+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что могут самостоятельно принимать органы местного самоуправления. Понятие местного самоуправления

Содержание

Какие вопросы решает местное самоуправление: права и полномочия органов

Что могут самостоятельно принимать органы местного самоуправления. Понятие местного самоуправления

> Государство и право > Какие вопросы решает местное самоуправление и его полномочия

О том, что есть некие органы местного самоуправления знает каждый россиянин. А вот что они представляют собой, для чего нужны и какими полномочиями наделены — вот с пояснением этих вопросов уже могут возникнуть затруднения. В нашей статье мы поможем читателям разобраться с тем, что же такое органы местного самоуправления в Российской Федерации.

  • Организация социальной активности граждан
  • Основы деятельности
  • Сфера полномочий
  • Права органов
  • Структура МСУ
  • Орган контроля
  • Местная администрация
  • Глава МСУ
  • Представительный орган

Организация социальной активности граждан

В России две разновидности власти:

  • Государственная (общая, политическая власть);
  • Муниципальная (местная).

Согласно определению МСУ (расшифровка — местное самоуправление) — организация социальной активности граждан, которая делает возможным участие населения в самостоятельном решении вопросов местного значения:

  • Обеспечение публичных интересов;
  • Управление муниципальной собственностью;
  • Развитие экономики и культурной сферы муниципалитета.

: политические предпочтения — что это такое и какими они бывают?

Осуществляется оно (МСУ) в муниципальных образованиях:

  • В городе (части города);
  • В селе (в нескольких селах, у которых общий район) и т. д.

Из этого видно, что государственная власть осуществляет управление «сверху», а вот предоставление возможности населению самому управлять своими делами, а также решать некоторые региональные вопросы обеспечивают органы местного самоуправления.

Примерами МСУ будут: муниципальный совет, муниципальная администрация и т. п.

: когда была принята Конституция Российской Федерации?

Основы деятельности

Рассмотрим основы деятельности МСУ:

  • Самостоятельность в осуществлении решений по задачам местного уровня: влиять на распределение государственных бюджетных средств МСУ, к примеру, не имеют возможности, зато распределение средств из бюджета города полностью находится под их контролем;
  • МСУ отделены от государственной системы: руководителей МСУ не назначают высшие органы власти, а их выбирают на местах люди, проживающие в этом населенном пункте;
  • В систему власти МСУ не входит, но является юридическим лицом;
  • Полномочия, которыми наделяются МСУ будут соразмерны получаемым материальным ресурсам: в маленьком сельском поселении полномочия МСУ будут меньше, чем в крупном городе.

Сфера полномочий

Кратко представим описание того, какие вопросы решает местное самоуправление:

  • Организация и содержание школ, детских садов, поликлиник, некоторых учебных заведений, контроль за соблюдением общественного правопорядка;
  • Задачи по содержанию и использованию муниципальной собственности (жилой и нежилой фонд);
  • дорог;
  • Задачи по благоустройству муниципалитета;
  • Обслуживание коммунальных сетей (водопровод, электричество, газоснабжение и пр.);
  • Проведение сотрудничества с другими муниципальными объединениями с целью повышения уровня жизни населения;
  • Прочие задачи.

У муниципального самоуправления имеется и собственность:

  • Объекты жилой и нежилой недвижимости (неприватизированная недвижимость);
  • Земля;
  • Помещения муниципальных образовательных учреждений;
  • Помещения объектов здравоохранения;
  • Муниципальные торговые помещения;
  • Помещения культурных образований;
  • Помещения местной промышленности и пр.

Чтобы обеспечивать содержания всей этой собственности нужны финансы. Для этого муниципалитетом составляется свой бюджет. Доход в него приносят:

  • Местные налоги (транспортный сбор, дорожный налог, коммунальные платежи), сборы, отчисления и штрафы;
  • Отчисления с доходов муниципальных промышленных предприятий, торговых фирм, предприятий сферы услуг;
  • Дотации;
  • Финансовые поступления от приватизации имущества или от сдачи его в наем.

