+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Опасные и чрезвычайно опасные воздействия. Качественная классификация опасностей

Содержание

Опасность: суть определения, классификация, признаки

Опасные и чрезвычайно опасные воздействия. Качественная классификация опасностей

Опасность – это центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

В широком смысле слова опасность – это угроза неблагоприятного (негативного) воздействия чего-либо на какой-то объект (организм, устройство, организацию), которое может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

Угроза понимается как синоним слова «опасность», но более конкретная и непосредственная форма опасности причинения ущерба. Разница в том, что опасность может присутствовать, но не угрожать непосредственно. Например, ружье на стене – только потенциальная опасность, а в руках нападающего – уже конкретная угроза, непосредственная реальная опасность.

Термин «угроза» позволяет более точно обозначить стадию перехода от возможной (потенциальной) опасности и наличия опасных факторов к возникновению реальной опасной ситуации, когда эти факторы накапливаются до критического уровня и готовы начать оказывать свое непосредственное неблагоприятное действие на человека, машину или иной объект.

Признаки

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. Данное определение опасности в безопасности жизнедеятельности поглощает существующие стандартные понятия (опасные и вредные производственные факторы), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности.

Опасность хранят в себе все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Опасность — понятие относительное.

Признаками, определяющими опасность, являются:

  • угроза жизни и здоровью живых объектов;
  • возможность нанесения ущерба здоровью и окружающей среде;
  • возможность нарушения условий нормального функционирования организма человека и экологических систем.

Классификация

Табличка с надписью: “Опасно! Впереди скалы. Держись подальше”.

По происхождению опасности бывают: природные, техногенные, экологические, социальные, биологические, антропогенные.

По локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.

По приносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические.

По сфере проявления: бытовые, спортивные, производственные, дорожно-транспортные, военные.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (например, острые предметы). Активными являются опасности, несущие различные виды энергии (физическую, химическую, биологическую, психическую), например, ионизирующая радиация, химически опасные вещества, микробы и вирусы и т.д.

По времени проявления: импульсивные (быстро развивающиеся), например, взрыв, обвал, захват, теракт, и кумулятивные (медленно развивающиеся), например, вибрация, которая при длительном действии может привести к развитию вибрационной болезни.

Источники и причины

Источники формирования опасности:

  • сам человек, его деятельность, средства труда;
  • окружающая среда;
  • явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Опасность не возникает ниоткуда, она порождается возникновением, накоплением и действием негативных факторов (разрушающих, отвлекающих, блокирующих, старящих и иных) для данного объекта.

Для того чтобы оценить содержание какой-либо опасности или угрозы, необходимо выявить и проанализировать факторы, их вызывающие.

Например, для оценки опасности криминализации группы учащихся необходимо выявить неблагоприятные факторы, влияющие на группу: бесконтрольность, безволие, безответственность, незанятость, дурной пример, подстрекательство и пр.

Опасный фактор – это неблагоприятный природный, социальный, техногенный или смешанный процесс (явление, предмет, вещество), воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Опасный фактор может быть внешний, внутренний, скрытый, явный; он может быть уменьшен, увеличен, предотвращен, устранен, блокирован и т.д. Накопление внешних и внутренних опасных факторов повышает степень опасности и формирует развитие опасной и даже чрезвычайной ситуации. Опасные факторы есть везде и всегда, но не все из них реально действуют (ружье на стене, змея в лесу).

Воздействие опасного фактора на какой-либо объект может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

В социальном плане опасный фактор – это такое неблагоприятное явление в человеческих отношениях, воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Уровень опасности или угрозы зависит от количества и силы действия опасных факторов, имеющихся в данный момент времени для данного объекта. Чем их больше, тем скорее опасность перерастает в угрозу и опасную ситуацию.

Уровень опасности или безопасности может служить «индикатором» признаков устойчивого развития социальной системы, а процессу обеспечения безопасности — роль одного из механизмов управления социальной системой, нацеленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения при соблюдении требований безопасности человека и окружающей его среды.

Взрыв

Опасная ситуация – совокупность уже действующих неблагоприятных факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития данной системы, любая неблагоприятная обстановка, в которой уже реально действуют опасные факторы.

Накопление опасных факторов предваряет зарождение любой опасной ситуации, и предшествуют возникновению всех видов происшествий, аварий, катастроф и ЧС.

При правильном поведении и принятии необходимых защитных мер опасная ситуация может благополучно разрешиться без последствий, и не перерасти в происшествие, аварию, катастрофу, экстремальную или чрезвычайную ситуацию.

Процесс появления, накопления и воздействия опасных факторов, их развития в опасные ситуации имеет определенные этапы (стадии).

Накопление опасных факторов и их перерастание в опасные ситуации и далее в ЧС можно условно представить следующим образом:

ОФ + ОФ → Опасность → Опасная ситуация → Экстремальная ситуация → ЧС

Воздействие какой-либо опасности на человека, машину или иной объект можно рассматривать в статике и в динамике.

