+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Объектами правовой охраны в экологическом праве являются. Экологическое право

Содержание

Экологическое право . Конспект по обществознанию, кратко. – УчительPRO

Объектами правовой охраны в экологическом праве являются. Экологическое право

Раздел ЕГЭ: 5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

Человек зависим от природы и окружающей среды, поэтому среди основных прав человека в Конституции прописаны и экологические права. В соответствии с ними государство, юридические лица и сами граждане обязуются действовать и применять всевозможные меры для сохранения окружающей среды.

Экологическое право — совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность человека по отношению к окружающей среде.

Источники экологических прав. Экологическое право в РФ регулируются следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ;
  • кодексы: земельный, водный, лесной, градостроительный;
  • федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире»;
  • экологические нормативы.

Также экологические права регулируются международными и региональными соглашениями, которых сегодня насчитывается более 300.

Международные организации охраны природы

Поскольку экологический вопрос касается всех жителей Земли, существуют международные организации для охраны природы. К ним относятся:

  • Всемирный фонд дикой природы;
  • Гринпис;
  • Международное агентство по атомной энергии;
  • Служба охраны природы;
  • Международный союз охраны природы и природных ресурсов;
  • Всемирная метеорологическая станция.

Объекты охраны природы

Под защитой от загрязнения, разрушения, истощения, порчи, уничтожения и других способов негативного воздействия вследствие деятельности людей находятся:

  • земля, недра и почвы;
  • вода: поверхностная и подземная;
  • флора;
  • фауна;
  • воздух, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство.

Объекты особой охраны:

  • объекты, внесенные в списки всемирного культурного наследия;
  • государственные природные заповедники и заказники;
  • парки (национальные, природные, дендрологические);
  • памятники природы;
  • ботанические сады;
  • курорты;
  • лечебно-оздоровительная местность.

Экологические права и обязанности

В Конституции Российской Федерации прописаны следующие экологические права граждан:

  • на благоприятную окружающую среду;
  • на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  • на правовое возмещение ущерба здоровью или имуществу человека, возникшее при экологическом правонарушении.

Окружающая среда является благоприятной, если её состояние соответствует нормативам, касающимся её чистоты, экологической устойчивости, ресурсоёмкости, неистощимости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Для того чтобы экологические права соблюдались, государством принимаются следующие меры:

  • планирование и нормирование качества окружающей среды;
  • предотвращение экологической вредной деятельности;
  • предупреждение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
  • оздоровление окружающей среды;
  • образование государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи;
  • контроль за состоянием окружающей среды;
  • социальное и государственное страхование граждан;
  • соблюдение природного законодательства.

Одним из средств охраны прав граждан является возложение на них обязанностей. Пункт 3 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возлагает на граждан следующие обязанности:

  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к природе и природным богатствам;
  • соблюдать иные требования законодательства.

Юридические и физические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (транспортные организации, промышленные предприятия), обязаны возмещать вред, причинённый источником повышенной опасности, в полном объёме, включая неполученные доходы и расходы, связанные с повреждением здоровья.

Экологические правонарушения

Случаи нарушения экологических прав являются экологическими правонарушениями и подлежат наказанию.

Экологические правонарушения — действие или бездействие людей, хозяйствующих субъектов и властей, которое нарушает действующее экологическое законодательство и причиняет вред окружающей среде и здоровью человека.

За экологическое правонарушение предусмотрена ответственность в течение 20 лет после совершения проступка. В зависимости от его тяжести нарушитель может быть привлечён к административной или уголовной ответственности.

Правонарушения, ведущие к уголовной ответственности:

  • производство работ с нарушением правил охраны окружающей среды;
  • незаконная охота;
  • загрязнение вредными веществами воздуха, воды или земли;
  • незаконная добыча животных и растений;
  • экоцид — массовое уничтожение животного и растительного мира, отравление атмосферы, воды, почвы, способное привести к экологической катастрофе.

Природоохранные нормы — юридические правила об охране окружающей среды

Вы смотрели конспект «Экологическое право»

Источник: https://uchitel.pro/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/

Читать онлайн Экологическое право. Ответы на экзаменационные вопросы страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Объектами правовой охраны в экологическом праве являются. Экологическое право

В учебно-методическом пособии представлены модельные ответы на экзаменационные вопросы по экологическому праву России.

В предлагаемом издании ответы на экзаменационные вопросы даны в соответствии с программой курса, а также в соответствии с действующим законодательством.

Данное пособие поможет подготовиться и успешно сдать экзамен по экологическому праву.