Права органов

Органы МСУ имеют право:

  • Назначать выплату пенсий и пособий, принятых государством (отдел социального обеспечения);
  • Заниматься вопросами усыновления, установления опекунства, лишения родительских прав (отдел образования, отдел попечительства и опеки);
  • Принимать участие в создании муниципальной милиции — органа, который будет следить за сохранностью правопорядка;
  • Принимать местные нормативные акты;
  • Управлять муниципальной собственностью (принимать решения о приватизации недвижимости, передавать в хозяйственное ведение, продавать имуществом и сдавать его в наем и т. п. );
  • Определять регламент пользования муниципальными объектами, водоемами, лесами;
  • Контролировать работу предприятий;
  • Осуществлять контроль за наполнением муниципальной казны и ее расходами.

Структура МСУ

В нее включены:

  • Орган контроля;
  • Местная администрация;
  • Представительный орган.
  • Глава МСУ.

Орган контроля

Он занимается осуществлением надзора за расходами и имуществом муниципального самоуправления. Если в нем нет необходимости, то данные функции могут быть упразднены.

Обычно контрольный орган представлен отделом ревизии и контрольно-счетной палатой. Подчиняется уставу, а формируется на выборах. Либо же по указу представительного органа.

В ряде случаев обязанности по надзору осуществляет один человек.

Местная администрация

В ее задачи входит решение вопросов, возникающих в определенном муниципальном субъекте. Кроме этого, на местной администрации лежит обязанность по контролю за выполнением принятых законов.

Структура администрации утверждается представительным органом. В нее могут входить территориальные и отраслевые органы.

Глава МСУ

Это должностное лицо, подчиняющееся представительному органу. Согласно принятому уставу он наделяется определёнными полномочиями для решения ряда задач. Контроль за выполнением деятельности осуществляет представительный орган МСУ и население.

Прекращение деятельности полномочий главы предусмотрено Законом. Варианты досрочного прекращения:

  • Отставка по собственному желанию;
  • Отзыв избирателями;
  • Отказ от должности и т. д.

Представительный орган

Представительный орган местного самоуправления представляет собой выборный инструмент предъявления волеизъявления народа. Состоит он из депутатов, которых выбирает народ при помощи тайного ания. Количество депутатов определяется уставом.

Наделен полномочиями принимать решения от имени жителей населенного пункта. Кроме того, в его обязанности входит представление интересов муниципального образования и его жителей. Можно сказать, что именно этот орган реализовывает управление почти всеми вопросами.

Все решения депутаты принимают в коллегиальном порядке.

В полномочия представительного органа включено:

  • Утверждение устава муниципалитета и внесение в него изменений;
  • Принятие бюджета (местного), контроль за отчетностью по его исполнению, а также установление ставки местных налогов и сборов;
  • Признание программ развития и планов по их осуществлению, контроль за выполнением этих программ;
  • Принятие решений по установлению регламента управления муниципальной собственностью (землей, объектами недвижимости);
  • Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией муниципальных организаций. Установление тарифов на услуги местных предприятий;
  • Межмуниципальное сотрудничество;
  • Контроль за исполнением МСУ и должностными лицами решений по местным вопросам;
  • Определение регламента обеспечения деятельности МСУ.

Получается, что органы МСУ выступают в качестве посредника между населением и государством. Основной их задачей является обеспечение создания благоприятных условий для проживания людей. Но, одновременно с этим, МСУ несут ответственность за свои действия и, в первую очередь, перед населением.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/gosudarstvo-i-pravo/kakie-voprosy-reshaet-mestnoe-samoupravlenie-i-ego-polnomochiya.html

Что такое органы местного самоуправления и их полномочия

Что могут самостоятельно принимать органы местного самоуправления. Понятие местного самоуправления

Помимо Правительства РФ и судебной власти существуют более локальные организации. Представители этих структур занимаются вопросами местного значения. Деятельность этих лиц важна для населения и направлена на улучшение их жизнедеятельности. О том, что такое органы местного самоуправления и какими полномочиями наделяются эти инстанции, читайте далее.

Что такое органы местного самоуправления?

Основные моменты местного самоуправления

Под этим термином подразумевают прописанную в Конституции РФ автономную деятельность населения. Она обладает правовой ответственностью и сфокусирована на проблемах жизнедеятельности муниципальной ячейки. В приоритете интересы народа и его исторические традиции.

Осуществляется в следующих территориальных единицах:

  • село или район;
  • город либо городской квартал.

Характерной чертой является вектор направленности аппарата власти. Если государство руководит народом сверху, то в подобных единицах он управляет делами автономно.

ФЗ №131 Статья 1. Местное самоуправление

Муниципальные объединения

РФ состоит из следующих субъектов:

  • республики;
  • области, включая автономные;
  • края;
  • города государственного значения.

