+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Колокольные звоны. Виды колокольных звонов

Благовест. Из истории колоколов

Колокольные звоны. Виды колокольных звонов

Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы.

Только эта молитва — благовест — начинается ещё задолго до богослужения, и её слышно за многие километры от храма. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы. И уж никакой крестный ход не обходится без колокольного звона.

 

Из истории колоколов

Колокол имеет очень интересную историю. Колокольчики, которые больше походили на бубенцы, были известны еще до Рождества Христова. Их носили на национальных костюмах во многих странах. Например, в древнем Израиле первосвященни­ки украшали свои одежды маленькими колокольчиками, которые являлись отличительными знаками определенных чинов.

Как му­зыкальный инструмент определенной канонической формы колокол появился к III веку. История его возникновения связана с именем святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского, память которого мы празднуем 5 февраля (23 января по ст. ст.).

Жил он в итальянской провинции Кампана. Однажды возвращаясь домой после обхо­да своей паствы, он сильно притомился, прилег в поле и увидел во сне, как Ангел Божий играл на полевых колокольчиках.

Это видение его настолько поразило, что он, по прибытии в свой го­род, попросил ремесленника изготовить ему из железа колокольчики наподобие тех, что видел во сне. Когда они были сделаны, оказалось, что у них было очень хорошее звучание.

С тех пор на­чали изготавливать колокольчики самой разной формы и разме­ров, которые впоследствии увеличивались и привели к появле­нию церковных колоколов.

Изначально колокола отливали из самых разных металлов, но с течением времени сложился наиболее подходящий состав, который используется и сейчас: колокольная бронза (80% ме­ди и 20% олова). При таком составе звук у колокола получает­ся звонкий и певучий. Размеры колокола постепенно возраста­ли.

Это было связано, в первую очередь, с мастерством колокололитейщиков. Процесс литья усложнялся и совершен­ствовался. Интересно отметить, что когда колокола перелива­ли, обязательно увеличивался их вес.

Это связано с тем, что медь при переплавке теряет свои свойства, а олово выгорает, поэтому при каждой переплавке приходилось добавлять чис­той меди и олова, что увеличивало вес колокола как минимум на 20%.

А переливать колокола приходилось, поскольку у них тоже есть свой срок службы — обычно 100-200 лет. Срок служ­бы колокола зависит от многого: от качества литья, от звона­рей, от того, как аккуратно с колоколом обращаются.

Большое количество колоколов разбилось только потому, что звонари не знали, как правильно звонить.

И разбивались они чаше все­го в зимнее время — на морозе металл становится более хруп­ким, а в великий праздник так хочется позвонить погромче, вдарить в колокол посильнее!
 

Три жизни царь-колокола

Переливка колокола была таким же знаменательным событи­ем, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдель­ную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем са­ма отливка и поднятие на колокольню.

Московский Царь-колокол, можно сказать, имел несколько жизней.

В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел отлить самый большой в мире «Успенский» колокол (первый наш Царь-колокол) весом 8000 пудов (128 тонн), который в 1654 году был подвешен и вскоре разбит.

В 1655 году из него отлили «Большой Успенский» колокол (второй Царь-колокол) весом 10000 пудов (160 тонн). Он был подвешен в 1668 году на специально построенной звоннице, но во время пожара в 1701 году и этот колокол разбился.

В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стро­пила. Предполагалось построить для него специальную коло­кольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.

Но вскоре в Кремле случился силь­ный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел коло­кол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упав­шие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от коло­кола отвалился кусок весом 11 тонн.

Что послужило расколу ко­локола — его падение в яму (основание которой было каменис­тое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет.

В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спро­ектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.

Способы колокольного звона

Способов колокольного звона, характерных для нашей стра­ны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к кото­рой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой.

Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать неболь­шие колокола.

Если же вес колоколов достаточно большой, сис­тема их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению са­мих стен колокольни.

Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пу­дов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто че­ловек.

Звонница

Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель пра­вой рукой.