1. Понятие экологического права. Предмет и метод правового регулирования

Слово “экология” впервые было введено в научную терминологию немецким ученым Геккелем в 1866 г. Свою популярность оно получило в середине XX в., когда обострились отношения между человеком и средой, обществом и природой.

Экология определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их средой обитания. Выделяют общую экологию и ее составную часть – социальную экологию, в состав которой, в свою очередь, входит правовая экология.

Правовая экология – совокупность норм, регулирующих экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является одним из проявлений правовой экологии.

Прежде всего необходимо отметить, что экологическое право – развивающаяся отрасль отечественного законодательства. Основным его назначением является согласно ст.

42 Конституции РФ обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Таким образом, экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения (экологические отношения) в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих людей.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и природы. Они подразделяются на две группы.

1. Отраслевые экологические отношения – это земельноохранительные отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранные отношения, по охране животного мира, атмосферного воздуха.

2. Комплексные экологические отношения. Эта группа относится к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон.

Под методом экологического права понимается способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права выделяют следующие методы правового регулирования:

– административно-правовой – исходит из неравного положения сторон – из отношений власти и подчинения;

– гражданско-правовой способ основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

В нынешних условиях все большее значение приобретает экономический метод воздействия-влияния на охрану окружающей среды через материальный интерес в ее охране и рациональном использовании со стороны хозяйствующего субъекта. этого метода умещается в рамках гражданско-правового способа воздействия.

Следовательно, на современном этапе правовое регулирование со стороны экологического права представляет собой ограниченную совокупность способов, сочетающих в себе экономические методы регулирования качества окружающей природной среды с административно-правовыми средствами воздействия на природопользователя.

2. Система экологического права

До того как произошло отграничение экологического права от природоресурсовых отраслей права, система экологического права носила комплексно-отраслевой характер.

В связи с модернизацией отношений между экологическими и природоресурсовыми отраслями права, выходом из системы экологического права земельного права возникла необходимость пересмотра системы экологического права и построения ее применительно к нуждам и потребностям среды в условиях рыночной экономики.

Система экологического права – это совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями.

Экологическое право рассматривается в трех смыслах: как отрасль права, как учебная дисциплина, как наука. Как учебная дисциплина и наука экологическое право включает общую, особенную и специальную части.

Первая часть (общая часть) рассматривает такие понятия, как: предмет, метод, источники, объекты экологического права, право собственности на природные ресурсы, государственное управление в области охраны окружающей среды и другие не менее важные вопросы.

В содержание второй части (особенной части) входят вопросы правового режима, использования и охраны природных ресурсов и комплексов.

Третья часть (специальная часть) уделяет внимание экологическому праву в зарубежных странах и международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

Как отрасль права экологическое право характеризуется комплексностью и состоит из природоохранного и природоресурсного права. Природоохранное право, в свою очередь, включает в себя следующие институты:

– общие положения;

– цели и задачи природоохранного права;

– объекты окружающей природной среды;

– принципы охраны;

– управление в области охраны окружающей среды;

– право граждан на благоприятную окружающую среду;

– другие институты.

3. Объекты охраны окружающей среды

Все охраняемые законом объекты земной природы подразделяются на три категории:

– интегрированные объекты;

– дифференцированные объекты;

– особо охраняемые объекты.

К первой категории объектов относится окружающая природная среда. Данное понятие складывается из понятий “природная среда” и “окружающая человека среда”.

Под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Природная среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объектов, созданных человеком, обладающих свойствами природного объекта и имеющих рекреационное и защитное значение).

К дифференцированным объектам относятся такие компоненты природной среды, как земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Земля – охраняемый законом природный объект, представляющий собой в широком смысле всю планету, территорию со всеми ее естественными компонентами. В узком смысле слова, земля – поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические функции (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические (средство производства в сельском и лесном хозяйстве) и культурно-оздоровительные функции.

Под недрами согласно Закону РФ “О недрах” понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Воды – охраняемый природный объект, представляющий часть природной среды (гидросферу нашей планеты) и состоящий из естественных и искусственных водоемов, подземных вод, ледников, Мирового океана.

Под животным миром следует понимать охраняемый законом природный объект, включающий насекомых, пресмыкающихся, зверей, птиц, рыб и других водных животных, находящихся в состоянии естественной свободы и выполняющих экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции.

Атмосферным воздухом является компонент биосферы, элемент окружающей среды, природная смесь газов приземного слоя атмосферы, сложившаяся в ходе эволюции Земли.

