+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как строится система конституционного права. Общая характеристика конституционного права российской федерации

Система конституционного права в России

Как строится система конституционного права. Общая характеристика конституционного права российской федерации

По своей внутренней структуре конституционное право является сложной системой, состоящей из различных институтов, регулирующих важнейшие сферы взаимоотношений человека, общества и государства. В этой системе отрасли и группы конституционно-правовых норм взаимосвязаны, они функционируют в тесном взаимодействии друг с другом.

Важнейшие институты системы конституционного права

В современной России система конституционного права состоит из следующих важнейших институтов:

  1. основы конституционного строя;
  2. правовой статус человека и гражданина;
  3. федеративное устройство государства;
  4. органы государственной власти и местного самоуправления.

Каждый из перечисленных институтов, являясь самостоятельной отраслью права, тесно взаимосвязан с другими элементами общей системы. Остановимся на характеристике этих институтов более подробно.

  1. Правовые нормы, регулирующие основы конституционного строя России, занимают ведущее положение по сравнению с другими институтами, так как они содержат принципы, определяющие функционирование остальных отраслей законодательства.

    Нормы данного института влияют на характер общественных отношений, обязательны для всех субъектов права, обеспечивают закрепление в Конституции РФ концептуальных идей и целей, стоящих перед обществом и государством. Эти положения не могут быть изменены решениями органов власти, их действие прекратится только после принятия нового основного закона страны.

  2. Следующим в общей системе ценностей конституционного права является институт, определяющий основы правового статуса человека и гражданина, его свободы, возможности и обязанности. Это обусловлено тем, что высшей ценностью нашей страны и главной целью работы всех властных структур признан человек, а также защита его интересов.

    Нормы этого института провозглашают реализацию государством прав каждой личности, определяют сферу взаимоотношений гражданина и общества, не могут быть подвергнуты пересмотру без отмены действующей Конституции РФ. Утверждение правового статуса человека оказывает непосредственное влияние на многие другие отрасли законодательства, в том числе трудовой, гражданский и семейный кодексы.

  3. Конституционно-правовой институт, определяющий федеративное устройство России, формирует предпосылки для организации и построения системы органов государственной власти, он утверждает принципы существования политико-территориальных и национально-административных образований, их взаимодействие с центральной властью.

    Данный институт регулирует отношения между специфическими субъектами права, обладающими широким кругом полномочий, среди которых есть и законотворческие.

    Разграничение предметов ведения между федеральными и региональными органами власти осуществляется на основе принципов, заложенных в Конституции РФ.

    Разрешение споров и юридических коллизий, возникающих при использовании норм данного института, происходит в особом порядке. Разногласия между республиками, краями, областями и центральной властью рассматривает Конституционный суд.

  4. Нормы института, определяющего организацию и функционирование государственных органов и муниципалитетов, имеют свои особенности.

    Они реализуются в правоотношениях, возникающих между различными властными структурами, организациями и учреждениями.

    Порядок образования, полномочия и форму деятельности различных административных органов устанавливают нормативно-правовые акты, принимаемые на основе соответствующих положений Конституции РФ.

    Главное отличие норм этого института заключается в том, что они связаны с соотношением федеральных, региональных и муниципальных правовых актов, действующих на конкретной территории.

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Рисунок 1.

Особенности системы конституционного права в России

Все вышеперечисленные институты системы конституционного права России отличаются друг от друга по следующим параметрам:

  1. специфика воздействия на регулируемую сферу общественных отношений;
  2. особенности механизма реализации конституционных норм;
  3. характер направленности правового регулирования;
  4. состав субъектов права;
  5. способы правовой защиты конституционных норм;
  6. видовой характер установленных положений.

Одни институты утверждают общие принципы социальных отношений и регулируют деятельность всех субъектов права, а другие – устанавливают конкретные механизмы функционирования отдельных отраслей законодательства.

Различаются элементы конституционно-правовой системы России и по ряду других показателей.

Одни из них предполагают прямое воздействие на субъект, нарушающий установленные правила, а другие полагаются лишь на общие принципы Конституции РФ.