В статике рассматривают и анализируют:

  • объект, подвергающийся опасному воздействию, и его элементы;
  • источники и факторы опасности;
  • цели, векторы, причины воздействия на объект;
  • средства, которыми источник опасности может воздействовать на объект;
  • элементы системы безопасности объекта;
  • результаты и последствия этого воздействия.

Рис. 1. Взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности

В динамике изучают:

  • механизм воздействия источника и факторов опасности на объект;
  • стадии (этапы) развития опасной ситуации до ее завершения;
  • взаимодействие элементов систем безопасности объекта при обеспечении безопасности;
  • поведение объекта на разных стадиях опасной ситуации.

На рис. 1 представлены взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности.

Дерево причин опасностей

Графическое изображение таких зависимостей между реализованными опасностями и причинами принято называть «деревьями причин опасностей» по сходству с ветвящимися деревьями.

В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-следственных связей.

В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины, как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий».

Построение «деревьев» целей, задач, связей факторов является эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т.д.).

Многоэтапный процесс ветвления «дерева» требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от целей исследования.

В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей.

Рис. 2. Дерево отказов в системе «человек – машина»

Логические операции при анализе безопасности систем принято обозначать соответствующими знаками (рис.

2): прямоугольник – рассматриваемое событие (основное); круг – исходное событие (первоначальное); ромб –неопределенное или несущественное событие; треугольник «и» – вентиль, обозначающий образование одного выходного события из двух-трех входных событий, появляющихся одновременно; треугольник «или» – вентиль, обозначающий образование одного выходного события из одного или нескольких исходных, возникающих не одновременно.

Головное событие (несчастный случай) образуется из двух основных событий через вентиль «и», а именно: опасного отказа машины, т.е.

возникновения опасной зоны на рабочем месте (выброс сливной стружки, отказ блокировочных средств и т.д.); опасной ошибки (отказа) человека, т.е.

появления его в опасной зоне вследствие неоправданных действий, неточностей, допущенных самим потерпевшим или другим работником (или одновременно обоими).

Каждое из основных событий (отказов, причин) является следствием одного или нескольких других событий. Построение «дерева отказов» и его анализ завершают, когда устанавливают первоначальное событие – отказ – как исходные причинные факторы несчастного случая или на таком уровне, где дальнейший анализ невозможен по каким-либо причинам.
Вред здоровью пожарных и спасателей

Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорно, т.е. до или после нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым и обратным. Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга. Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия.

При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т.е. анализ начинается с венчающего события. Конечная цель всегда одна — предотвращение нежелательных событий. Имея вероятность и частоту возникновения первичных событий, можно, двигаясь снизу вверх, определить вероятность венчающего события.

При анализе проблем безопасности необходимо установить границы анализа системы. Например, обеспечить безопасность выпускного вечера в образовательном учреждении.

Если проблема будет чрезмерно сужена, то появляется возможность получения неполных выводов и мероприятий, некоторые опасные ситуации могут остаться без внимания, например, качество пирожных летом, транспортные опасности, наличие пьяных на воде (названы реальные причины травматизма и гибели выпускников).

Если рассматриваемая система и ее проблемы описаны слишком широко, то сложно выделить главное, можно увязнуть в мелочах, упустить слабые элементы.

Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому точнее называть полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения «деревьями причин и опасностей».

При изучении опасностей выделяют три стадии:

Стадия I – предварительный анализ опасности.

Шаг 1. Выявить источники опасности.

Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.

Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться.

Стадия II – выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.

Стадия III – анализ последствий.

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/opasnost-sut-termina-vidyi-priznaki/

Классы опасности вредных химических веществ и отходов

Опасные и чрезвычайно опасные воздействия. Качественная классификация опасностей

Вредными называют вещества, способные при контакте с человеческим организмом вызвать заболевания, травмы или какие-либо негативные изменения в состоянии здоровья.

По силе своего разрушающего действия на человека вредные химические вещества разделяются на четыре класса опасности.

Степень опасности уменьшается от первого класса к четвёртому: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные и малоопасные вещества.

Степени опасности веществ

Класс опасности — величина, позволяющая классифицировать вещества по силе их вредного воздействия. При установлении этой величины опираются сразу на несколько показателей. Перечень значений и правила присвоения степени опасности определяются ГОСТом 12.1.007–76.

Показатели концентраций, способных вызвать летальный исход, при различных способах введения вещества в организм являются основными при определении степени опасности. При этом решающим считается тот показатель, который соответствует более высокому классу.

Для различных объектов существуют свои нормы и определённые показатели, основываясь на которые можно определить опасность веществ, отходов и т. д. С учетом степени опасности формируются нормативы по технике безопасности при обращении с веществом и по правилам его утилизации.