Самоуправление реализуется как на территории конкретного населенного пункта, так и его части. Принципиальное различие: на уровне субъекта РФ власть является федеральной. В рамках муниципалитета она локальная.

Неотъемлемым признаком подобных образований являются бюджет, наличие имущественной собственности, администрация и избирательные органы.

Местное самоуправление — представительная реализация народовластия

Особенности органов местного управления

Это органы муниципальной ячейки, которые на своей территории выполняют функции общественного управления. Они представляют публичные интересы, развивают культуру и совершенствуют экономику.

Структура закреплена на законодательном уровне. К ней относятся следующие организации и единицы:

  • представительная организация;
  • контролирующая инстанция;
  • руководящее лицо;
  • местная администрация;
  • прочие органы с автономными правомочиями.

Муниципальные образования не являются частью федеральной власти и занимаются вопросами локального значения.

Отечественная вертикаль власти состоит из государственной, местной и субъекта РФ

Идея создания

Один из конституционных постулатов гласит, что единственный источник власти — народ России. Принцип прописан в 3 статье. Население вправе его осуществлять через компетентные структуры либо непосредственно.

Властными полномочиями нужно пользоваться. Эта привилегия позволяет контролировать следование конституционным правам на всех уровнях.

В законодательстве РФ существуют 2 метода реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления.

Таблица 1. Методы реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления

МетодХарактеристики
№1Касается видов прямого волеизъявления:

  • участие в референдумах и собраниях местного значения;
  • избрание главы администрации;
  • обращение в самоуправленческие инстанции;
  • формы, установленные законодательными актами Калининградской области, такими как митинги и т.д.
  • №2Относится к опосредованному участию народа в рассмотрении локальных вопросов. Оно реализуется через структуры местного самоуправления или выборные. Перечисленные инстанции должны:

  • принимать во внимание общественное мнение;
  • реагировать на жалобы;
  • выслушивать предложения;
  • составлять отчетность по проведенной работе;
  • встречаться с представителями народа;
  • выступать с отчетами. В случае игнорирования этих обязанностей возможно привлечение к дисциплинарной или административной ответственности, а также отзыв с занимаемого поста.
  • Круг решаемых вопросов

    Назначение представительного органа — реализация законодательной инициативы. Он контролирует работу должностных лиц и муниципальных ячеек. Помимо этого в его ведении состоит местный бюджет, льготы и сборы. Нормативные акты этой инстанции обязательны для выполнения на всей территории муниципальной единицы.

    Принятие постановлений происходит на выборах и референдумах.

    Идея местного самоуправления — автономное улучшение жизнедеятельности проживающего на определенной территории населения

    Круг рассматриваемых вопросов:

    • создание и поддержание школ, детских садов и училищ;
    • забота об общественном порядке;
    • учреждение и материальная поддержка поликлиник и больниц;
    • распоряжение фондами, находящимися в муниципальной собственности;
    • строительство дорожных полотен;
    • налаживание коммунальных услуг;
    • благоустройство территориальных единиц.

    Всего прописано 30 отраслей, в которых функционируют упомянутые инстанции.

    Если рассматривать стоящие перед самоуправленческими организациями задачи, на первый план выходят следующие:

    • трещины в стенах построек;
    • отключение воды вне графика;
    • нехватка игровых площадок для детей;
    • незакрытые люки;
    • накопившийся в больших количествах мусор.

    Как правило, перечень рассматриваемых проблем освещен в Уставе.

    Муниципальные ячейки не относятся к исполнительной ветке власти

    Устав органов местного самоуправления

    Этим документом устанавливаются следующие позиции:

    • полномочия участников;
    • порядок учреждения общества;
    • подконтрольность инстанций;
    • вопросы, касающиеся функционирования организации.

    Наименования администрации, ее главы, представительного и контролирующих органов учреждаются законодательными актами субъекта РФ. Во внимании берутся местные обычаи и исторические традиции.

    Устав представляет собой мини-конституцию. Это главный документ муниципальной ячейки, разрабатываемый автономно. Учреждается представительными инстанциями. Ознакомиться можно в районной библиотеке и Городском Совете.

