+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что такое шариатский суд. Шариатский суд в мусульманском государстве орган правосудия

О том, какой суд предпочитают российские верующие сегодня и что на самом деле происходит на исламских судебных заседаниях, — в материале РИА Новости.

К судье или к мулле

Коммерсанты Амир и Расул из Казани (имена по их просьбе изменены) обратились не в светский суд, а в духовный. Один одолжил другому 300 тысяч рублей и спустя несколько месяцев потребовал их вернуть.

Расписка была, но без срока возврата долга.

Расул сказал Амиру, что все отдаст позже, потому что собирается в хадж (паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин обязан совершить хотя бы раз в жизни), а стоит это недешево.

“Услышав это, я даже испугался. Неужели мое требование вернуть деньги помешает ему совершить хадж — и тем самым я возьму на душу грех!” — признается Амир в беседе с корреспондентом РИА Новости.

В итоге они решили обратиться в шариатский суд, и там им объяснили, кто прав.

“Священное паломничество в Мекку обязательно, только если человек может оставить достаточную сумму на содержание семьи и не имеет долговых обязательств. Пророк Мухаммед нам, мусульманам, намекнул, что нужно в первую очередь отдать долги, пусть даже пропустив хадж”, — сказал им казый (судья в исламском праве).

Российские мусульмане достаточно часто решают споры при посредничестве духовного, а не светского судьи. Возникает логичный вопрос: каким статусом обладают в стране шариатские суды и способны ли они заменить государственные учреждения? Особенно с учетом того, что в России, по разным оценкам, проживают от 15 до 25 миллионов мусульман.

[attention type=yellow]
И вопрос этот нешуточный. О проблеме шариатских судов, которые постепенно все больше “влезают на поле” светского законодательства, горячо спорят в Европе.
[/attention]

Две недели назад на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы раскритиковали как страны ЕС (Великобритания, Греция), так и мусульманские государства, участвующие в ПАСЕ (Турция, Албания, Азербайджан), за нежелание решать проблему “двойного судопроизводства”. Это способствует конфликтам между общинами и светскими властями.

Кроме того, в Европе многих беспокоят так называемые зеленые зоны — кварталы, живущие исключительно по законам шариата. Туда чужакам опасно даже просто заходить. Такие кварталы есть, например, в городах Швеции и Германии.

“Самосуд не пройдет”

Спор о шариатских судах в России подогрел конфликт муфтията Ингушетии с местными депутатами о соглашении, закрепляющем границы этой республики с Чечней. В конце прошлого года в Назрани представители местного духовенства вызвали парламентариев на “исламский суд”: хотели выяснить, кто и почему ал за договор о границах.

Впрочем, в Координационном центре мусульман Северного Кавказа, куда входит большинство муфтиятов региона, рвение ингушских имамов не оценили. Муфтиев встревожило, что вопросу о чечено-ингушской границе “искусственно придали религиозный характер”.

“Самосуд отдельных групп лиц, семей или кланов не имеет ничего общего с шариатом.

Шариатский суд в Ингушетии может иметь компетенцию в рамках действующего законодательства России, посреднически решать миром спорные житейские ситуации.

Вопросы регулирования административных границ между субъектами федерации, а также проверка конституционности принимаемых органами власти страны решений в компетенцию такого суда не входят”, — заявили муфтии Северного Кавказа.

Вот только как в таком случае определить, что по шариату, а что по конституции? Ведь порой незнание границ между религиозным и светским законом чревато проблемами.

Так было, например, в 2010 году с петербургской религиозной организацией “Аль Фатх”, глава которой Джамалиддин Махмутов самовольно — без согласования с местным муфтиятом — учредил шариатский суд для решения, в том числе и светских вопросов. Он действовал из благих побуждений: считал, что это разгрузит светских судей.

[attention type=red]
Прокуратура вынесла ему предупреждение, напомнив, что в стране судебную власть осуществляют только государственные суды и “никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя их функции”.
[/attention]

Об этом, как говорят муфтии, должен помнить каждый верующий. “Мы никак не можем залезать в светское законодательство, так как живем в светском многоконфессиональном государстве. И когда люди приходят с разными вопросами, имамы и муфтии дают им именно богословский ответ”, — объясняет в беседе с РИА Новости глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов.