Характеристика и примеры соединений

Вещества, относящиеся к каждому из классов, обладают характеристиками и свойствами, определяющими их опасность при контакте с живыми организмами. По степени опасности их разделяют на следующие классы:

  1. Чрезвычайно опасные вещества первого (1) класса даже в малом количестве способны вызвать летальный исход. Для человека смертельной станет пероральная доза всего в 15 миллиграмм на 1 кг массы тела. В случае воздействия через кожу летальным станет количество около 100 миллиграмм на 1 кг. Предельно допустимая концентрация таких соединений в воздухе — менее 0,1 миллиграмма на 1 м3.
  2. Высокоопасные соединения, относящиеся ко второму (2) классу, оказывают серьёзное действие на организмы живых существ. Показатели опасных для жизни количеств для веществ, входящих во второй класс, несколько ниже, чем у чрезвычайно опасных. Они составляют от 15 до 150 миллиграмм на 1 кг массы тела перорально и от 100 до 500 миллиграмм на 1 кг при попадании на кожу. Допустимая концентрация в воздухе — от 0,1 до 1 миллиграмма на м3.
  3. Третий (3) класс опасности — вещества, относящиеся к умеренно опасным. Соединения имеют следующие средние значения летальных доз: от 150 до 5 тыс. миллиграмм на 1 кг при попадании в желудок человека, а при нанесении на кожу — от 500 до 2500 миллиграмм на 1 кг массы тела. В воздухе концентрация таких соединений допускается от 1 до 10 миллиграмм на 1 м3. Несмотря на то что показатели опасных для жизни концентраций у соединений этого класса довольно низкие, они всё же способны наносить весьма серьёзный вред организму. Соблюдение правил техники безопасности при обращении с любыми опасными соединениями должно быть обязательным.
  4. Четвёртый (4) класс опасности химических веществ называют малоопасным. Подобные соединения широко применяются в химической промышленности и быту. Тем не менее они тоже способны нанести вред здоровью человека при несоблюдении правил безопасного обращения с химическими соединениями. Средние показатели смертельных доз при введении в желудок и попадании на кожу равны более 5 тыс. миллиграмм на 1 кг и более 2500 миллиграмм на 1 кг массы тела соответственно. Безопасная концентрация в воздухе — 10 и более миллиграмм на м3.

Рекомендуем:  Способы переработки ядерных отходов и их захоронения в России

В таблице можно увидеть примеры веществ 1 и 2 класса опасности и перечень веществ, относимых к 3 и 4 классам.

IIIIIIIV
Бериллий (Be), винилхлорид (C₂H₃Cl), гидразин (N₂H₄), диоксины (полихлорпроизводные дибензодиоксина), зоман (C₇H₁₆FO₂P), никотин (C₁₀H₁₄N₂), озон (О3), оксид свинца (PbO), полоний (Po), ртуть (Hg), стрихнин (C₂₁H₂₂N₂O₂), таллий (Tl), терефталевая кислота (C₈H₆O₄), теллур (Te), фтороводород (HF), цианиды калия, натрия (KCN, NaCN), синильная кислота (HCN).Барий (Ba), гидроксид натрия (NaOH), дибромхлорметан (CHClBr2), кадмий (Cd), кобальт (Co), литий (Li), метанол (CH3OH), мышьяк (As), нитриты (MeNO2), свинец (Pb), серная кислота (H2SO4), селен (Se), сероводород (H2S), стирол (C₈H₈), соляная кислота (HCl), сурьма (Sb), формальдегид (CH2OH), фтор (F2), фенол (C6H5OH), хлор (Cl2), хлороформ (CHCl₃), четыреххлористый углерод (CCl4).Азотная кислота (HNO3), бензин, силикагель (nSiO2·mH2O), трихлорэтилен (C2HCl3), соединения меди, соединения серебра, соединения никеля, соединения алюминия, соединения марганца.Аммиак (NH3), этанол (C2H5OH), метан (CH4), соединения железа, керосин.

Классификация опасных отходов

Отходы по их разрушающему воздействию на окружающую среду подразделяют на пять классов. Присваиваемый веществам или материалам класс опасности определяет максимальный вред, наносимый окружающей среде:

  1. Отходы, относимые к первому классу опасности, наносят непоправимый ущерб окружающей среде и всем живым организмам. Нарушения в экосистеме происходят необратимые, поэтому восстановление считается уже невозможным. Примеры таких чрезвычайно опасных для природы веществ: ртуть и её производные, мышьяк и его соли, металлоорганические соединения.
  2. При попадании в окружающую среду высокоопасных отходов происходят серьёзные нарушения в экосистеме. Восстановление после такого воздействия возможно при условии устранения источника. Длительность этого процесса будет превышать 30-летний период. Подобные серьёзные последствия являются результатом неправильной утилизации аккумуляторов, содержащих серную кислоту, и свинцовых аккумуляторов. Отходы, которые также относятся к этому классу опасности: свинец и его соли, отходы твёрдого хлорида меди и другие вещества.
  3. По степени влияния на экосистему отходы третьего класса имеют среднюю степень воздействия. Восстановиться после их разрушающего действия природная среда сможет не менее чем через 10 лет. Дизельное топливо, цементная пыль, птичий и свиной помёт, моторные масла классифицируются как умеренно опасные отходы третьего класса.
  4. Отходы четвёртого класса влияние на окружающую среду оказывают слабое. Восстановление экосистемы возможно уже через 3 года. Примером таких малоопасных отходов могут быть отходы асфальта и битума, гипсовая, кирпичная и бетонная пыль и многое другое.
  5. В пятый класс входят отходы, которые, попадая в окружающую среду, фактически не нарушают баланса экологической системы. В список веществ, относимых к этому классу, входят древесные и пищевые отходы, зола, щебень, отходы из бумаги и картона и т. п.