Существует четыре вида православного звона: благовест (равномерные удары в самый большой колокол), перебор (пооче­редно ударяют в каждый колокол по одному разу от малого к большому, а затем во все сразу — удар «во вся», и так несколь­ко серий), перезвон (несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от большого к малому, затем — «во вся»), трезвон (самый богатый по ритму и композиции звон, в ко­тором задействованы все три группы колоколов). Перед началом богослужения положен благовест, затем трезвон, по окончании службы — трезвон. Благовест призывает христиан к богослуже­нию, а трезвон символизирует радость празднуемого события. Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека: звук малых колоколов означает детство челове­ка и по возрастающей — его взросление, после чего удар «во вся» символизирует обрыв жизни. Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время крестных страданий, удар «во вся» символизирует Его крестную смерть. Перезвон по­ложен один раз в году — в Великий четверг вечером на выносе плащаницы.

Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), при­зыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, пра­зднования побед.

Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокол имеет какую-то чудесную силу, и его нередко отождествляли с живым существом.

Об этом говорят и названия его основных ча­стей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). Интересно отметить, что в иностранных языках основные части колокола не имеют таких «живых» названий.

Например, в английском или французском, язык называется ударником (молотком), маточник с ушами — короной, тулово и плечо — скатом.

Влияние колокольного звона на человека ещё очень мало изучено, но точно известно, что звон даже с физической точки зрения полезен для здоровья, так как исходящий от него (но неслышимый) ультразвук очищает воздух от микробов. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах полагалось неустанно звонить в колокола.

И было замечено, что в тех сёлах, где была церковь и постоянно звонили в колокола, мор был значительно меньше, чем в тех местах, где не было храма. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Ученые связывают это с существованием биорит­мов и резонансных частот для каждого органа.

Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают. Сегодня даже по­явились специальные методики использования колокольных зво­нов для лечения душевных расстройств. А утверждение о том, что все звонари — глухие, совершенно неправдоподобно.

Пооб­щайтесь с любым звонарем со стажем, и он вам наверняка ска­жет, что никаких слуховых расстройств у него не наблюдается.

Русский народ нашел до­стойное выражение церковной идеи колокола в своих могу­чих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях; он любит колокол и почитает его. Это его зна­мя победное, его торжественное пред лицом всего мира ис­поведание лучших и заветнейших его упований, того, что ему всего дороже и священнее, чем он силен и непобедим.

По материалам журнала «Славянка»

Источник: https://ruvera.ru/articles/blagovest__trashed

Колокольный звон в Русской православной церкви: разновидности и значение + использование и размещение колоколов

Колокольные звоны. Виды колокольных звонов

Прообразом нынешних колоколов являются китайские колокольчики небольшого размера, изготовленные в XXIII–XVII веках до нашей эры. Позже мастера Поднебесной создали на их основе музыкальный инструмент, ставший затем аналогом европейского карильона. Долгое время Старый Свет не признавал это устройство, так как ассоциировал его с язычеством.

Устройство типичного европейского колокола

Символом церкви карильон стал только в Средние века. На него наносили гравировки с отрывками из Евангелия, а отдельные составляющие называли по подобию человеческих частей тела: язык, уши, тулово, губа. Тогда же зародилась традиция освящения колокола, позже перекочевавшая на Русь.

Люди верили, что мелодичный перезвон способен отпугивать нечистую силу, а иногда даже приносить исцеление. Сегодня практически во всех религиях и верованиях можно встретить колокольчики. Например, шаманы до сих пор используют этот инструмент для изгнания злых духов.

Колокола в Русской православной церкви

Звонницы на Руси начали строить сразу после ее Крещения. Первые несколько веков Россия ставила европейские карильоны, однако к XV столетию стала делать уже свои.

Звон, слышимый по всем окрестностям, зазывал прихожан на службу, народное собрание или оповещал о беде. Местные мастера отливали образцы больших размеров, чтобы усилить издаваемый звук.

Так, прототип известного «Царь-колокола» весил около 208 тонн.

До начала XX века литье осуществлялось на государственных заводах, однако после Октябрьской революции сфера перешла в частные руки. Длилось такое производство недолго – до 30-х годов. Воскресить литейное дело получилось только после «перестройки», поставив задачу перед двумя заводами: ЗИЛ и Балтийский. Сегодня церковные карильоны состоят из трех видов колоколов: большие, средние, малые.

Звонницы на Руси начали строить сразу после Крещения

Большие

Благовестники призваны оповещать прихожан о начале богослужения. Делятся они на несколько типов:

  • праздничные – используются на главные православные торжества, а также Великую Пасху;
  • воскресные – звонят по воскресеньям;
  • постовые – звучат только во время Пасхального поста;
  • полиелейные – их можно услышать во время полиелейной службы;
  • простодневные – используются ежедневно.