Втайне от посторонних

“Работа с проблемами людей” — так характеризуют казыи то, чем занимаются. По выходным у кабинета Абдуллы Адыгамова, шариатского судьи города Казани, не протолкнуться. Правда, посторонним о своих бедах верующие распространяться не любят.

“Процентов 90 обращающихся — женщины, обиженные на мужей. Бывают и хозяйственные споры, например между бизнесменами. Мотивация разная: кто-то в силу религиозных убеждений пытается решить вопрос через казыя. У кого-то не получается урегулировать проблему в светском суде”, — рассказывает РИА Новости Адыгамов.

Насколько же суровым сегодня может быть решение официального шариатского судьи в Центральной России и что происходит после его вынесения? Наводняющие массмедиа и интернет сообщения, фото и видео из некоторых мусульманских стран сформировали в массовом сознании шаблон, что шариатский суд — это обязательно про жестокость, отрубание конечностей, побивание палками и камнями.

Однако так далеко не везде. Исламские суды в России не выносят решений, обязательных для исполнения в государственном порядке. Они, как подчеркивает Адыгамов, имеют право лишь консультировать — поэтому и никаких наказаний не предусмотрено.

“Человек может к нам прислушаться и последовать совету или не прислушаться и пойти в светский суд, или вообще так и не решить проблему”, — говорит он.

Заседания шариатского суда проходят за закрытыми дверями. Казый не раскрывает имена обращающихся к нему людей — чаще всего по их же просьбе.

Как правило, одного заседания для рассмотрения конкретной проблемы недостаточно. И судья консультирует верующего столько, сколько необходимо.

“Бывает, мы многие месяцы поддерживаем связь с человеком, чтобы быть в курсе, как идет решение проблемы”, — отмечает секретарь совета улемов (мусульманских богословов) Республики Татарстан, проректор Российского исламского университета Рустам Нургалиев.

Закон о шариатском суде

Самая большая проблема, с которой сталкиваются муфтияты, по словам Нургалиева, — низкий уровень религиозного просвещения мусульман. Отсюда, например, стремление некоторых прибегнуть к далекими от норм ислама методам восстановления справедливости.

© AFP 2019 / Chaideer Mahyuddin

Судебный процесс по законам шариата в городе Банда-Ачех, Индонезия

“Однажды мне показали решение шариатского суда времен Республики Ичкерии (самопровозглашенное государство на территории Чечни, существовавшее в 1990-е годы. — Прим. ред.). Оно меня как теолога, мягко говоря, шокировало — очень некомпетентное и ошибочное. Предполагалось наказание в виде ударов палкой.

Хотя оформлено все по правилам, сразу было видно, что принимали его крайне некомпетентные люди”, — подчеркивает богослов.
Отсюда и стереотип о том, что шариатские суды — это про унижение женщин.

Хотя на деле , по словам собеседников агентства, в России все иначе: те же семейные вопросы решаются весьма гуманно.

“Вот, например, часто так бывает: согласно законам России муж с женой разведены, а по исламским нормам — нет.

Как здесь будет рассуждать казый? По государственному законодательству люди имеют право на сожительство, и если они сожительствуют, являясь при этом духовными мужем и женой, то в этом с точки зрения ислама проблемы нет.

Но это решают сами люди — задача казыя заключается лишь в том, чтобы объяснить, как их поступки расцениваются по нормам ислама”, — рассуждает Нургалиев.

Шариатские суды, подчеркивает он, — один из инструментов досудебного урегулирования проблем. Правда, их статус в российском законодательстве не прописан. Хотя такие попытки были.

“Екатерина II ввела очень изящное, на мой взгляд, правило. Магометане — так раньше называли мусульман — могли обратиться как в царский, близкий к христианским канонам, так и в шариатский суд. И вердикты обоих судов признавались”, — говорит Нургалиев.

