемалабиализованная, (и) — верхнего подъеманелабиализованная и т. д.

и что по этимдвум признакам эти фонемы противопоставленыдруг другу. Однако в этом случае фонема(а) выступает и в словоформе [бас], и всловоформе [б’ас’], фонема (о) — ивсловоформе [м’-от], и в словоформе[т’бт’]я, фонема (и) — ив словоформе[п’ил], и в словоформе [пыл], хотя в каждойданной словоформе звук речи иной посравнению со звуком в другойсловоформе.

 Поэтомуможно сказать, что фонема как функциональнаяединица не совпадает со звуком речи:она только реализуется в звуках речи,которые представляют собой ееаллофоны[VIII].

Каждый аллофон фонемыотличается от другого аллофона этой жефонемы переменным признаком, зависящимот позиции; а все аллофоны принадлежатданной фонеме потому, что все они обладаютодной и той же совокупностью конститутивныхпризнаков.

 Итак,фонеманедана нам в непосредственном наблюдении,ибо это— абстрактная единица звуковойсистемы; в непосредственном наблюдении— в речи — даны аллофоны фонем, т. е.звуки речи, определяющиеся совокупностьюпостоянных и переменных признаковзвуковых единиц.

 Общееопределение фонемы может бытьсформулировано следующим образом:фонема — это единица звуковой системыязыка, которая может самостоятельноразличать словоформы данного языка,противо- поставляясь другой фонеме втождественной фонетической позициисовокупностью присущих каждой из нихконститутивных признаков, и котораяреально представлена в речи одним илинесколькими звуками речи, являющимисяее аллофонами. Еслифонема есть обобщение ее аллофонов, вкоторых она реально выступает, а аллофоныкак звуки включают в себя переменные,позиционно обусловленные признаки, то,следовательно, это обобщение есть«снятие» всего позиционного и сведениепо существу неограниченного ряда звуковречи к ограниченному числу фонем, которыеи выполняют в языке функциональную рольразличителей слов и их форм. Так, например,в словоформах [вал], [в’-ал], [ва-л’]ик,[в’ёл’]ить выступает четыре «вида»[а], отличающихся друг от друга характеромположения языка по отношению кпередней-непередней зоне образования,и изменение этого характера целикомзависит от твердости-мягкости соседнихсогласных. «Снятие» этого признакапозволяет установить, что все эти четыре[а] могут быть «объединены» в одно поналичию у них общих признаков — нижнегоподъема и отсутствия лабиализации,—независимых от фонетической позиции,т. е. постоянных; и именно поэтому этичетыре [а] могут быть представлены какчетыре аллофона одной фонемы(а). Отождествлениеразличных звуковых «представителей»той или иной фонемы позволяет установитьограниченное число фонем, которыесбэспечивают все потребности языка вразличении словоформ. Возможностьобзспечить потребности языка небольшимчислом фонем связана с многообразиемсочетаний и с разветвленной системойпротивопоставления фонем в тождественныхфонетических условиях. Характерсочетаемости и противопоставленностифонем определяет специфику фонологическойсистемы данного языка на данном этапеего развития, точно так же как и спецификуэтой системы по сравнению с фонологическимисистемами других языков. 

Источник: https://studfile.net/preview/4190134/page:11/

Как с помощью интонации влиять на людей

Произносительная сторона речи: интонация и её элементы. Интонация, ее элементы и функции

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация в русском языке и ее основные виды

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак.

Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение.

Интонационная вершина — это высокий тон, а интонационное понижение – низкий.

Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение.

Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова.

Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние — радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили.

Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн.

Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной.

Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи.

Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность.

Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются.

Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/training/articulation/chto-takoe-intonaciya.html

Интонация: что это такое, ее виды, значение слова – Гармония внутри

Произносительная сторона речи: интонация и её элементы. Интонация, ее элементы и функции

Что такое интонация? Как расшифровывается и что обозначает данное понятие?

Интонация — это совокупность речевых элементов для придания высказыванию смысловой нагрузки и эмоциональной окраски. Ее называют музыкой речи. И неслучайно. Трудна для восприятия монотонно звучащая, не разделенная паузами, речь.

Как мерный стук дождя за окном, она убаюкивает. Чтобы донести до слушателя смысл высказывания, речь должна содержать все богатство интонации, ее мелодию.

Что такое интонация в русском языке

Как видно из определения, интонация речи состоит из элементов.

Мелодика речи

Повышением и понижением голоса одной и той же фразе можно придать разный смысл: утверждение, вопрос, восклицание. Сравните типы интонаций:

  • Тебе понравилось его выступление. Ровный тон снижается к концу предложения. Это — утверждение.
  • Тебе понравилось его выступление? Вопрос звучит более высоким тоном в начале и пониженным — в конце.
  • Тебе понравилось его выступление! В восклицании перепад тона не такой явный, как у вопроса, но это и не повествовательная манера.