К благовестникам также относят «часовые» колокола, звучащие по каждому часу.

Малые

Малые, или зазвонные – это колокольчики небольшого размера, объединенные между собой в одну связку. Как правило, их используют вместе с большими колоколами для исполнения трезвона:

  • единожды – к вечерней службе;
  • дважды – перед утреней;
  • три раза – с началом Божественной литургии.

Средние

Подзвонные колокольца предназначены только для одного – украшения общего звучания. Они чуть крупнее зазвонных и точно так же соединены между собой цепочками, прикрепленными к звонарному столбу. Чаще звук средних колокольчиков можно услышать во время звона на Пасхальный пост или перед Литургией преждеосвященных даров. Также они участвуют в переборах, трезвонах, двузвонах или перезвонах.

БольшиеСредниеМалые

Размещение колоколов

Карильон, который использует православная церковь, представляет собой простую конструкцию, подвешенную невысоко от пола на вертикальных столбиках. Инструментом очень удобно управлять, не прилагая при этом больших усилий, однако его практически не слышно на большом расстоянии.

Чтобы колокольный звон был слышен за несколько верст, звонницу начали устанавливать отдельно от здания храма. Позже ее стали присоединять непосредственно к собору, делая неотъемлемой частью архитектурного комплекса. В XIX столетии колокольню располагали на крыше самой церкви. Так как последняя всегда возводилась выше других строений, звук разносился практически по всему городу.

«Разновидности колокольного звона»

В этом видеоролике представлены основные виды звона колоколов.

Виды колокольного звона

Красивый мелодичный звук, который мы часто слышим по праздникам, бывает несколько видов.

Благовест

Представляет собой одиночные, размеренные удары в большой колокол. Сначала звонарь медленно выводит три протяжных звона, а после их затихания продолжает бить с равномерными паузами. Услышать благовест можно по великим церковным празднествам или во время Пасхального поста.

Перезвон

Переливающийся, торжественный перезвон обычно используется перед особо значимыми священнодействиями: Крещенской службой, Божественной литургией и пр. В нем можно услышать все три вида колоколов, которые звонят по очереди, образуя радостную, светлую мелодию.

Перебор

Это скорбный звон на минорный лад. Его используют во время панихиды или погребальных богослужений. Сначала звонарь медленно ударяет по очереди в каждый инструмент: от зазвонного до благовестника. После стихания последнего звука он начинает звонить во все колокола, повторяя этот порядок несколько раз.

Разновидности колокольного звона в православии

Трезвон

Выводится он по аналогии с перебором, то есть включает все инструменты сразу. В народе его называют «во все тяжкие». Священнослужитель трижды берется за карильон, делая между сессиями небольшие паузы.

Набат

Сегодня набат – явление довольно редкое. Во времена Руси его использовали гораздо чаще, оповещая мирян о грядущих или уже случившихся страшных событиях. Как правило, одиночные, тревожные звуки, доносящиеся с колокольни, означали какое-то стихийное бедствие, пожар или набег вражеской армии.

Колокольный звон можно назвать неизменным атрибутом православия, а колокол – символом церкви. Начиная с X столетия его использовали по случаю радостных, а иногда и горестных событий. Эта традиция сохранилась до наших дней, а потому на каждый церковный праздник мы слышим радостный, торжественный перезвон.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/kolokolnyy-zvon-3291/

4 вида канонических звонов

Колокольные звоны. Виды колокольных звонов
Различают: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест – один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале богослужения. Этот звон также может выполнятся во время богослужения.

Благовест осуществляется мерными ударами в один из самых больших колоколов или бил, которых на больших звонницах по традиции может быть до пяти и которые, в зависимости от вида богослужения и по каким дням происходит звон, имеют свои названия, например: праздничный (торжественный), полиелейный, воскресный, простодневный (будничный) и малый (постный). На практике, по благословению настоятеля, благовестникам могут даватьсятакже другие специальные названия, исходя из места установки или изготовления, имени дарителя, особенности звучания и т.д.

Перебор является погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует жизнь человека от рождения до смерти.

Перебор осуществляется медленными одиночными ударами в каждый колокол от самого малого до самого большого, а после этого следует аккорд во все или максимально возможное количество колоколов или бил (так называемый удар “во вся”), что символизирует обрыв жизни. Такой перебор осуществляется многократно в зависимости от хода богослужения, но обязательно должен доводиться до конца и заканчиваться ударом “во вся”.