AFP / Chaideer Mahyuddin

21-летняя мусульманка подвергается наказанию по закону шариата

Но в современной России, по его мнению, для придания шариатским судам четкого законодательного статуса нужно накопить достаточный опыт. В настоящее время, отмечает эксперт, такие суды действуют преимущественно в Поволжье и на Северном Кавказе.

Впрочем, в Госдуме думают иначе. “Отдельно прописывать статус шариатских судов не стоит”, — говорит РИА Новости замглавы думского комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин.

“У нас меры по досудебному урегулированию споров — медиации — давным-давно прописаны и предусмотрены законом. На мой взгляд, действующего законодательства достаточно”, — заключает депутат.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/columnists/20190220/1028329238/russia-tayny-shariatskih-sudov.html

Что такое Шариатский суд | Суворов Групп

Что такое шариатский суд. Шариатский суд в мусульманском государстве орган правосудия

Выберите букву

Шариатский суд был основным институтом, который применял мусульманское право, с самого первого момента становления мусульманского государства. В настоящее время в ряде мусульманских стран шариатские суды сменились общегражданскими, но в некоторых до сих пор продолжают функционировать.

Что такое Шариатский суд

Шариатский суд – в мусульманском государстве, возглавляемый кади, определенный орган правосудия. Юрисдикция и организация шариатского суда, равно как и применяемые им правила рассмотрения дел процессуальной формы, регулируются фикхом, в том числе теми его институтами, касающимися статуса кади, свидетельских показаний, доказательств и записи судебных дел.

Шариатский суд – в мусульманском государстве, возглавляемый кади, определенный орган правосудия.

Юрисдикция и организация шариатского суда, равно как и применяемые им правила рассмотрения дел процессуальной формы, регулируются фикхом, в том числе теми его институтами, касающимися статуса кади, свидетельских показаний, доказательств и записи судебных дел.

Шариатский суд был основным институтом, который применял мусульманское право, с самого первого момента становления мусульманского государства. В настоящее время в ряде мусульманских стран шариатские суды сменились общегражданскими, но в некоторых до сих пор продолжают функционировать.

Шариатский суд как орган правосудия исламского государства

Шариат – широкое понятие, объединяющее юридические и нравственные нормы, а также предписания культа: регламентацию религиозных праздников, поста, молитв, других обязанностей мусульман. Шариатский суд – основной институт, применяющий исламское право. До XIX века в подобных системах мусульманских государств суды кади играли главенствующую роль.

Позже эти органы правосудия в большинстве восточных стран были вытеснены светскими судами, применяющими законодательство европейского образца. Однако в настоящее время в Иране отдельно от всей системы страны действует Особый духовный суд.

В Йемене, несмотря на влияние европейских норм на развитие отдельных отраслей, мусульманско-правовая традиция остаётся преобладающей.

Судебная система Афганистана представляет собой сочетание традиционного шариатского права с некоторыми нормами европейских правовых систем.

В Саудовской Аравии и Пакистане шариатский суд в настоящее время остаётся основным органом правосудия. В этих странах положения нормативно-правовой части шариата – фикха — определяют нормы поведения мусульман в обществе, организацию, юрисдикцию суда, в том числе статус кади, порядок предъявления доказательств, слушания свидетельских показаний, протоколирование судебных заседаний.

Статус судьи в шариате

Орган правосудия в исламском государстве возглавляет шариатский судья – кади, назначаемый правителем страны. В должностной иерархии статус чиновника, занимающего должность кади, выше, чем статус имама мечети. На столь ответственную должность назначается специалист по праву, имеющий высшее религиозное образование.

По сути, судья в шариате — глава мусульман города или округа. Кади в участковом суде первой инстанции уполномочен принять единоличное решение по любому рассматриваемому делу. Если оно находится в апелляционной инстанции округа, то решение выносят трое судей. Шариатский суд носит персональный характер.

Значит, особенности личности кади влияют как на справедливость принятия того или иного решения, так и на степень суровости наказания.