Повышением тона можно выделить отдельное слово в восклицательном или вопросительном предложении, например, для уточнения информации:

  • Тебе понравилось выступление?
  • Тебе понравилось выступление! (для более яркой констатации факта).

Из примера видно, что акцент на разных словах меняет смысл всего предложения.

Ритм речи

Паузы и чередование ударных и неакцентированных слов создают ритм. Это хорошо видно в поэзии.

Ритм — это также выделение голосом ударных слогов в словах, когда они произносятся протяжно или более громко. Например, команды “налЕЕЕво, крУУУгом”.

Владея ритмом речи, можно создавать определенное настроение у своего слушателя. Достаточно сравнить бравурные марши и задушевные колыбельные, чтобы понять это.

Увеличивая ритмичность речи, мы активизируем нервную систему и:

  • побуждаем к действию;
  • приводим в тонус;
  • более убедительно подаем важную информацию;
  • отдаем команды.

При снижении ритма, наша речь становится мягкой, плавной благодаря эмоциональной составляющей. И тогда мы:

  • без труда устанавливаем душевную близость;
  • создаем лирическое настроение;
  • читаем сказки и поем колыбельные;
  • снижаем напряжение у аудитории.

Тембр речи

Речь, не согретая чувством, не затронет слушателя, не коснется струн его души. Это касается даже сугубо деловых выступлений, когда докладчик, периодически отступая от темы, общается с аудиторией.

По тембру речи угадывается отношение человека к предмету разговора, его компетентность, настроение.

С помощью слов, насыщенных эмоциональным содержанием, можно легко донести не только свои мысли, но и выявить подтекст сказанной фразы.

Таким образом, основные элементы позволяют интонации выполнять следующие функции в русском языке:

Темп речи

Темп во многом зависит от свойств личности. Характер, темперамент человека сказывается на его манере говорить. Быстрая, энергичная или медленная, обстоятельная — у каждого оратора своя манера и своя аудитория. Но умение использовать разную скорость произнесения слов и фраз относится к основным навыкам ораторского мастерства.

Интенсивность речи

Интенсивность, или сила звучания, определяется работой мышц речевого аппарата. Громкость голоса может быть разной, например, при выступлении на митинге и на школьном уроке. Варьируя силой голоса, используя умение говорить и громко, и тихо, можно выделять наиболее важные моменты в своей речи.

Логическое ударение и паузы

Ударения необходимы для подчеркивания главных по смыслу слов. Сделать это можно изменением тона, силы звучания, ослаблением темпа или же паузой. Ударение делает речь понятной и облегчает восприятие.

  Хорошая дикция — залог вашего успеха: как улучшить и развить

Паузы делят речевой поток на отдельные смысловые фразы. Чрезмерное количество пауз, как и их отсутствие, делает непонятной мысль, которую хотят донести до слушателя.

Виды интонаций в русском языке

Какие интонации бывают? Она может быть повествовательной, вопросительной, восклицательной.

  • Для повествования характерен выдержанный тон, произношение с легким повышением и понижением голоса в процессе повествования.
  • При вопросе голос повышается в начале фразы и снижается по завершении, либо делается акцент на одном слове независимо от его местоположения в предложении.
  • Восклицание определяется повышением тона в конце высказывания и яркостью эмоциональной окраски.

Интонация в музыке

Посредством музыкальных звуков, используя тон, силу звучания, темп, ударения, паузы, ритм, можно образно передать всю гамму чувств и переживаний героев. И не только. Самые разные движения — тоже. Например, спотыкающийся шаг, крадущаяся походка. А стук дождя или порывы ветра! Это все музыкальная интонация!

Значение слова “интонация” в музыке отличается от понятия “интонирование”.

Интонирование — это верное воспроизведение тона при пении или игре на музыкальном инструменте.

В более общем понимании интонирование — это производная, обозначающая использование интонации в своей речи или при исполнении чего-либо.

Интонация в литературе

  1. Интонация в литературе — это умение выразить в словах чувства и переживания героя.
  2. Интонация — это язык чувств и наше отношение к окружающим, это мажор и минор нашего настроения, это разноцветная палитра нашего восприятия, переданная в речи, музыке, литературе.

Источник:

Интонация: что это такое, ее виды, значение слова

Это слово переводится как громкая речь. Манера речи и акценты позволяют выразить эмоции без жестов или мимики: переживания, радость, страх и беспокойство. Тональность зависит от тембра голоса и его мелодичности, от общей конструкции и ее частей.