При правильной сортировке, переработке и утилизации отходов с соблюдением соответствующих норм нагрузка на экологическую систему сводится к минимуму. Об этом необходимо помнить всем, кто имеет дело с веществами, представляющими опасность для человека и окружающей среды.

Источник: https://vtothod.ru/klassy/klassy-opasnosti-vrednyh-himicheskih-veshhestv-i-othodov

Совокупность и классификация опасностей

Опасные и чрезвычайно опасные воздействия. Качественная классификация опасностей

Узловым понятием БЖД является опасность.

Определение 1

Опасность – это определенная ситуация, сложившаяся в той среде, в которой обитает человек, а при определенных условиях в этой среде могут возникнуть факторы, способные привести к нежелательным последствиям и для человека и для окружающей среды.

Как правило, опасности носят открытый или скрытый характер и таятся во всех системах, которые имеют энергию, химически или биологически активные компоненты и характеристики не соответствующие условиям жизнедеятельности.

Понятие «опасность» стоит в одном ряду с такими основополагающими категориями, как «жизнь», «сознание», «страдание», «успех», «труд», «радость». Понятие достаточно сложное, но с точки зрения норм русского языка его определяют однозначно. Словарь С.И.

Ожегова опасность трактует как возможность, угрозу чего-нибудь опасного.

Опасный, значит способный навредить, принести горе. Опасность может являться результатом действия негативных факторов на какие-либо объекты. Это может быть резкое изменение состояния среды – природной, хозяйственной, социальной, политической, техногенной, способной в результате изменения принести вред.

Надо сказать, что под понятием «опасность» предполагается не само несчастье, а его потенциальная возможность. На практике часто путают опасность и её реализацию. Безусловно, опасность может стать фактом жизни, т.е.

реализоваться, тогда из потенциального состояния она переходит в негативное событие – стихийное бедствие, аварию, катастрофу и др.

  • Курсовая работа 440 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Определение 2

То негативное событие, которое стало результатом реализации опасности и явилось причиной возникновения чрезвычайной ситуации, называется её источником.

Замечание 1

Источниками могут быть опасные природные явления, техногенные катастрофы, инфекционные болезни, современные средства поражения и др. В России термин «источник опасности» официально стандартизирован и по ГОСТ Р $22.10.01$-$2001$её источником называется явление, процесс или объект, который может служить причиной причинённого ущерба.

Опасность выражается через две взаимосвязанные стороны – субъект и объект опасности, которые могут быть составляющими одного и того же явления или предмета.

Например, авария на промышленном предприятии, возникшая по внутренним причинам. В данном случае предприятие выступает в качестве субъекта и объекта опасности одновременно.

Опасность можно представить, правда, условно, в $2$-х формах – форма вызова и форма угрозы.

Определение 3

Вызов – ряд обстоятельств, которые порождают гипотетическую опасность, в перспективе переходящую в непосредственную опасность.

Например, всегда существует такая опасность как падение на Землю космического мусора, метеоритов, глобального изменения климата, создание новых видов оружия, генно-инженерные модификации и др. Очень важно уметь осознавать вызовы для того, чтобы своевременно принять меры, предотвращающие переход опасности в форму угрозы.

Угрозы относятся к более распространенным формам опасностей, границы между которыми довольно условны. Четко разделить угрозы и вызовы между собой достаточно трудно. На практике более распространенной формой опасности является угроза. Опасности имеют свои характеристики, одной из которых является риск.

Определение 4

Риск – это степень опасности, возможность того, что весь ход событий, действия и результаты деятельности могут привести к отрицательным последствиям.

Риск, характеризующий степень опасности, является её мерой. Чтобы оценить риск, нужны количественные показатели, обеспечивающие сравнимость степени опасности тех или иных видов деятельности, оценку состояния безопасности жизнедеятельности на конкретной территории.

В принципе, любая деятельность человека является потенциально опасной. В действующих ныне системах абсолютная безопасность невозможна и, отвергая концепцию абсолютной безопасности, мир пришел к концепции приемлемого риска.

Суть его заключается в такой безопасности, которую в данный период приемлет общество.

Специалисты выделяют $3$ зоны индивидуального риска:

  1. Зона приемлемого риска – это допустимое значение индивидуального риска для населения независимо от формы деятельности;
  2. Переходная зона – индивидуальный риск летального исхода;
  3. Верхняя зона – неприемлемый риск, подразумевающий шанс смерти.

Классификация опасностей

Существующие классификации опасностей, а их несколько, носят исследовательский характер, поэтому имеют свои недостатки, а вся их совокупность структурируется по группам.