Континентальный шельф – это природный ресурс, морское, океаническое мелководье, которое имеет аналогичное соседней суше геологическое строение. Это наиболее продуктивная часть акватории, богатая минеральными и живыми ресурсами.

Морскую среду составляют море, минеральные и живые ресурсы, которые неразрывно связаны со средой обитания.

Леса – возобновляемый природный ресурс, совокупность лесной растительности, земли, животного мира, имеющее важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Растительный мир – природный ресурс и важный компонент биосферы, который тесно связан с животным миром, климатом, почвой.

Все остальные объекты относятся к особо охраняемым.

Это такие объекты, которые включены в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Источник: https://dom-knig.com/read_241048-1

Шпаргалка по экологическому праву | Страница 5 | Онлайн-библиотека

Объектами правовой охраны в экологическом праве являются. Экологическое право

Второй этап характеризуется интенсивным развитием экологического законодательства. В 1995 г.

были приняты федеральные законы о лечебных местностях и курортах, животном мире, континентальном шельфе, использовании атомной энергии, экологической экспертизе, регулировании генно-инженерной деятельности, а также Водный кодекс РФ; на различных стадиях разработки находились законы об отходах, о радиационной безопасности и многие другие.

11. Объекты экологического права

Объекты экологического права – окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права.

Наиболее часто выделяют три группы объектов правовой охраны:

1) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

2) земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

3) особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания.

В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» проведено разделение объектов охраны:

– на компоненты окружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е. естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы;

– объекты особой охраны, к которым отнесены государственные природные заповедники, в том числе биосферные государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ;

– объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Окружающая среда является операционным базисом многообразной человеческой деятельности, совокупностью естественных элементов, созданных природой, в большей или меньшей мере преображенных человеком и составляющих в данном месте и в данное время условия жизни людей; весь материальный мир, находящийся вне человеческого общества, окружающий общество. Окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства, культурно-бытового назначения и др.

Природный объект – индивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды.

Признаки природных объектов:

– естественное происхождение;

– взаимосвязь с экологической системой природы;

– внешние функции жизнеобеспечения.

К природным объектам относятся земля, недра, поверхностные и подземные воды, леса, животный мир, растительный мир (вне лесов), атмосферный воздух, морская среда, континентальный шельф.

Учитывая тенденции развития экологического права (и международного, и регионального, и национального) возникает необходимость изменения круга объектов правового регулирования. В ряде случаев выделяют следующие новые объекты: биологические ресурсы, генетические ресурсы, экологический правопорядок, экологическая безопасность, биобезопасность генно-инженерно-модифицированных организмов.

12. Субъекты экологического права

Субъекты экологического права – это лица, управомоченные законом на совершение определенного поведения, носящего природоохранительный характер. Они могут реализовывать это поведение самостоятельно, не вступая в правовые связи с другими субъектами экологического права.

Субъектами экологического права являются:

1) граждане, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее;

2) физические лица, принимающие и реализующие определенные экологически значимые решения, совершающие акты экологического поведения;

3) юридические лица как коллективный субъект, принимающий и реализующий экологически значимые решения и действия, несущий ответственность (гражданско-правовую, административную) за экологические правонарушения.

Правоспособность юридического лица в сфере экологических отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации.

По общему правилу юридические лица становятся участниками данных правоотношений с момента предоставления им в собственность или пользование природных ресурсов, т. е.

возникновения у них прав на природные ресурсы, или с момента начала осуществления хозяйственной деятельности;

4) лица, которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорные;

5) правоприменители (следователи, прокуроры, судьи и должностные лица, наделенные правом применения административных санкций), т. е.

лица, которые в силу своего положения, руководствуясь требованиями закона, обязаны принимать (или не принимать) решения о возбуждении уголовного дела, о привлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения в совершении экологических преступлений, направлять уголовные дела в суд, выносить по этим делам приговоры, разрешать экологические споры и т. п.;

6) лица (индивидуально или коллективно), осуществляющие право– и нормотворчество.

Каждая из этих групп должна иметь определенное представление об экологическом законодательстве.

Граждане, кроме соблюдения ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» – и выполнения отдельных требований, не должны совершать каких-либо дополнительных действий.

Физические лица, совершающие экологически значимые поступки, должны более предметно, чем граждане, знать соотносимые с их действиями требования закона, исполняя и соблюдая его как реально существующие технологические предписания общего характера.

Юридические лица в ходе предпринимательской, в том числе природоохранной, деятельности должны руководствоваться требованиями экологического законодательства.