задача шариата – это защита:

  • человеческой жизни, как бесценного дара и уникальной возможности убедиться в божественной мудрости;
  • религии и способов ее исповедания, контроль за тем, чтобы верующий на протяжении всей жизни не откланялся от истинного понимания своей религии;
  • права человека на собственную точку зрения;
  • имущества, как материального, так и интеллектуального, ибо только оно обеспечивает благосостояние верующего и возможность служения ближнему.
  • семьи, семейных ценностей, преемственности поколений, которая позволяет передавать потомкам священное знание и интеллектуальное наследие.

Как и любая правовая система шариат строится на предписаниях и запретах. Это:

  • обязательные, строго предписанные обязанности;
  • обязанности, очень близкие к строго предписанным;
  • желательные действия;
  • действия, которые совершаются лишь изредка;
  • нейтральные действия;
  • нежелательные действия;
  • действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие;
  • строго запрещённые действия.

Последнюю категорию называют «харам» и к ней относится: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям или мужу. Именно за такие действие полагается самое суровое наказание:

  • 80 ударов плетью за ложное обвинение;
  • отсечение руки за воровство;
  • смертная казнь за вероотступничество.

Источник: https://malina-group.com/shariatskij-sud/

Шариатский суд

Что такое шариатский суд. Шариатский суд в мусульманском государстве орган правосудия

Шариатский суд – орган правосудия, является основным институтом, который применяет исламское право. В мусульманском государстве шариатский суд возглавляет кадий.

В правовых системах стран мусульманского мира до девятнадцатого века шариатские суды занимали основное место, но с середины девятнадцатого века эта роль стала ослабевать, и на их место стали приходить суды светские, оставив исламским судам лишь рассмотрение тех вопросов, которые касались частной жизни и личного статуса верующих мусульман, вопросы семьи и брака, опеки и наследства, попечительств и прочих моментов, связанных с частной жизнью мусульман.

Основные понятия

Регулирует организацию, правила и юрисдикцию шариатского суда фикх. Регулирование деятельности исламского суда осуществляется теми институтами фикха, которые касаются статуса кади, записи судебных дел, доказательств и свидетельских показаний.

Шариат

Шариат представляет собой понятие очень широкое, в котором объединяются как юридические, так и нравственные аспекты, также в него входят и такие предписания культа, как регламентация исламских религиозных праздников, молитв и поста, а также прочих обязанностей мусульман.

«Шариат» подразумевает под собой совокупность морально-этических, правовых и религиозных норм Ислама, которые распространяются на большую часть жизни верующего мусульманина.

В основе Шариата лежат положения, которые содержатся в Священной Книге Коран и Сунне пророка Мухаммада ﷺ (его высказываний и поступков), Шариат охватывает элементы не только конституционного, уголовного или гражданского права, но и права административного, процессуального и семейного, охватывает и этические и моральные нормы, а также нормы поведения, которые установлены в исламском обществе.

Возможно вам будет интересно узнать о законах Шариата для женщин

Христиане воспринимают понятие шариатского суда с некоторым опасением, во многом потому, что не мусульмане имеют недостаточное представление о том, о судебной шариатской системе.

Шариат – это законодательная система, ниспосланная людям Всевышним Аллахом посредством Корана и Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, в основе Шариата лежит соблюдение мусульманами исламских морально-этических норм по отношению к предписаниям Аллаха, семье, родственникам, соседям, окружающим людям не смотря на их конфессиональную принадлежность, выраженную в справедливом и беспристрасном отношении. Смотрите нижеприведенном видео отношение Шариата к правам человека и правам собственника земли.

Если рассматривать понятие «фикх», то догматы фикха формулируются как раз на основе положений шариата, и эти нормы регламентируют правоотношения в самых разных сферах как государства и его экономики, так и семьи.

В основе фикха лежит не только Сунна и Коран, но также на мнении ученых мусульманской науки, если это мнение согласованно, в том числе и на мнении о рассматриваемом прецеденте известных мусульманских правоведов.