Группы классификации:

  1. По происхождению – опасности могут быть естественные, техногенные, антропогенные, экологические, военные, политические, комбинированные;
  2. По времени их проявления – постоянные, периодические, эпизодические, мгновенные;
  3. По своей локализации опасности могут быть связаны с атмосферой, гидросферой, литосферой, космосом;
  4. Различаются они и по последствиям – травмы, заболевания, аварии, пожары, летальные исходы;
  5. По проявлениям – это бытовые, дорожно-транспортные, производственные, военные, спортивные;
  6. По своей структуре могут быть простые опасности и сложные;
  7. Пассивные и активные по характеру воздействия;
  8. По видам потоков в жизненном пространстве выделяют энергетические, массовые, информационные опасности;
  9. По величине потоков – это допустимые опасности, предельно допустимые, опасные, чрезвычайно опасные;
  10. По времени возникновения опасности могут прогнозироваться или возникать спонтанно;
  11. По длительности воздействия – постоянные, переменные, кратковременные;
  12. Негативное воздействие по объектам – воздействие на человека, воздействие на природную среду, воздействие на материальные ресурсы, опасности комплексного воздействия;
  13. По количеству людей, подверженных опасному воздействию – индивидуальные опасности, коллективные, массовые;
  14. По площади зоны воздействия – локальные, региональные, межрегиональные, глобальные;
  15. Вид зоны воздействия – помещение, какая-либо территория;
  16. Способность людей идентифицировать опасность – ощущаемые, неощущаемые;
  17. Вид негативного воздействия опасности – вредные, травмоопасные;
  18. Вероятность воздействия – потенциальные, реальные, реализованные.

Все имеющиеся классификации опасностей характеризуются разной степенью разработанности.

Они, как правило, охватывают отдельные группы опасностей и строятся с учетом определенных признаков – среда развития, генезис, механизм развития опасных процессов, масштабы проявления опасностей, характер их воздействия и др. Единообразие в перечне опасностей отсутствует.

Авторы в основном предлагают системы соподчиненных понятий – классы, типы, группы, виды, которые выделяются на основе общих признаков объектов и их связей, а не классификации опасностей.

Классификация опасностей и их описание требуют довольно широкого подхода, потому что от выбора правильного решения и эффективных мер зависит обеспечение безопасности. Институт геоэкологии РАН, учитывая эти требования, разработал общую классификацию техногенно-природных и природных процессов и явлений.

Часть этой классификации, которая касается только природных процессов, приводится в монографии под общей редакцией В.А. Владимирова «Природные опасности и общество». Все опасные явления в ней группируются по классам, группам и типам.

Среда, в которой происходит формирование и развитие опасных процессов и явлений, является ведущим признаком выделения классов.

Замечание 2

Например, для природных процессов и явлений выделяется $3$ класса процессов – атмосферные, литосферные, гидросферные, которые можно в дальнейшем дополнить другими классами процессов – планетарными, космическими и др.

По характеру причин и условиям развития в этих классах выделяют $3$ группы процессов – естественные, антропогенные, комбинационные. Точно также гидросферные процессы подразделяют на $2$ подгруппы – морские и континентальные.

Континентальные процессы, в свою очередь, делятся на типы – процессы и явления шельфа, склонов морей и океанов, морских вод и течений, поверхностных вод.

Современная цивилизация научилась предсказывать некоторые катастрофы и даже успешно им противостоять. Чтобы действовать против природных процессов необходимо хорошо их знать – как они возникают, каков механизм их действия, условия распространения.

Загадкой остаются ещё многие явления и процессы, происходящие в среде обитания человека, а образовательная область безопасности жизнедеятельности способствует получению знаний о природе возникновения и развития опасных природных процессов, аварий, катастроф, в какой бы сфере они не происходили.

Культура безопасности жизнедеятельности

Замечание 3

Современная цивилизация находится в условиях глобального кризиса, а это значит, что вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, становятся всё более актуальными.

Недопущение общепланетарного кризиса невозможно ограничить только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Потребностью каждого человека и общества в целом должно стать обеспечение безопасности окружающей среды.

Задача достаточно сложная и может быть решена путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Замечание 4

Культура безопасности человека есть не что иное, как уровень его потребности в получении и применении знаний с целью обеспечения безопасности.

Культура безопасности предполагает:

  1. Наличие знаний, способов и средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  2. Сформированное мировоззрение;
  3. Навыки и умения безопасного поведения;
  4. Экологические и природоохранные представления человека, лежащие в основе снижения рисков жизнедеятельности.

культуры безопасности жизнедеятельности по параметру «компоненты деятельности» включает:

  1. Мотивацию;
  2. Знания, представления, образы;
  3. Умения, навыки, практический опыт;
  4. Творчество;
  5. Самоконтроль.

Мотивация в данном случае является стремлением не только предвидеть, но и предупредить вредные и опасные факторы, сократить их отрицательные последствия. Желание совершенствовать свой практический опыт, личностные качества, готовность к самоконтролю в опасных ситуациях.

В структуре культуры безопасности знания, представления, образы, являются системой достоверных научных знаний о вредных и опасных факторах жизнедеятельности.