Лица, реализующие контрольно-надзорные функции, должны иметь достаточно полные знания об экологическом законодательстве, так как они выполняют самые различные обязанности в сфере окружающей среды и природопользования.

Лица, применяющие нормы об ответственности за нарушения экологического законодательства, должны знать это законодательство в достаточной степени, позволяющей принимать самостоятельные юридически значимые решения.

13. Государственные органы в сфере обеспечения экологической безопасности

Российское законодательство о безопасности в целом и экологической безопасности в частности достаточно подробно регламентирует полномочия органов, образующих систему безопасности в связи с проблемами реализации экологического законодательства.

Особое значение имеет оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасности и, в частности, входящих в нее органов Пограничной службы РФ, таможенных органов РФ. Проведение ими оперативно-розыскных мероприятий допускается при наличии, в частности, информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу экологической безопасности, как и иным видам безопасности, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан, а также права на неприкосновенность жилища, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

5

Источник: http://litrus.net/book/read/169236?p=5

Объекты и субъекты экологических правоотношений. Эколого-правовые нормы и основания экологических правоотношений

Объектами правовой охраны в экологическом праве являются. Экологическое право

Объекты правоотношений, возникающих в сфере экологии, рассматриваются Законом об охране окружающей среды (статья 4). В качестве объектов законодательство трактует объекты, подлежащие охране в окружающей среде, которые также могут являться объектами экологических отношений в сфере права, включая:

  • землю и ее недра, почву;
  • воды, включая поверхностные и подземные;
  • лес и прочая растительность;
  • животных и других организмов, в том числе их генетический фонд;
  • атмосферу, ее озоновый слой и околоземное пространство космоса.

Замечание 1

В число объектов, которые необходимо охранять в первую очередь, важно отнести определенные виды естественных систем экологии; ландшафт природы и природные комплексы, которые не подверглись антропогенному воздействию.

Особая охрана необходима для:

  • объектов, которые входят в состав Списка всемирного культурного и природного наследия;
  • природных заповедников государства, включая биосферные, природные заказники страны, природные памятники, национальные дендрологические природные парки, ботанические сады, лечебные местности и курорты и др;
  • исконной среды обитания, мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа государства;
  • объектов, которые обладают особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и прочим ценным значением;
  • континентального шельфа и исключительным экономическим зонам РФ;
  • редких или находящихся под угрозой вымирания почв, лесов и прочей растительности, животных и прочих организмов, включая места их обитания.

Что касается субъектов, то в экологические правоотношения по закону способны вступать различные субъекты. Классификация разделяет их на публичных и частный. Первые из них в свой состав включают:

  • Российскую Федерацию и ее субъектов;
  • муниципальные образования;
  • высшие органы власти государства, включая Президента, Государственную Думу, Правительство страны, Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
  • специально уполномоченные органы государства, работающие в сфере охраны окружающей среды и пользования природой;
  • представительские и исполнительные органы государственной власти соответствующих субъектов, включая сформированные ими специальные органы, с помощью которых происходит управление природопользованием и охраной окружающей среды;
  • органы местного самоуправления, включая формируемые ими специальные органы, которые управляют в сфере охраны природы и др.

Частные субъекты представлены следующими:

  • гражданами РФ, иностранными лицами и лицами без гражданства, которые по закону находятся на территории нашей страны, включая тех, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • общественными экологическими объединениями и прочими некоммерческими организациями, включая отечественными отделениями международных неправительственных учреждений, связанных с экологией;
  • отечественными и иностранными юридическими лицами, юридическими лицами со смешанным капиталом.

Правовые отношения частных субъектов обладают гражданско-правовым характером, а отношения публичных и частных субъектов предполагают императивность.

Основные экологические правовые нормы

Экологические нормы права включают предписания и правила, которые включены в законы и подзаконные правовые акты, имеющие отношение к регулированию общественных отношений. Эти отношения касаются охраны окружающей среды, природопользования, поддержания безопасности в сфере экологии.

Замечание 2

Подобные нормы классифицируются на нормы в виде дефиниций, деклараций, принципов и регуляторов.

В условиях современности складывается положительная тенденция, в соответствии с которой происходит нормативное закрепление соответствующих ключевых понятий.

Закон об охране окружающей среды рассматривает благоприятную окружающую среду в качестве среда, качественная составляющая которой способна обеспечивать устойчивое развитие и функционирование естественных экологических систем, а также антропогенных и природных объектов.