Перезвон представляет собой печаль-торжественный звон поочередно в каждый колокол  (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого, и символизирует собой “истощение” Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения.

Трезвон – это звон во все колокола или била. По своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов, а так же ритмику, динамику и композицию исполнения.

Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. В нем участвуют обычно все три группы колоколов , каждая из которых имеет свою партию.

При этом по установившейся традиции в трезвоне используют размерность такта три четверти (3/4) или четыре четверти (4/4) и может участвовать тот самый большой благовестник, который участвовал в благовесте перед началом богослужения (меньше можно, но не больше).

Подробнее о применении в богослужениях читайте в Уставе звона. Материалы статьи разрешается использовать в соответствии с лицензией GNU FDL
Не надо забывать, что жизнь наша не вечна, в том числе и церковная жизнь в том или ином храме, поэтому хорошим тоном является подготовка помощников (в том числе это хорошо в форс-мажорных обстоятельствах: болезнь, отпуск, землетрясение и т.п.)Звон – это искусство. Если ученик превосходит преподавателя, то преподаватель должен только радоваться и гордиться им.Вся сложность в том, что звон – это импровизация. Преподаватель может дать только технические навыки, те или иные приемы, которые можно и нужно использовать в звоне, а ученик должен самосовершенствоваться.

В церкви существует иерархическое старшинство. Есть старшие иподьяконы, старшие алтарники, старшие звонари. И это определяется не возрастом, а опытом и ответственностью перед настоятелем, храмом, всей Церковью.

Page 3

Рекламные основные тона колоколов, производимых крупнейшими предприятиями России (на 1 января 2007 г.)