Нормы некоторых институтов могут быть реализованы только в рамках основного закона страны, положения других элементов общей системы осуществляются через принятие и действие иных отраслей законодательства.

Каждый институт имеет свои особенности и отличительные черты. Они предопределены результатом, который должен быть достигнут в процессе реализации установленных норм. Речь идет о становлении правового государства, защите гражданских свобод, обеспечении мира и гармонии в обществе, экономическом и культурном процветании, социальных гарантиях и безопасности.

Система конституционного права предопределена объективными факторами. Она не является чем-то застывшим, данным раз и навсегда. Напротив, элементы общей системы совершенствуются, отражая уровень общественного развития и потребности социальной реальности. При существенном изменении обстоятельств принимаются новые конституции, меняется вся система права.

История формирования системы конституционного права

Юридическая наука использует различные методы познания, в том числе сравнительно-исторический. Например, в средневековой Европе действовали так называемые «неписанные конституции», представлявшие собой сложившиеся в обществе основы государственного строя, обычаи и традиции правителей, изданные ими указы и разрозненные законы.

Замечание 1

Конституция США, принятая Филадельфийским конвентом в 1787 году, стала первым основным законом страны, зафиксированным на бумаге.

В самодержавной России предпринимались отдельные попытки придать действующему государственному строю конституционные основы. Об этом ратовали всем известные декабристы, говорил о такой необходимости и император Александр II. К числу подобных попыток относится издание «Основных государственных законов», принятых в 1906 году, а также правовые акты Временного правительства.

Замечание 2

В итоге, первой в нашей стране стала Конституция РСФСР 1918 года, которая закрепила победу Октябрьской революции, основы социалистической экономики и диктатуру пролетариата.

В эпоху СССР последовательно были приняты три основных закона, датированные 1924-м, 1936-м и 1977-м годами. Они отражали менявшиеся условия существования общества и государства.

Замечание 3

Конец 1980-х годов потребовал внесения многочисленных поправок в конституционное законодательство страны, отвечавших реалиям перестроечного периода. После распада Советского Союза на всенародном референдуме была принята действующая Конституция РФ, это историческое событие произошло 12 декабря 1993 года.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/sistema_konstitucionnogo_prava_v_rossii/

Характеристика и источники системы конституционного права

Как строится система конституционного права. Общая характеристика конституционного права российской федерации

Система конституционного права включает в себя сложные и разнообразные нормы, поэтому его источники имеют существенные различия.

Определение 1

Источники конституционного права предполагают совокупность общих правил поведения, регулирующих отношения конституционного права.

Источники могут быть представлены в различных формах, с любым наименованием и происхождением. Различаются они и по юридической силе. Их совокупность формирует единую правовую структуру. В нее входит Конституция РФ, ряд нормативно-правовых актов и нормативные положения (к последним относятся как международные, так и внутрифедеральные)

Замечание 1

Если нормативный акт признается источником конституционного права, он становится своего рода резервуаром или хранилищем законодательных предписаний.

Источниками права могут быть правовые акты, актуальные на текущий момент и объединенные предметом основной отрасли права.

Источники

Системе источников конституционного права характерна множественность форм, которые выражают юридические нормы и иерархическую соподчиненность. В данной системе во главу угла ставится сила закона. Именно в ней появилось понятие судебного прецедента. Она является константой для источников других отраслей права.

Замечание 2

В рейтинге источников права 1 место принадлежит Конституции РФ, как базовому закону политического устройства Российской Федерации.

Следом идет государственная декларация, которая провозглашает гос. суверенитет. Третье место принадлежит законам, которые считаются чуть ли не базовыми источниками основной ветви права.

Определение 2

Закон представляет собой нормативный документ, который был принят на референдуме или органом законодательной власти. Он действует от имени народа, обладает высшей законной силой и регулирует устойчивые общественные и иные отношения.