За основу берутся школы четырех основных мазхабов: ханафитского имама Абу Ханифы, шафиитского имама аш-Шафии, маликитского имама Малика и ханбалитского имама Ахмада ибн Ханбаля.

В основе фикха могут лежать и элементы обычаев в правовой сфере, имеющих место в культуре разных народов. То есть в основе фикха лежит вся практика судопроизводства Ислама, и некоторые ее элементы порой могут шокировать обывателя из западных стран.

Кади

Шариатский судья – кади возглавляет шариатский суд как орган правосудия в мусульманском государстве. Кади назначает правитель исламской страны. Кади по своему статусу в должностной иерархии стоит выше, чем имам мечети.

Назначает глава государства на должность шариатского судьи специалиста по праву, обладающего высшим религиозным образованием и большим опытом работы с людьми в решении религиозно-правовых вопросов, который должен быть ответственным и беспристрасным человеом, пользующимся авторитетом у народа. Судья в исламском суде представляет собой главу мусульман в округе или городе.

Кади имеет полномочие принимать решение единолично в участковом шариатском суде первой инстанции по любому делу, которое рассматривается при нем.

Должность кади была главенствующая роль в таких системах мусульманских государств вплоть до девятнадцатого века, и только позже светские суды вытеснили исламскую судебную систему в большинстве стран Востока, когда ввели в практику применение судов по образцу европейских стран.

Задачи шариатского суда

Перед шариатским судом стоит основная задача: защитить человеческую жизнь, которая является бесценным даром, а также возможностью для мусульманина убедиться в мудрости Создателя, защитить религию и способы ее исповедания, осуществить контроль за тем, чтобы на протяжении всей своей жизни верующий от истинного понимания религии не отклонялся, защитить права человека, иметь свою точку зрения, защитить имущество человека, интеллектуальное и материальное, поскольку имущество обеспечивает для верующего его благосостояние и возможность служить своему ближнему. Еще одна задача состоит в том, чтобы защитить семью и семейные ценности, обеспечить преемственность поколений, поскольку только это дает возможность одному поколению передавать потомкам интеллектуальное наследие и священное знание.

Все эти задачи отражают пять целей религиозного закона Ислама, и если приверженцы Ислама будут следовать всем этим целям, то это будет лучшим способ с их стороны выразить перед Аллахом свое благоговение.

Система наказаний исламского суда

Шариатский суд как любая правовая система имеет четко выраженную систему наказаний, запретов и предписаний. Система Шариата включает в себя строго предписанные обязательные обязанности:

  • обязанности, которые близки к строго предписанным;
  • действия желательные;
  • действия, которые могут совершаться только изредка;
  • действия нейтральные;
  • действия нежелательные;
  • действия, которые нарушают важное действие или уже начатое религиозное;
  • действия строго запрещенные.

Действия, которые строго запрещены, составляют категорию под названием «харам». К этой категории относятся такие действия, как убийство невинного человека, употребление свинины и алкогольных напитков, воровство или непокорность мужу и родителям.

За разные действия относящихся к категории “харам” установлены разные наказания: от простого предупреждения до смертной казни.

За употребление алкоголя (возможно предупреждение) и лжесвидетельство по нормам шариатского суда полагается наказание в виде восьмидесяти ударов плетью, за воровство – отсечение кисти руки (при ряде отягчающих условий), за вероотступничество шариатский суд приговаривает к смертной казни.

Применение шариатских норм в современных государствах

С самого начала установления мусульманского государства именно шариатский суд был тем основным институтом, которым применялось мусульманское право. В современном мире в некоторых мусульманских странах на смену шариатскому пришли суды общегражданские, но и исламские суды в ряде мусульманских государств все еще функционируют.

В современном мусульманском мире долгие годы главной судебной системой шариатский суд остается в Саудовской Аравии, в Иране, Иордании, Омане и Йемене, в Ливии.

Используется шариат вместе с другими правовыми нормами в таких странах, как Пакистан, Малайзия, Афганистан, Ирак, Сирия, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Бруней, Джибути, Бахрейн и Египет, а также в Ливии, Тунисе и Мавритании. Шариат практикуется в некоторых регионах Сомали, Судана, Нигерии и Бангладеш.