Октава Нота Большая октаваМалая октаваПервая октаваВторая октаваТретья октава
ДоИТАЛМАС–1300 кгБЛАГОВЕСТ-2957кгЧЕРНОВ – 6000 кгВЕРА – 16000 кгБЛАГОВЕСТ – 472 кгВЕРА – 1200 кгИТАЛМАС–1320 кгЗИЛ – 1950 кгВНИИНМ – 32 кгБЛАГОВЕСТ-76 кгИТАЛМАС –110 кгЗИЛ – 210 кгПЯТКОВ – 6 кгИТАЛМАС–16 кгЗИЛ – 30 кгЧЕРНОВ – 35 кг
До-диезИТАЛМАС–1000 кгБЛАГОВЕСТ-2542кгПЯТКОВ – 3300 кгВЕРА – 12000 кгПЯТКОВ – 326 кгБЛАГОВЕСТ-410кгЧЕРНОВ – 1280 кгБЛАГОВЕСТ-66 кгВЕРА – 150 кгИТАЛМАС–24 кг
РеЧЕРНОВ – 12000 кгБЛАГОВЕСТ-2181кгПЯТКОВ – 2700 кгВЕРА – 8000 кгИТАЛМАС–11000кгБЛАГОВЕСТ-344кгИТАЛМАС – 820 кгВЕРА – 880 кгВНИИНМ 20 кгПЯТКОВ – 36 кгБЛАГОВЕСТ-56 кгЗИЛ – 150 кгЧЕРНОВ 250 кгЗИЛ – 31 кг
Ре -диезБЛАГОВЕСТ-1870кгБЛАГОВЕСТ-292кгБЛАГОВЕСТ-48 кгИТАЛМАС –136 кгИТАЛМАС–14 кгЧЕРНОВ – 18 кг
МиБЛАГОВЕСТ-1638кгЧЕРНОВ – 4100 кгВЕРА – 6000 кгИТАЛМАС –9000 кгЗИЛ – 9600 кгВНИИНМ – 160 кгБЛАГОВЕСТ-262кгЧЕРНОВ – 816 кгВЕРА – 650 кгЗИЛ – 1024 кгВНИИНМ – 14 кгПЯТКОВ – 20 кгБЛАГОВЕСТ-41 кгИТАЛМАС – 96 кгВЕРА – 100 кгЗИЛ – 112 кгВЕРА – 16 кгЗИЛ – 22 кг
ФаПЯТКОВ – 1140 кгБЛАГОВЕСТ-1378кгЧЕРНОВ – 3250 кгВЕРА – 5000 кгИТАЛМАС –8000 кгПЯТКОВ – 164 кгБЛАГОВЕСТ-230кгИТАЛМАС – 430 кгИТАЛМАС – 530 кгБЛАГОВЕСТ-36 кгЗИЛ – 113 кгЧЕРНОВ – 135 кг
Фа-диезБЛАГОВЕСТ-1182кгИТАЛМАС –4500 кгИТАЛМАС –5200 кгПЯТКОВ – 140 кгБЛАГОВЕСТ-192кгПЯТКОВ – 16 кгБЛАГОВЕСТ-30 кгИТАЛМАС – 62 кгЗИЛ – 97 кгИТАЛМАС – 8 кгЧЕРНОВ – 12 кгЗИЛ – 17 кг
СольПЯТКОВ – 9000 кгВЕРА – 65000 кгБЛАГОВЕСТ-1017кгЧЕРНОВ – 2150 кгВЕРА – 3000 кгИТАЛМАС –3200 кгЗИЛ – 5100 кгВНИИНМ – 96 кгБЛАГОВЕСТ-164кгВЕРА – 350 кгЧЕРНОВ – 650 кгЗИЛ – 850 кгБЛАГОВЕСТ-26 кгИТАЛМАС – 58 кгЗИЛ – 100 кгЗИЛ – 14 кг
Соль – диезПЯТКОВ – 700 кгВЕРА – 2200 кгПЯТКОВ – 90 кгБЛАГОВЕСТ-131кгИТАЛМАС – 425 кгБЛАГОВЕСТ-22 кгВЕРА – 7 кгИТАЛМАС – 7 кг
ЛяБЛАГОВЕСТ-4674кгПЯТКОВ – 6100 кгЧЕРНОВ – 8000 кгВЕРА – 35000 кгБЛАГОВЕСТ-738 кгЧЕРНОВ – 1640 кгИТАЛМАС –2800 кгЗИЛ – 3400 кгБЛАГОВЕСТ-115кгИТАЛМАС – 220 кгЗИЛ – 430 кгВНИИНМ – 8 кгБЛАГОВЕСТ-19 кгИТАЛМАС – 40 кгВЕРА – 50 кгЗИЛ – 64 кгЧЕРНОВ – 80 кгЧЕРНОВ – 8 кгЗИЛ – 8 кг
Ля – диезБЛАГОВЕСТ-4018кгПЯТКОВ – 5000 кгВЕРА – 24000БЛАГОВЕСТ–656 кгВЕРА – 1500 кгИТАЛМАС –2000 кгБЛАГОВЕСТ-98кгЧЕРНОВ – 426 кгПЯТКОВ – 10 кгБЛАГОВЕСТ–16,5ЧЕРНОВ – 56 кг
СиБЛАГОВЕСТ-3445кгБЛАГОВЕСТ – 558 кгИТАЛМАС –1600 кгПЯТКОВ – 40 кгВНИИНМ – 48 кгБЛАГОВЕСТ-88кгВЕРА – 200 кгВНИИНМ – 6 кгБЛАГОВЕСТ – 14кгВЕРА – 25 кгИТАЛМАС – 32 кгЗИЛ – 41 кгВЕРА – 5 кгИТАЛМАС – 6 кг

ОСНОВНЫЕ КОЛОКОЛОЛИТЕЙНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РОССИИ:

  • БЛАГОВЕСТ – ООО НПКЦ « Благовест » г. Екатеринбург с 1990 года
  • ВЕРА – ООО « Вера » г. Воронеж с 1989 года
  • ВНИИНМ – ВНИИ неорганических материалов им. Бочвара (Госпредприятие Минатома) г. Москва с 1991 года
  • ЗИЛ – АМО « Завод им. Лихачева » г. Москва с 1991 года
  • ИТАЛМАС – ООО « Италмас » г. Тутаев Ярославской обл. с 1992 года
  • ЧЕРНОВ – ОАО « Мастерская Чернова » г. Москва с 1991 года
  • ПЯТКОВ – ЗАО « Пятков и К0 » г. Каменск-Уральский с 1991 года

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. Основные тона в таблице приведены на основе официальных данных, опубликованных самими фирмами.
  2. По заявлению самих колокололитейщиков, основные тона, указанные ими в рекламах, могут варьироваться (и по нашим измерениям иногда в довольно широких приделах).
  3. Надо иметь в виду, что у российских колокололитейщиков нет единого подхода к определению высотности колокола и поэтому верить заявленным в рекламе основным тонам не всегда приходится.