Правотворческий орган выделяет закон из ряда нормативно-правовых и иных актов. Ведь именно он становится базой для работы гос. органов, госслужащих, граждан и общественных объединений. Различают федеральные конституционные законы, о поправке к Конституции РФ, федеральные и законы субъектов РФ

Федеральное законодательство

Определение 3

Федеральные конституционные законы позволяют законодательным органам развивать и дополнять основной закон Российской Федерации. Их принимают по вопросам, которые предусмотрены в Конституции РФ

Юридически они сильнее обычного закона, подготовить их намного сложнее. Президент не может их отклонить, поэтому они оперативно вступают в силу.

Пример 1

Сегодня действует ряд федеральных конституционных законов. Это законы о гимне, гербе, флаге РФ, а также положения о Конституционном суде, о судах общей юрисдикции, о судебной системе в целом и некоторые другие.

Были приняты законы о развитии новых субъектов РФ (речь идет о Коми-Пермяцком, Долгано-Ненецком и Эвенкийском автономном округе). Но законы, которые могли бы регламентировать порядок созыва Конституционного собрания или менять статус субъекта РФ, пока не изданы.

Перечисленные законы развивают фундаментальные нормы, не являясь частью Конституции. Поэтому законодательный орган вводит их с условием, перемены коснуться и действующих норм. Законодательному органу также разрешается принимать конституционные законы, которые изменяют, дополняют, отменяют или редактируют действующие акты.

Замечание 3

В 1995 году были выпущены поправки к гл. 3-8 Конституции РФ, которые сделали возможным редактировать главный закон государства. Но в основные нормы они пока еще не вписаны.

Действие данного акта закончится, как только он будет вписан в законодательную базу как положение Конституции РФ. Однако вступить в законную силу он может, когда его постулаты подтвердят органы законодательной власти в ⅔ субъектах РФ. А на сегодняшний день его юридическая сила равна федеральному конституционному закону.

Федеральные законы

Определение 4

Федеральные законы представляют собой постановления, которые принимает парламент для решения широкого круга вопросов.

Данные законы напрямую относятся к конституционному праву и позволяют разрешить принципиальные проблемы, связанные с организацией гос. власти, правами, свободами и обязанностями граждан.

В компетенцию федеральных законов также входят трудности, которые возникают в избирательной системе, федеративном устройстве, статусе и деятельности общественных организаций и местного самоуправления.

За последние 20 лет было издано в порядке 8 тысяч федеральных законов, целью которых было разрешить сложные вопросы в различных областях права. Все обычные федеральные законы делятся на основы законодательства и кодексы.

Определение 5

Основы законодательства являются важным кодифицированным актом конкретной отрасли или сферы гос. управления. Их издают в зависимости от предмета совместного ведения федеральных органов власти или органов власти субъектов РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=BwUItgxDYxQ\u0026list=PL9FWJn3Cni6waeO4d1ulVZ_anHQyExy4d

Кодексы представляют собой законодательные акты, которые обобщают и систематизируют правовые предписания, которые касаются определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Налоговый кодекс).

Федеральные законы не противоречат Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Они должны быть официально опубликованы после подписания их Президентом РФ.

Законы субъектов РФ

Определение 6

Законы субъектов РФ определяют и конкретизируют статус муниципальных образований, развивают местное самоуправление, взаимодействуют с федеральными структурами, обеспечивают правопорядок, а также обеспечивают сохранность прав и интересов граждан.

До 1993 года только республики имели право на работу в сфере законотворческой деятельности. Но в 90-е годы субъекты РФ также получили право издавать собственные законов. Данные постановления принимаются местными представительными органами и имеют силу только на территории конкретного субъекта.

Данные постановления основываются на конституционных или уставных нормах республики или субъекта РФ, которые носят учредительный характер. Ими закрепляется правовой статус конкретных субъектов, его базовое устройство, структура, организация, а также зона ответственности органов гос. власти.

Закон субъекта РФ является основополагающим документом. Он предписывает порядок принятия конституции или устава, вступления в силу, внесения изменений и дополнений.