Аналогично законодатель подходит к этому вопросу в ст. 1 Закона о животном мире, в ст. 1 ФЗ № 113«О гидрометеорологической службе» и в прочих нормативных актах, посвященных этой тематике.

Замечание 3

Все это оказывает влияние на единообразие в понимании одних и тех же явлений, процессов, событий разными субъектами, что дает возможность точно формировать практику применения права.

Норма в виде декларации имеет характер лозунга. Подобные нормы в большинстве не подкрепляются твердыми гарантиями от публичной власти или способны повлечь за собой ответственность в случае их невыполнения.

Статья 42 Конституции содержит положение, что каждое лицо вправе жить в благоприятной окружающей среде, но на практике реальное обеспечение этого права со стороны государства пока невозможно по причинам объективного и субъективного характера. Как декларация звучит и 58 статья Конституции, которая закрепляет обязанность для всех сохранять природу и окружающую среду.

Из смысла этой нормы не совсем понятно, как осуществляется подобная охрана окружающей среды, как и нет в ней прямого указания на ответственность, если обязанность не будет выполнена.

Нормы в виде принципов представляют собой закрепленные в законодательстве ключевые положения. Они предназначены для участников (субъектов) соответствующих правоотношений.

Пример 1

Так, в 3 статье Закона об охране атмосферного воздуха сформулированы принципы, в соответствии с которыми не допускаются необратимые последствия загрязнения атмосферы для окружающей среды, при этом обязательным признается государственное регулирование выброса вредных (загрязняющих) веществ и вредного физического воздействия.

Нормы-регуляторы способны непосредственно определять рамки поведения соответствующих субъектов экологических правоотношений. Если содержащиеся в них предписания не исполняются или исполняются ненадлежащим образом, то это приведет к определенным негативным последствиям как для частных, так и для публичных субъектов.

Например, необоснованная волокита со стороны специально уполномоченных государственных органов в сфере охраны и использования водных объектов по поводу принятия решений о предоставлении в пользование водных объектов оспаривается в суде.

В результате выносится судебное решение, которое обязывает соответствующий орган к принятию решения.

Экологические правовые нормы включены в источники экологического права.

Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений

Для возникновения, изменений или прекращения правоотношений в области экологии, необходимы соответствующие основания, которые представляют собой юридические факты в виде явлений, событий, действий (бездействие) субъектов, решений органов публичной власти и решений суда, которые влекут за собой правовые последствия.

Пример 2

Вступление гражданина в право наследования участком земли может быть основано на допускаемом гражданским законодательством событии, например, смерти наследодателя. Гражданин-наследник в этом момент становится участником экологических правоотношений, так как наделяется соответствующими его статусу правами, возлагая на себя соответствующие обязанности.

Если же произойдет стихийное бедствие, то это приведет к тому, что у собственника временно будет изъят земельный участок на основе решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти.

Собственник останется собственником, но не сможет использовать уже свой участок по назначению.

Здесь налицо изменение правоотношений или их прекращение (когда невозможно вернуть собственнику временно изъятый участок после того, как он получил соответствующую компенсацию.

Что касается возникновения экологических правоотношений по причине бездействия, то это может произойти в случае, когда лесопользователь не принял необходимых мер для того, чтобы обеспечить пожарную безопасность на переданном ему в пользование участке лесного фонда. В этой ситуации органом лесной охраны даже в случае отсутствия реального вреда от этой противоправной пассивности могут быть приняты меры принудительного характера в отношении к пользователю леса.

Пример 3

Прекращение правоотношений возникает через официально заявленный отказ природопользователя от реализации своих прав.

Решение уполномоченного органа государство может изменять характер экологических правоотношений, например, при приостановке действия выданных лицензий по причине несоблюдения пользователями установленных требований.

При этом, природопользователь остается таковым официально, но не является фактически, так как без устранения в установленный срок требований внесенного ему предписания, он не вправе в полной мере реализовать свое право.

Судебные решения порождают, изменяют, прекращают экологические правоотношения. К примеру, положительное судебное решение по иску гражданина, который пострадал от вредного воздействие на его здоровье со стороны хозяйствующего субъекта.

Это порождает обязанность субъекта выплатить потерпевшему доказанную в суде компенсацию. Причинно-следственная связь работы организации и наступившего ухудшения здоровья гражданина часто очевидна, но возможность получить ее он получает только после вынесения соответствующего решения судом.

Это обусловлено тем, что добровольность подобного возмещения экологическое законодательство не презюмирует.

Опиши задание Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ekologicheskoe-pravo/obekty-i-subekty-ekologicheskih-pravootnoshenij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.