Интонация играет роль ритмической части предложения. В письменном виде тональность выделяется знаками препинания.

Определение

В русском языке есть обороты, знаки препинания и манера речи, чтобы правильно создать логическую конструкцию (по значению каждого элемента).

В психологии интонация выражает истинный посыл: если словами люди врут, то их речь наиболее показательна. Для устной речи манера является важным инструментом.

Тон голоса может меняться в слоге или отдельных словах, а тональность образовать правильный посыл.

Интонация — это демонстрация эмоций для лучшей коммуникации с собеседником.

Значение слова интонация включает синтаксические приемы, которые нужно использовать отдельно или в комплексе. Движение голоса характеризует мелодику и плавность речи: в интонационной методике важна тональность, протяжность, наличие пауз – это основа речевой конструкции.

Состав

В любой фразе есть своя интонация: вне зависимости от посыла эмоций и ее громкости. Даже нейтральные словосочетания имеют определенную тональность, которая демонстрирует общее значение. Состоит манера речи из таких элементов:

  • частота;
  • интенсивность;
  • паузы;
  • мелодика.

Частота и насыщенность – объекты речи, которые 1-е показывают общий посыл. В зависимости от меняющегося настроения меняется тональность: одно словосочетание может сочетать сразу несколько разных речевых конструкций (выступать в роли акцента, повествования). Чувство, эмоция, сильное переживание влияют на звучание голоса.

Интенсивность – это 2-й показатель эмоций. Зависит он от работы мышечного аппарата лица. Направление мышц создает разную интенсивность речи: происходит изменение тональности и ее продолжительности.

Значение интонации предполагает наличие пауз. Они помогают выделить отдельные словосочетания – так делается акцент. Благодаря паузам речь становится более осмысленной и структурированной. Выражающие паузы – это остановки в монотонной речи (делать их слишком большими нельзя). Для демонстрации эмоций в речи используется мелодика: движение тона (его повышение и понижение).

Функции

Интонация голоса – это совокупность речевых объектов. Они объединяются, чередуются и меняются при необходимости. Чем разнообразнее речь, тем больше ее информативность – используются искусственные словосочетания, которые усиливают манеру речи.

Интонирование необходимо для:

разделения словосочетания или диалога;

  • для того чтобы разделить информацию и сделать ее более четкой;
  • используется для создания правильной структуры (в оформлении словосочетаний всех типов);
  • для описания эмоций и общего посыла;
  • для разделения лексических элементов в словосочетании.

Используется определенная манера речи для модальности текста. Она помогает выстроить повествование в правильной форме и не теряться в бессмысленном тексте.

В речи можно обойтись без интонации, но с ее помощью легче сделать нужные акценты: это полезно для художественной речи, для ведения конструктивного диалога. Если не использовать интонацию, трудно избежать ошибок в общении с собеседником.

Разновидности

Манера характерна для устной речи. Виды интонации разнообразны: более 16 типов. Употребляется интонация в повседневной речи и для ведения официальных разговоров. Ее разделяют на типы по цели, для которой она применяется.

Манера может быть повествовательной, вопросительной и восклицательной формы. Каждая форма играет свою функцию: для информативной речи используется сразу несколько видов интонации.

Повествовательная

Выразительный тон с акцентом на последнем слоге употребляется в повествовательном стиле. В чрезмерном изменении высоты звуков слоги не нуждаются. Тональность спокойная, равномерная.

Наблюдается в повествовательном стиле вершина и понижение (низкий пик). Высокий и низкий тон плавно переходит друг в друга.

Если в стиле необходимо объединение отдельных частей текста, то одну часть словосочетания произносят с высоким тоном, а оставшуюся – низким тоном.

Для литературного стиля используется резкий перепад тона (в конце делается акцент, символизирующий окончание речи). Повествовательная интонация используется для перечисления: когда необходимо объединить несколько частей и украсить их одним тоном. Такая манера не нуждается в дополнительных усилителях.

Вопросительная

Интонация для вопроса используется в 2 случаях: если нужно просто спросить и когда надо выделить определенную часть словосочетания (показать сомнения или уточнить информацию). Произносится предложение в экспрессивной форме с резким перепадом тона.

Для такой конструкции используются ее отдельные части. Для нее манера смещается к концу словосочетания (высказывание в виде вопроса в конце повествовательного словосочетания). Для громоздких речевых конструкций используются акценты, которые могут быть в середине словосочетания и на его окончании. Акцент смещается на одно слово, и на нем повышается тональность.

Источник: https://mii-info.ru/stress/intonatsiya-chto-eto-takoe-ee-vidy-znachenie-slova.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.