Замечание 4

Законотворчество в регионах РФ активно развивалось в 90-е годы ХХ века. При этом целый ряд законов и правовых актов по сей день не соответствуют всем требованиям Конституции РФ

Постановления парламента и парламентские регламенты

Определение 7

Распоряжения парламента и парламентские регламенты представляют собой акты, изданные ГосДумой и Советом Федерации. Им не требуется утверждение другой палатой или подпись Президента РФ. Они публикуются через 10 дней после принятия и сразу вступают в силу (если не указана другая дата)

Данные постановления представлены законами, подзаконными и нормативными актами. Первые важны, но их доля составляет лишь небольшую часть от общего числа актуальных постановлений

Вторые издаются с целью реализовать законодательные предписания уполномоченными государством органами (Президентом, Правительством РФ). Их содержание должно соответствовать букве закона, иначе они будут признаны недействительными.

Нормативные акты характеризуются временными и территориальными пределами действия, а также функционируют по кругу лиц. Они вступают в силу, когда истекает 10-дневный срок после их официального опубликования.

Замечание 5

Акты Президента и Правительства РФ вступают в силу спустя 7 дней после их официальной публикации. Нормативный акт считается действующим, пока не истек срок его действия. Правительство также может отменить его и заменить другим нормативным актом.

Правительственные и федеральные нормативные акты, а также важные международные договоры публикуются в официальных изданиях. Речь идет о печатных изданиях «Российская», «Парламентская» газеты, о «Собрании законодательства РФ». Не стоит забывать и о об официальном интернет-портале правовой информации.

Есть регламентированные правила действия законов и других нормативных актов на территории России

  1. Общефедеральные органы гос. власти выпускают акты, действующие на всей территории РФ
  2. Гос. органы субъектов РФ издают акты, действие которых ограничено рамками конкретных территориальных границ
  3. Акты местного самоуправления принимают к исполнению административные единицы конкретного муниципального образования.

Действие нормативных актов по кругу лиц предполагает, что они распространяются на всех, кто проживает на территории РФ. Это и граждане России, и лица с двойным гражданством, и лица без гражданства, и подданные зарубежных государств).

В некоторых случаях органы гос. законодательной власти принимают нормативные акты особого содержания, которые распространяются на конкретную категорию лиц. Это могут быть судьи, военнослужащие или государственные служащие.

Дополнительные источники конституционного права

Определение 8

Нормативный договор представляет собой соглашение нескольких правовых субъектов, которое издано с целью установить, изменить или прекратить правовые отношения. Согласно Конституции РФ, данная отрасль базируется на принципах и нормах международного права.

https://www.youtube.com/watch?v=h2DzYw7exSw\u0026list=PL9FWJn3Cni6waeO4d1ulVZ_anHQyExy4d

К данным соглашениям относятся межгосударственные договоры. Это, например, Европейская конвенция о защите прав человека или Договор между РФ и Республикой Беларусь о создании союзного государства.

В 90-е годы ХХ века было издано множество договоров, которые позволили разграничить предметы ведения и делегировать полномочия между органами гос. власти России и органами гос. власти субъектов РФ. В 2000-х годах большинство таких договоренностей было отменено. Исключением стал Договор между Россией и республикой Татарстан. Однако в настоящее время значимость данного документа снизилась.

Замечание 6

Специфическими формами выражения нормативно-правовых предписаний считаются нормативные решения Конституционного Суда РФ, которые касаются вопросов толкования главного закона Российской Федерации.

Аналогичные решения принимают органы конституционного контроля, которые действуют на территории субъектов РФ. Большинство данных организаций функционирует в республиках.

Правовые обычаи подразумевают определенные правила поведения. Они сложились на практике, официально нигде не зафиксированы, имеют устный характер. При этом власти обращаются к обычаю, если в законодательстве есть пробел, который не позволяет урегулировать те или иные правоотношения.

В мировой практике применяется старинный обычай уважения к пожилым людям, за плечами которых большой жизненный опыт и заслуги перед страной. Согласно обычаю открывается первое заседание парламента или его палаты каждого нового созыва.

Данная норма зафиксирована в Конституции РФ, Армении и Украины. Изначально она была классическим правилом, затем стала регламентом, а позже – общеобязательным предписанием с конституционной характеристикой.