В Марокко нормами шариата официально руководствуются на уровне отношений внутри семьи. Такая же ситуация с применением шариатского права сохраняется в последние годы на Филиппинах (Минданао), в Алжире и в Индонезии.

В современном Иране Особый духовный шариатский суд действует отдельно от всей судебной системы страны.

Здание Федерального Шариатского суда Пакистана

Йемен, испытывая влияние в некоторых отраслях европейских тенденций развития, оставил в качестве преобладающей именно мусульманско-правовую традицию.

В Афганистане в государственной судебной системе сочетается традиционное исламское право и некоторые нормы европейских систем права.

Основным органом правосудия шариатский суд остается в Пакистане и Саудовской Аравии: положения фикха как нормативно-правовой части шариата определяют юрисдикцию шариатского суда, его организацию, статус кади, составление протоколов судебных заседаний, слушание свидетельских показаний, порядок, по которому предъявляются доказательства, а также нормы поведения в обществе для мусульман.

В скором времени шариатский суд может стать основным органом правосудия в ведущих мусульманских государствах мира, даже в таких государствах, как Соединенные Штаты Америки, странах Европы и в России.

На это указывают высказывания самых разных влиятельных должностных лиц и средств массовой информации перечисленных стран.

В этих странах отмечается устойчивый рост количества мусульман на протяжении последних лет, и политики обсуждают вопросы о том, как возможно сочетать процессуальные правила светского и исламского мира всерьез.

Шариатские суды в Европе и США

Единственная страна Европы, где шариатский суд действовал долгое время в отношении мусульманской общины (в основном местных турков) была Греция.

В Европе шариатский суд уже не первый год применяется для рассмотрения судебных исков между мусульманами.

При рассмотрении бракоразводных процессов или рассмотрения вопросов имущественного наследования применяется вместо шариатских норм гражданское международное право.

Для граждан Саудовской Аравии или Ирана при рассмотрении судебных дел с их участием Шариатский суд Германии в Берлине учитывает и законодательство конкретно этих стран обращаясь к исламскому праву.

В Великобритании шариатский суд выступает в роли третейских судов, когда возникают между двумя мусульманами имущественные споры – в таком случае граждане имеют право обратиться по обоюдному согласию не к судье светскому, а к имаму с целью рассмотрения их вопроса. Подобная практика имеет место в Великобритании не первый год и с судом иудейским.

Голландские судьи имеют право применять в своей практике исламско-правовые нормы, если они не вступают в противоречие с законами страны. В Бельгии первый шариатский суд открылся совсем недавно, и в первые годы своего существования он рассматривает только дела гражданского характера.

Американский штат Оклахома уже не первый год разрешает своим судьям применять нормы шариата при вынесении решений.

Шариатские суды в России

В регионах России, где преобладало мусульманское население, на Северном Кавказе действовали шариатские суды до самой революции 1917 года, но даже в те годы они применяли в своем судопроизводстве только те нормы, которые не вставали в противоречие действующему законодательству. После того, как свершилась революция 1917 года, в некоторых регионах Северного Кавказа шариатские суды были восстановлены, но большевики ликвидировали и их в течение ближайших трех лет.

Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/islamskoe-pravo/shariatskij-sud

МОСКВА, 20 фев — РИА Новости, Антон Скрипунов. Шариатские суды есть не только в странах мусульманского мира, но и в России. Мусульмане обращаются туда не столько по духовным, сколько по вполне светским, материальным вопросам. О том, какой суд предпочитают российские верующие сегодня и что на самом деле происходит на исламских судебных заседаниях, — в материале РИА Новости.

К судье или к мулле

Коммерсанты Амир и Расул из Казани (имена по их просьбе изменены) обратились не в светский суд, а в духовный. Один одолжил другому 300 тысяч рублей и спустя несколько месяцев потребовал их вернуть.

Расписка была, но без срока возврата долга.