Достоверные знания о причинах их возникновения, характере влияния на человека, об ошибках людей при столкновении с этими вредными факторами. Важными будут житейские знания и представления о безопасности из собственного и чужого практического опыта.

Художественные образы, чувства, представления успешного и неудачного поведения людей в опасных ситуациях.

В структуре культуры безопасности умения, навыки, практический опыт включает:

  1. Готовность к безопасной жизнедеятельности;
  2. Умение и желание получать новые знания об опасности и безопасности;
  3. Умение оказывать помощь другим в опасных ситуациях;
  4. Учиться на опыте других;
  5. Желание делиться своим опытом безопасного поведения;
  6. Умение использовать средства с учетом характера опасности;
  7. Умение правильно действовать в опасных и экстремальных ситуациях.

Для разработки новых подходов, стратегий и средств безопасного поведения важно творчество, а самоконтроль, как важная составляющая в системе безопасности, предполагает адекватный пошаговый, прогностический самоконтроль при профилактике и преодолению опасных и вредных факторов.

Источник: https://spravochnick.ru/bezopasnost_zhiznedeyatelnosti/sovokupnost_i_klassifikaciya_opasnostey/

Классы отходов: определение опасности, порядок обработки

Опасные и чрезвычайно опасные воздействия. Качественная классификация опасностей

Разделение отходов по классам позволяет упорядочить работу с разными видами мусора. Классификатор основан на принципах, позволяющих разделить опасные материалы по степени вреда для окружающей среды.

Это связано с разными способами хранения и утилизации опасных и неопасных остатков.

Деятельность по работе с мусором, относящемуся к первым четырем классам, представляющим наибольший риск негативного воздействия на окружающую среду и лицензируется государством.

Виды мусора

Для безопасной обработки мусор подразделяется на группы, объединенные общим признаком:

  • агрегатным состоянием;
  • происхождением;
  • составом.

Каждый признак определяет допустимые способы, по которым осуществляется сбор, хранение, вывоз и утилизация остатков. В России классификация закреплена в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО).

По агрегатному состоянию

Физические свойства мусора влияют на использующиеся при обработке инструменты: тару, транспорт, оборудование. Виды отходов учитываются на каждом этапе оборота: сборе, хранении, транспортировке, утилизации. Классификация типов мусора по агрегатному состоянию включает следующие группы:

  • жидкие;
  • газообразные;
  • твердые (в т.ч. ТКО);
  • другие (гели, сыпучие материалы, пасты).

По происхождению

Источники поступления отходов подразделяются на две большие группы: потребительские, промышленные. ТБО состоят из пищевых остатков, использованных изделий, упаковок.

Мусор, образующийся в результате производственной деятельности, включает:

  • неиспользованные материалы (остатки);
  • побочное сырье, образовавшееся при обработке изделий.

В ФККО представлен список остатков по происхождению:

  • органика;
  • минералы;
  • химикаты;
  • коммунальный мусор.

По составу

Классификация отходов по составу необходима для разделения поступающего сырья, часть которого передается на вторичную переработку. Повторное использование позволяет сократить площадь полигонов, рационально использовать ресурсы планеты. Всего выделяют два направления:

  • возможна переработка;
  • потери (необходимо уничтожение).

Мусор, входящий в первую категорию, сортируется на одном из этапов обработки. В виде сырья остатки поступают на промышленные предприятия для повторного включения в производственный цикл.

Отходы, которые невозможно переработать, обеззараживаются, а затем уничтожаются путем сжигания или захоронения.

Классы опасности

В России используется классификация, включающая пять уровней: от I до V, где I – наиболее опасный.

Используемая система разделения мусора по уровню опасности необходима для выработки безопасных методов работы с каждым из них. За счет этого оборот мусора регламентирован на каждом этапе: от сбора до утилизации.

V уровень не представляет опасности для людей и окружающей среды, поэтому в отличие от остальных, деятельность по обработке не лицензируется.

Чрезвычайная опасность

Высший уровень опасности для человечества представляют отходы I класса. Они негативно влияют на здоровье и окружающую среду, нанося непоправимый ущерб. Чрезвычайно опасные остатки нарушают экосистему и природное равновесие, не позволяя природе самостоятельно восстановиться.

При утилизации опасных отходов I класса сырье помещается в специальные чехлы или контейнеры, изолирующие содержимое от окружающей среды. Дополнительная мера защиты – укрепление внешнего слоя захоронения.

Высокая опасность

Меньшую опасность несут отходы II класса, но ущерб для окружающей среды все равно существенный: несколько десятков лет требуется на восстановление.

К данному уровню относятся аккумуляторы, кислота, свинцовые соединения, остатки нефтепродуктов. При несоблюдении требований по обработке сырье попадает в почву, воду, отравляя окружающую среду. При работе должны использоваться изолированные емкости с поддонами, укрытые навесами.

Умеренная опасность

Десять лет на восстановление – такой срок понадобится окружающей среде при некорректной обработке умеренно опасных отходов III класса. Для этого необходимо полностью устранить утечку сырья из природы.