Таким образом, порядок ания определяют правовые обычаи, которые были общепризнаны и законодательно утверждены. Так происходит не только в России, но и за рубежом.

Замечание 7

Напрашивается вывод, что государственно-правовой обычай не играет ведущей роли в качестве источника конституционного права. Но и проигнорировать его нельзя, ведь он является одним из каналов правообразования. Данное понятие подразумевает государственный церемониал, а также празднование дней, знаменательных для всей страны.

Опиши задание

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/harakteristika-konstitutsionnogo-prava/

Общая характеристика Конституции РФ

Как строится система конституционного права. Общая характеристика конституционного права российской федерации

Конституция – это Основной Закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. 

Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. В то же время – это политический документ, ибо она оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе2.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства.

К обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны.

Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе.

Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

Другой особенностью Конституции Российской Федерации является порядок ее принятия. По ее проекту было проведено всенародное ание, причем решение о его проведении было оформлено Указом Президента от 15.10.1993 г.

В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было проведено всенародное ание по проекту Конституции Российской Федерации.

Голосование проводилось на основе Положения о всенародном ании, содержащего принципы, порядок проведения референдума, методику подсчета и определения результатов всенародного ания.

Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет, ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация есть «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», она обходит молчанием вопрос о разновидности российской республики.

То, что Российская Федерация не является парламентарной республикой, – настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления.

Особое положение Президента РФ в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п.3 ст.

80, согласно которому: «Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Здесь коренится юридическое основание всесилия Президента Российской Федерации. И, наконец, особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г.

является ее отношение к федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург).

В мировом сообществе федерации основываются либо на межнациональных отношениях, являясь их государственно-правовым выражением и воплощением (Индия, Бельгия), либо на отношениях, лишенных национального содержания (Соединенные Штаты, Германия, Бразилия)3.

Этим полагается и различие в их функциональном назначении. В Конституции РФ совмещается сугубо территориальный и национальный принцип построения федеративной организации государства.

При этом декларируется равноправие политических образований и административно-территориальных единиц, или, как гласит ст.

5 Конституции, «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

Представляется, что вести речь об их равноправии весьма проблематично, ибо, к примеру, республики, входящие в состав Российской Федерации, обладают своей конституцией, системой органов, парламентом, правительством.

Таковы особенности Основного Закона Российской Федерации, отражающие перипетии политического противоборства различных сил и сложившейся обстановки в государстве.

1. Юридическая (правовая) функция

В настоящее время приобретает особо важное значение, которое состоит в следующем. Выразим это значение в системе конкретных тезисов.

Конституционные нормы – высший материальный критерий действующего права. Все, что содержится в этом праве и появляется в нем вновь, должно соответствовать данным нормам.

Наличие в тексте конституции указания на основополагающие принципы права (демократии, законности, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности).

Конституционные нормы являются непосредственно действующим правом преимуществу, т. е. подлежат применению судами и другими юрисдикционными органами. На статьи конституции можно и должно ссылаться при принятии решений и постановке приговоров, при мотивировке иных юридических актов.

Нормы конституции должны действовать непосредственно, если соот­ветствующие общественные отношения урегулированы именно конституцион­ными средствами и их достаточно для разрешения конкретной жизненной ситуации.

Конституция выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права4.

2. Учредительная функция

Конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становилась затем политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе.

Конституция 1918 года закрепила завоевания социалистической революции. Конституция 1937 года зафиксировала построение основ социализма. Конституция 1978 года отразила построение развитого социализма.

Новая Конституция РФ 1993 года не содержит указаний на характер общественного строя, закрепляет основы конституционного строя. Конституционные положения впервые конституируют переход к действительному разделению властей, системе самоуправления и общепринятым стандартам основных прав и свобод человека и гражданина, к юридическому статусу самой Конституции.

3. Организационная функция

Смысл этой функции состоит в регламентации организации и деятельности различных государственных институтов.

Конституция РФ призвана обеспечить функционирование уравновешенной системы государственной власти, разрешать споры о соотношении полномочий законодательных органов, исполнительной власти, главы государства, решать проблему отрешения Президента РФ от должности, роспуска Государственной Думы, отставки Правительства РФ и т. д.