Расул сказал Амиру, что все отдаст позже, потому что собирается в хадж (паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин обязан совершить хотя бы раз в жизни), а стоит это недешево.

“Услышав это, я сильно испугался. Неужели мое требование вернуть деньги помешает ему совершить хадж — и тем самым я возьму на душу грех!” — признается Амир в беседе с корреспондентом РИА Новости.

В итоге они решили обратиться в шариатский суд, и там им объяснили, кто прав.

“Священное паломничество в Мекку обязательно, только если человек может оставить достаточную сумму на содержание семьи и не имеет долговых обязательств. Пророк Мухаммед нам, мусульманам, намекнул, что нужно в первую очередь отдать долги, пусть даже пропустив хадж”, — сказал им казый (судья в исламском праве).

Российские мусульмане достаточно часто решают споры при посредничестве духовного, а не светского судьи. Возникает логичный вопрос: каким статусом обладают в стране шариатские суды и способны ли они заменить государственные учреждения? Особенно с учетом того, что в России, по разным оценкам, проживают от 15 до 25 миллионов мусульман.

[attention type=yellow]
И вопрос этот нешуточный. О проблеме шариатских судов, которые постепенно все больше “влезают на поле” светского законодательства, горячо спорят в Европе.
[/attention]

Две недели назад на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы раскритиковали как страны ЕС (Великобритания, Греция), так и мусульманские государства, участвующие в ПАСЕ (Турция, Албания, Азербайджан), за нежелание решать проблему “двойного судопроизводства”. Это способствует конфликтам между общинами и светскими властями.

Кроме того, в Европе многих беспокоят так называемые зеленые зоны — кварталы, живущие исключительно по законам шариата. Туда чужакам опасно даже просто заходить. Такие кварталы есть, например, в городах Швеции и Германии.

“Самосуд не пройдет”

Спор о шариатских судах в России подогрел конфликт муфтията Ингушетии с местными депутатами о соглашении, закрепляющем границы этой республики с Чечней. В конце прошлого года в Назрани представители местного духовенства вызвали парламентариев на “исламский суд”: хотели выяснить, кто и почему ал за договор о границах.

Впрочем, в Координационном центре мусульман Северного Кавказа, куда входит большинство муфтиятов региона, рвение ингушских имамов не оценили. Муфтиев встревожило, что вопросу о чечено-ингушской границе “искусственно придали религиозный характер”.

“Самосуд отдельных групп лиц, семей или кланов не имеет ничего общего с шариатом.

Шариатский суд в Ингушетии может иметь компетенцию в рамках действующего законодательства России, посреднически решать миром спорные житейские ситуации.

Вопросы регулирования административных границ между субъектами федерации, а также проверка конституционности принимаемых органами власти страны решений в компетенцию такого суда не входят”, — заявили муфтии Северного Кавказа.

Вот только как в таком случае определить, что по шариату, а что по конституции? Ведь порой незнание границ между религиозным и светским законом чревато проблемами.

Так было, например, в 2010 году с петербургской религиозной организацией “Аль Фатх”, глава которой Джамалиддин Махмутов самовольно — без согласования с местным муфтиятом — учредил шариатский суд для решения, в том числе и светских вопросов. Он действовал из благих побуждений: считал, что это разгрузит светских судей.

[attention type=red]
Прокуратура вынесла ему предупреждение, напомнив, что в стране судебную власть осуществляют только государственные суды и “никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя их функции”.
[/attention]

Об этом, как говорят муфтии, должен помнить каждый верующий. “Мы никак не можем залезать в светское законодательство, так как живем в светском многоконфессиональном государстве. И когда люди приходят с разными вопросами, имамы и муфтии дают им именно богословский ответ”, — объясняет в беседе с РИА Новости глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов.

Втайне от посторонних

“Работа с проблемами людей” — так характеризуют казыи то, чем занимаются. По выходным у кабинета Абдуллы Адыгамова, шариатского судьи города Казани, не протолкнуться. Правда, посторонним о своих бедах верующие распространяться не любят.