Так, одни производители берут за основной тон самый сильный обертон в момент удара, другие – как на Западе второй (фундаментальный) обертон, третьи – так называемый «ударный» тон (тон восприятия человеком в первый момент после удара, который весьма субъективен), четвертые – учитывая, что основной (самый сильный в данный момент времени) тон в русских колоколах после удара не стабилен (мерцает), то главным (основным) тоном при измерениях берется самый низкий обертон (унтертон), который легко определяем и которым заканчивается звучание каждого нормального колокола.

Колокольный центр (как и иностранные специалисты, с которыми он консультировался) считает более правильным брать в русских колоколах за основной тон – унтертон.

Page 4

У себя в дневнике устроил ЖЖистскую перепись звонарей: http://drozdihin.livejournal.com/31575.html

Если вы звонарь, то надо вас тоже посчитать 🙂

Источник: https://kolokola.livejournal.com/1899.html

Колокольный звон в православии

Колокольные звоны. Виды колокольных звонов

Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.

Колокольня с несколькими певучими голосами — гордость каждого храма. Колокольный звон, обладающий целебной силой для православных душ, в зависимости от вида, «зовет» людей на служение, «поет» во время торжества и звучит, как набат, при опасности.

Услышав колокольный звон, нужно перекреститься и помолиться

В чем назначение церковных колоколов

В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.

Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца. В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.

Удивительное явление — при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.

Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.

Виды колокольного звона

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и наполнением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.

Звонарем может быть только воцерковленный человек, обладающий определенными качествами:

  • внутренним чутьем;
  • чувством ритма;
  • знание звукового ряда;
  • знанием техники исполнения;
  • знанием Церковного устава.

Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты, чтобы через переливы звуков донести до людей торжество Православия.

Звонарь рисует звуком, как художник красками

Слыша равномерные удары большого колокола, православные знают, что это благовестпризывающий к богослужению.

Чем значимее событие, тем большим выбирается Божий глас:

  1. Праздничный благовест звучит на Пасху или по особенным праздникам, для его звучания необходимо благословение настоятеля храма.
  2. Воскресный благовест звучит по воскресеньям, полиелейный — для проведения особенных служений.
  3. Ежедневные службы начинает будничный благовест, в Великий пост — постный.
  4. Набат возвещает беду, слава Богу, звучит крайне редко.

При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.

При собственно колокольном звоне звонарь ударяет в два колокола.

Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом. Низкие и звонкие звуки летят прямо в небо и души христиан, сообщая о начале Богослужения или окончании благовеста.

Утренний, монастырский исцеляющий от всех болезней звон

История появления колоколов

Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

Интересно о православии:

Родиной первых литых звоночков считается Китай, где колокольчики используются в обрядах очищения. По легенде мастер никак не мог смешать нужные металлы для достижения нужного звука, все изделия либо давали трещины, либо не звучали. По совету монахов дочь мастера бросилась в расплавленный металл, и первый большой колокол «Прелестный цветок» зазвучал на весь Китай.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.

Для сведения! Самое большое распространение на Руси церковные перезвоны приобрели в XVI столетии, превзойдя по весу все имеющиеся в европейских странах.

Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Самый большой в мире Успенский колокол – «Царь-колокол»

Целебная сила колокольного звона

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей.

Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Неоднократно христиане отмечали выздоровление, избавление от родовых болезней после пребывания под покровом переливов Божьего гласа. Особенно колокольный звон обладает целительной силой при психо-эмоциональных заболеваниях.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство от нечистой силы.

Совет! Включайте песни колокольных переливов и наслаждайтесь радостью и покоем в своем доме, не забывая, что звукотерапия длится не более получаса.
Колокольный звон. Очищение пространства и исцеление

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kolokolnyj-zvon-v-pravoslavii.html

Церковные колокола

Колокольные звоны. Виды колокольных звонов
         

На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона, каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам.

1. Православный звон — в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров.

Поэтому в колоколах ценится прежде всего благозвучие (благо-лепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона здесь роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осущест-вляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования.

Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.

2. Католический звон — в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения.Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6.

По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов. Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет.

В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.

3. Кариольный звон — в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 – 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа).

Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 – 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии.

Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.

Карильонная музыка не имеет ничего общего с церковным звоном..

Зная основные отличия православной и западной традиций колокольного звона, легко понять, насколько разные требования они выдвигают к отливке и подбору колоколов для создания цельного звона.