Таким образом, конституция регулирует механизм власти, упорядочивает политический процесс и социально-политические институты, устанавливая нормы поведения субъектов конституционного права.

4. Политическая функция

Выражает роль конституции в отношении социальной структуры общества и ставит своей целью ввести политическую жизнь и борьбу за власть в определенные правовые рамки. Политическая функция заключается также в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического разнообразия.

Представляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насиль­ственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной розни.

5. Стабилизирующая функция

Устойчивость государственно-правовых институтов обеспечивается нормами конституции. Стабильность институтов власти, несмотря на постоянно возникающее в их недрах напряжение, является одним из условий стабильности общества. Конституционные нормы должны отличаться консерва­тивностью в самом хорошем смысле этого слова.

Слишком частое изменение конституционных норм свидетельствует о неблагополучии в обществе и государстве. Стабильность конституции совсем не означает «остановки», «омертвления» конституционного процесса. Ныне много говорят и пишут о том, что Конституция России принята с немалыми дефектами, поспешно.

Как и любой нормативно-правовой акт, Конституция России имеет изъяны. Но нельзя забывать, что наличие ее лучше, нежели «неконституционная пустота», лучше, нежели отсутствие основ конституционной законности.

Речь идет о том, что плодотворнее не критиковать огульно нормы Основного закона государства, а искать и предлагать цивилизованные пути повышения эффективности ее действия.

6. Воспитательная функция

Воспитательная роль конституции не менее важна, чем ее функции по упорядочению ведения государственных и общественных дел.

От уровня правосознания во многом зависит – все ли положения конституции принимаются.

Задача сложная: не просто написать конституцию, но важно заложить традицию глубокого уважения к ней, к личности и праву, к суду и власти, к обществу и государству.

Мало подготовить и принять высший закон, надо еще укоренить сам дух конституционализма в повседневной жизни. Думается, новая Конституция России будет иметь большое воспитательное значение и станет отправной точкой для усвоения незыблемых истин.

Основные законы 1906 года не смогли выполнить интегративную функцию и обеспечить поступательное конституционное развитие государства6.

Таким образом, роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

В структуру конституции рф входят:

Глава 1«Основы конституционного строя» –отражение качественного изменения характеристики строя.

Глава 2«Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются:

  1. принципы правового положения человека и гражданина в России;
  2. принципы гражданства в России;
  3. система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина;
  4. гарантии прав и свобод;
  5. основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.

Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения главы 1 «Основы конституционного строя», в частности, ст. 1, 4. 5 характеризуют:

  1. полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Федерации;
  2. взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.

Главы 4-8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления

Глава 4«Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: 

  1. статус Президента как главы государства;
  2. порядок вступления в должность Президента РФ;
  3. полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения;
  4. порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное собрание» раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает 11 статей. которые закрепляют: 

  1. статус Федерального собрания – парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации;
  2. порядок формирования Федерального собрания и его структуру;
  3. компетенцию Совета Федерации и Государственной думы;
  4. нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.

Глава 6«Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства РФ, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены:

  1. порядок формирования, структура Правительства;
  2. компетенция Правительства;
  3. порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

В главе 7«Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: 

  1. судебная система в России;
  2. статус судей, принципы судопроизводства;
  3. порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8«Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: 

  1. систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации;
  2. функции местного самоуправления;
  3. гарантии местного самоуправления.

Глава 9«Конституционные поправки и пересмотр Конституции» определяет порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Заключительные и переходные положения (второй раздел) предусматривают порядок ее изменения и пересмотра, а также содержат нормы, указывающие на временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции.

В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность ее положений перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

, устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ и др.

Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция РФ Введение
Этапы развития Конституции РФ
Порядок изменения Конституции РФ. Глава 2.1
Порядок изменения Конституции РФ. Глава 2.2
Конституция РФ Заключение

Источник: https://vitrina.world/zakon/obshchaya-kharakteristika-konstitutsii-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.