Малая опасность

Для восстановления экологической системы от попадания отходов IV класса потребуется не менее 3 лет. Ущерб для природы незначителен, но требует исключения источников загрязнения.

К мусору IV класса относятся: строительные материалы, битумные и асфальтные смеси, птичий помет, покрышки, пыль, стружка и опилки. Указанный мусор концентрируется на полигонах, которые после заполнения подвергаются регенерации.

Практически неопасные

Безопасный для природы и человека класс опасности – пятый. Окружающей среде не наносится ущерб, не требуется время на восстановление экологического баланса. К такому мусору относятся: пищевые остатки, макулатура из бумаги или картона, щебень, зола, керамика. Эти отходы отличает натуральное происхождение, а при нахождении в открытой среде они не представляют опасности для природы.

Критерии отнесения отходов к одному из классов

Министерство природы в 2014 году утвердило приказ, в котором отображены правила отнесения каждого вида мусора к определенному классу.

В качестве основы для классификации применяются показатели, связанные с токсичным воздействием на живые организмы.

Для определения степени воздействия используется водная вытяжка (раствор), которая направляется на исследуемый объект. Как правило, классификация относится к происхождению отходов:

ПроисхождениеПромышленноеСтроительноеБытовое
КлассыI-IIIIII-IVIV-V

Порядок определения класса опасности

Каждый вид мусора должен быть отнесен к определенному уровню опасности. Предприятие, осуществляющее оборот, должно получить паспорт, если отходы относятся к I-IV классу. Процедура классификации основана на положениях СанПин 2.1.7.1386-03, где указаны два метода определения класса:

  • по расчетам;
  • экспериментально.

Метод расчетов

В данном способе используются формулы для определения индекса K, отражающего принадлежность к определенному классу опасности отходов. Используются 2 основные формулы:

  • K = C / W. Рассчитывается количество каждой составляющей C (мг/кг) относительно табличного показателя W, показывающего безопасность для окружающей среды.
  • K = K1 + K2 + K3+…+ Kn. Каждый компонент суммируется, а затем по таблице определяется общая опасность отходов.

Формулы применяются при известных характеристиках поступившего сырья.

Экспериментальный метод

Часто мусор поступает на обработку в неоднородном и неизвестном состоянии, что исключает возможность применения формул для отнесения к классу опасности. В такой ситуации используются экспериментальные методы. Мусор отправляется в сертифицированные лаборатории, в которых проводится биологическое тестирование поступивших образцов.

При тестировании анализируется процесс разложения биологических организмов под действием остатков.

Паспорт отхода

После получения информации об уровне опасности необходимо получить документ, подтверждающий присвоенную категорию, – паспорт отхода. Такой документ необходим только для опасных видов мусора: от I до IV класса.

Наличие подтверждающего документа позволяет предприятию осуществлять действия с мусором:

  • собирать и хранить;
  • транспортировать;
  • обрабатывать.

Оформлением и выдачей занимается Росприроднадзор.

Для частных лиц получение паспорта не требуется, необходимо обращаться в аккредитованные организации для выполнения действий с мусором I-IV класса опасности.

Правила сбора

У каждого вида мусора собственные особенности, связанные со сбором сырья, зависящие от опасности. Для I и II класса необходимо применять изоляционную тару, которая не допускает утечки материалов в окружающую среду. Любой контакт такого сырья с человеком или природой нанесет урон здоровью или экосистеме.

Отходы III и IV класса не токсичны при малых количествах и отсутствии внешнего воздействия: нагрева, охлаждения, намокания.

Порядок хранения и транспортировки

Высокая токсичность первых двух классов отходов вынуждает использовать специальные контейнеры для хранения и транспортировки, состоящие из защитного слоя, содержащими маркировку о содержимом и правилах обращения. Начиная с третьего уровня используется мусорный транспорт без специальных мер защиты, достаточно исключить опрокидывание и попадание во внешнюю среду за счет закрытого пространства.

Методы переработки и утилизации

Безопасное и рациональное использование ресурсов планеты во многом достигается за счет повторного использования отработавшего сырья.

Наполнение полигонов и уничтожение мусора наносят вред окружающей среде, заполняя свободное пространство и образуя токсичные выбросы.

Применение переработки или утилизации зависит от характеристик сырья: состава, состояния, происхождения.

Выделяются три метода обработки:

  • Механический. Отходы подвергаются физическому воздействию механических средств обработки: дробятся, прессуются, собираются в брикеты.
  • Биологический. Сырье используется в качестве удобрения, основы для строительных масс или кормовых культур.
  • Комплексный. Первый этап – сортировка, после этого для каждого сырья определяется собственный метод обработки.

Возможно применение менее традиционных способов, включающих элементы одного из основных. При отсутствии возможности переработки сырье уничтожается одним из способов:

  • термически;
  • пиролизом;
  • химическим разложением;
  • плазменной резкой;
  • захоронением в могильнике.