2. Основы православного звона

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Церковный звон употребляется для того, чтобы:

• созывать верующих к богослужению.

• выражать торжество Церкви и ее Богослужений.

• возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особо важных частей Богослужений.

Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились различные виды колокольного звона.

В церкви различают 4 канонических звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест — один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.

Перебор — или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).

Перезвон — более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т.е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом “во вся”), и так повторяют много раз.

Трезвон — наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.

3. Группы колоколов

При многих церквах бывают обычно несколько колоколов, и они различаются между собой величиной и силой звука, и объединяются по этим признакам в три основные группы:

I группа – БАСОВЫЕ

• Благовестник

• Праздничный

• Полиелейный

• Воскресный

• Постовой

II группа – ТЕНОРОВЫЕ И АЛЬТОВЫЕ (Подзвонные)

III группа – ТРИОЛЬНЫЕ (Зазвонные)

Во многих храмах различаются следующие колокола:

• Праздничный

• Воскресный

• Полиелейный

• Простодневный (будничный)

• Малый (или пятый)

На практике хорошо зарекомендовал себя следующий набор колоколов: 2 басовых, 3-4 теноровых 3-4 зазвонных

Однако колокольный звон – одна из самых ярких черт русской жизни – имел не только богослужебное значение.

Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были “метельными”, “сполошными”, “вечевыми”, “осадными”, “позывными”, “ратными”…

4. Звон-целитель

Целительство колокольным звоном – Елена Задубовская в книге “Лечение колокольным звоном” отмечает: “Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном.

Сделанные (но неоцененные государством) выводы были просто потрясающими.

Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых нервных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон.

” Очень рекомендует целителям, да и всем людям, заботящимся о своем духовном благополучии использовать колокольный звон!

Вообще, замечено, когда в церкви регулярно используется колокол, то число прихожан увеличивается в 2-3 раза! Лечебное очищающее воздействие такой службы увеличивается тоже в разы!

Альбом: Колокола России (Лечение колокольным звоном)

Скачать

Год выпуска: 2009

Формат: MP3

Качество: 320 kbit/s

Общее время: 48 min

Общий размер: 108 MB

  1. Благовест и будничный колокольный звон
  2. Вариации на тему пьесы Р. Фриппа «Нагорная проповедь». М.Капранов, А. Иванов, Д. Петров
  3. Воскресный колокольный звон В.Кайчука
  4. Звон А. Иванова
  5. Звон М. Капранова
  6. Ионинский Акимовский колокольный звон (К.Киянцева)
  7. Колокольные звоны Петропавловского собора (Петербургский, Красный и Георгиевский)
  8. Колокольные звоны Ростовского Кремля (Водосвятный, Будничный, Егорьевский)
  9. Праздничный колокольный звон №1
  10. Праздничный колокольный звон №2
  11. Праздничный колокольный звон Псково-Печерского монастыря
  12. Праздничный колокольный звон Свято-Троицкого монастыря в Джорданвиле
  13. Преображенский Д.Петрова
  14. Ростовский Красный колокольный звон
  15. Свадебный колокольный звон
  16. Этюд Д. Петров

Невозможно представить себе Русь без храмов, пения церковного хора, храмовой живописи, колокольного звона. Это неповторимое слияние веры, искусства и уклада жизни создано православием, которое оказало влияние на все стороны и образ жизни нашего народа.

Церковный звон – не для концертов! Так было издавна: колокола – это духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе, а их звон — символ в звуке.

Недаром колокольные звоны называют “голосом Церковным”, и этот глас призывает к духовному Возрождению и Покаянию.

И негоже церковным колоколам праздно вещать с колоколен (звонари не имеют права даже репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи публики).

Колокольные звоны свершаются только по церковным канонам: в определенный час, определенным образом.

Но есть в году одна неделя, когда (не одновременно с церковной службой) дозволяется звонить вдоволь, на радость всему миру. Это – Пасхальная Светлая Седмица.

Следует помнить, что церковный колокол – это святыня, которую надо оберегать и чтить всегда. Звон – это украшение храма (собора, церкви), и пусть он будет всегда благолепным!

Более подробную информацию про колокола можно посмотреть на сайте О колоколах

Большая коллекция колокольных звонов можно скачать и послушать здесь

 Предыдущая страница     1 2    
К началу страницы

Источник: http://www.golddomes.ru/kolokola/kolokola1.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.