“Процентов 90 обращающихся — женщины, обиженные на мужей. Бывают и хозяйственные споры, например между бизнесменами. Мотивация разная: кто-то в силу религиозных убеждений пытается решить вопрос через казыя. У кого-то не получается урегулировать проблему в светском суде”, — рассказывает РИА Новости Адыгамов.

Насколько же суровым сегодня может быть решение официального шариатского судьи в Центральной России и что происходит после его вынесения? Наводняющие массмедиа и интернет сообщения, фото и видео из некоторых мусульманских стран сформировали в массовом сознании шаблон, что шариатский суд — это обязательно про жестокость, отрубание конечностей, побивание палками и камнями.

Однако так далеко не везде. Исламские суды в России не выносят решений, обязательных для исполнения в государственном порядке. Они, как подчеркивает Адыгамов, имеют право лишь консультировать — поэтому и никаких наказаний не предусмотрено.

“Человек может к нам прислушаться и последовать совету или не прислушаться и пойти в светский суд, или вообще так и не решить проблему”, — говорит он.

Заседания шариатского суда проходят за закрытыми дверями. Казый не раскрывает имена обращающихся к нему людей — чаще всего по их же просьбе.

Как правило, одного заседания для рассмотрения конкретной проблемы недостаточно. И судья консультирует верующего столько, сколько необходимо.

“Бывает, мы многие месяцы поддерживаем связь с человеком, чтобы быть в курсе, как идет решение проблемы”, — отмечает секретарь совета улемов (мусульманских богословов) Республики Татарстан, проректор Российского исламского университета Рустам Нургалиев.

Закон о шариатском суде

Самая большая проблема, с которой сталкиваются муфтияты, по словам Нургалиева, — низкий уровень религиозного просвещения мусульман. Отсюда, например, стремление некоторых прибегнуть к далекими от норм ислама методам восстановления справедливости.

“Однажды мне показали решение шариатского суда времен Республики Ичкерии (самопровозглашенное государство на территории Чечни, существовавшее в 1990-е годы. — Прим. ред.).

Оно меня как теолога, мягко говоря, шокировало — очень некомпетентное и ошибочное. Предполагалось наказание в виде ударов палкой.

Хотя оформлено все по правилам, сразу было видно, что принимали его крайне некомпетентные люди”, — подчеркивает богослов.

Отсюда и стереотип о том, что шариатские суды — это про унижение женщин. Хотя на деле , по словам собеседников агентства, в России все иначе: те же семейные вопросы решаются весьма гуманно.

“Вот, например, часто так бывает: согласно законам России муж с женой разведены, а по исламским нормам — нет.

Как здесь будет рассуждать казый? По государственному законодательству люди имеют право на сожительство, и если они сожительствуют, являясь при этом духовными мужем и женой, то в этом с точки зрения ислама проблемы нет.

Но это решают сами люди — задача казыя заключается лишь в том, чтобы объяснить, как их поступки расцениваются по нормам ислама”, — рассуждает Нургалиев.

Шариатские суды, подчеркивает он, — один из инструментов досудебного урегулирования проблем. Правда, их статус в российском законодательстве не прописан. Хотя такие попытки были.

“Екатерина II ввела очень изящное, на мой взгляд, правило. Магометане — так раньше называли мусульман — могли обратиться как в царский, близкий к христианским канонам, так и в шариатский суд. И вердикты обоих судов признавались”, — говорит Нургалиев.

Но в современной России, по его мнению, для придания шариатским судам четкого законодательного статуса нужно накопить достаточный опыт. В настоящее время, отмечает эксперт, такие суды действуют преимущественно в Поволжье и на Северном Кавказе.

Впрочем, в Госдуме думают иначе. “Отдельно прописывать статус шариатских судов не стоит”, — говорит РИА Новости замглавы думского комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин.

“У нас меры по досудебному урегулированию споров — медиации — давным-давно прописаны и предусмотрены законом. На мой взгляд, действующего законодательства достаточно”, — заключает депутат.

Источник: https://ria.ru/20190220/1551095676.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.