Cleanbin.ru Все права защищены

Источник: https://cleanbin.ru/waste/waste-classes

Классификация опасных грузов

Опасные и чрезвычайно опасные воздействия. Качественная классификация опасностей

Вещества (включая смеси и растворы) и изделия относятся к одному из девяти классов в зависимости от вида опасности или преобладающего из видов опасности, которыми они характеризуются. Некоторые из этих классов подразделяются на категории. Имеются следующие классы и категории:

Класс 1 — Взрывчатые вещества

Категория 1.1 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва массой.

Категория 1.2 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой.

Категория 1.3 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью загорания, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания. Либо тем или другим, но не характеризуются опасностью взрыва массой.

Категория 1.4 Вещества и изделия, которые не представляют значительной опасности.

Категория 1.5 Вещества очень низкой чувствительности, которые характеризуются опасностью взрыва массой.

Категория 1.6 Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва массой.

К транспортировке на A319/320/321 принимается только Категория 1.4 S (RXS).

Пример. Патроны для ружей и пистолетов, некоторые фейерверки, безопасные взрыватели.

Взрывчатое вещество – этикетка

Класс 2 — Газы

Веществам класса 2 присваивается одна из трех категорий с учетом основной опасности газа во время перевозки.

Категория 2.1 — Легковоспламеняющиеся газы — RFG.
Пример. Зажигалки.

Категория 2.2 — Невоспламеняющиеся нетоксичные газы — RNG, RCL.
Пример. Углекислый газ, кислород, огнетушители, аэрозоли.

Важно. Перевозка токсических газов на рейсах U6 запрещена!

RFG Легковоспламеняющийся газ

Невоспламеняющийся нетоксичный газ

RPG Токсичный газ

Класс 3 — Легковоспламеняющиеся жидкости

Класс 3 RFL включает в себя следующие вещества:

  1. легковоспламеняющиеся жидкости;
  2. жидкие десенсибилизированные взрывчатые вещества.

Пример. Краски, клеи, лаки, растворители, спирты, бензин.

RFL Знак – легковоспламеняющиеся жидкости

Класс 4 — Легковоспламеняющиеся твердые вещества, вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию, вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой

Категория 4.1 — Легковоспламеняющиеся твердые вещества — RFS.
Пример. Сера.

Категория 4.2 — Вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию — RSC.
Пример. Белый и желтый фосфор.

Категория 4.3 — Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой — RFW.
Пример. Литий.

RFS Легковоспламеняющееся твердое вещество

RSC Самовозгорающееся вещество

Вещество, выделяющее легковоспламеняющийся газ при взаимодействии с водой

Класс 5 — Окисляющие вещества и органические перекиси

Категория 5.1 — Окисляющие вещества — ROX.

Категория 5.2 — Органические перекиси — ROP.

ROX знак – Окисляющие вещества

ROP знак – Органические перекиси

Класс 6 — Токсические и инфекционные вещества

Категория 6.1 Токсические вещества — RPB.
Пример. Мышьяк, никотин, цианиды, пестициды.

Категория 6.2 Инфекционные вещества — RIS.
Пример. Бактерии, вирусы, диагностические образцы.

RPB  знак – Токсическое вещество

RIS знак – Инфекционное вещество

Класс 7 — Радиоактивный материал

Категория I — Белая — RRW.

Категория II — Желтая — RRY.

Категория III — Желтая — RRY.

Пример. Кобальт, йод, цезий.

Делящийся материал.

Пример. Плутоний 239, уран 233.

При перевозке делящегося материала в дополнении к основной этикетке со знаком опасности необходимо использовать этикетку Делящийся материал.

Важно. Перевозка радиоактивных материалов на рейсах U6 временно не производится!

RRW – Категория I

RRY – Категория II

RRY – Категория III

Делящийся материал

Радиоактивный материал (на контейнер)

Класс 8 — Коррозионные вещества

Вещества класса 8 — это вещества, которые химическим воздействием вызывают серьезное поражение живой ткани при контакте с нею или, в случае утечки, физический ущерб другим грузам или транспортным средствам либо даже вызвать их разрушение — RCM.

Пример. Кислотные батареи, ртуть, серная кислота.

RCM Знак – Коррозионное вещество

Класс 9 — Прочие опасные вещества и изделия

  1. Прочие опасные грузы — RMD.
  2. Двуокись углерода твердая (Сухой Лед) — ICE.

  3. Намагниченный материал — любой материал, напряженность магнитного поля которого при упаковывании для воздушной перевозки составляет 0,159 А/м или более на расстоянии 2,1 м от любой точки на поверхности готового грузового места — MAG.
  4. Вспенивающаяся полимерная смола — RSB.

Примечание. Знак Прочие опасные грузы должен быть использован для прочих опасных грузов Сухого льда и Полимерной смолы. Для намагниченного материала и Сухого льда см Знаки в пункте 1.3.2.3.

RMD Знак – Прочие опасные грузы

Источник: https://cargo.uralairlines.ru/spetsialnye-gruzy/opasnye-gruzy/klassifikatsiya-opasnykh-gruzov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.