    Объекты собственности и денежные средства

    Муниципальная единица владеет собственностью. Важнейшими объектами являются следующие:

    • жилой фонд;
    • земли;
    • не приватизированные квартиры и дома;
    • торговые и культурные организации;
    • здания образовательных и здравоохранительных учреждений.

    Чтобы плодотворно решать вопросы, орган должен иметь денежные средства. Для этого составляется бюджет, в котором учитываются расходы и доходы муниципальной организации.

    Прибыль поступает из следующих источников:

    • средства от сдачи имущества в аренду;
    • штрафы;
    • пошлина на обеспечение жилищно-коммунального фонда;
    • налоги;
    • дотации.

    Весомый вклад оказывают отчисления от транспортного, дорожного сбора и прибыли муниципальных компаний.

    Для выполнения поставленных задач инстанции местного самоуправления наделяются соответствующей компетенцией

    Круг предоставленных полномочий

    Представители органов решают вопросы, отличные от перечня задач государственных учреждений.

    Члены муниципальных ячеек выступают автономно, т.е без обращения к главе субъекта РФ за финальным одобрением.

    Основные моменты:

    1. Издание обязательных к выполнению нормативных актов, в которых освещены правила поведения.
    2. Действие этих документов распространяется исключительно на территории конкретной муниципальной единицы.
    3. Несоблюдение постановлений предполагает наложение ответственности, преимущественно в виде штрафов.
    4. Несмотря на то, что муниципальная единица не являются частью государственного аппарата власти, она делегирует им часть властных функций.
    5. Пособия и пенсии состоят в ведении отдела социального обеспечения.
    6. Инстанции опеки и попечительства в рамках органов местного самоуправления представлены отделом народного образования.

    Нормативные документы действительны сразу после обнародования.

    Если постановление нарушает права муниципальных органов, оно оспаривается как недействительное

    Компетентные органы вправе распоряжаться городским имуществом. В частности, в их компетенцию входит следующий функционал:

    • управление казной, что подразумевает использование нераспределенного фонда;
    • инспектирование деятельности муниципальных объединений;
    • установление порядка пользования водными объектами, лесами и землями.

    Гарантии соответствующих органов предусмотрены ФЗ РФ “Об общих принципах организации самоуправления в РФ”.

    Органы местного самоуправления в системе публичной власти

    Общественная власть построена по 2-уровнему принципу:

    1. Государственный. Инстанции исполнительной и федеральной власти.
    2. Муниципальный. Ячейки местного самоуправления.

    Последний повсеместно представлен на территории РФ.

    Компетентные инстанции государственной ветки власти контролируют работу муниципальных образований

    Границы муниципальных ячеек регламентируются законодательными актами субъектов РФ.

    Таблица 2. Устройство муниципальной ячейки

    Структурная единицаОписание
    Локальная администрация1. Представляет собой исполнительно-распорядительную инстанцию со Уставом, в котором обозначен круг полномочий по обсуждению вопросов локального значения. 2. Руководит администрацией на единоначальных принципах ее глава либо лицо, назначаемое по контракту.3. Конкурсный отбор на замещение руководящего поста состоит в ведении представительного органа. 4. Структурно состоит из территориальных и отраслевых ячеек.
    Представительный орган1. Подразделение местного самоуправления, представляющее интересы народа. 2. Члены органа — избираемые населением депутаты по принципу тайного ания. 3. Полномочия осуществляются при избрании 2/3 от общего числа депутатов. 4. Численный состав определяется Уставом. 5. Вопросы решаются коллегиально. 6. В компетенции находятся:

  • принятие устава;
  • утверждение бюджета;
  • ведение сборами и налогами местного значения.
  • Глава1. Считается высшим должностным лицом.2. Избирается местными гражданами и представительной инстанцией. 3. Эта должность подконтрольна населению. 4. Досрочное прекращение полномочий возможно в следующих ситуациях — по собственному желанию, отзыв избирателями, смерть или отрешение от занимаемой позиции.
    Контрольный орган1. Учреждается Уставом. 2. Основная задача — контроль расходования денежных средств и имущества.3. В структуру организации входит ревизионная комиссия и контрольно-счетная палата. 4. Надзор над этой инстанцией осуществляют Органы прокуратуры РФ.

    Административная структура формируется представительным органом

    Установленные органами муниципальных образований постановления обязательны к выполнению для всех инстанций и граждан, находящихся в ведении муниципальной единицы.

    — Местное самоуправление

    Источник: https://yr-expert.com/chto-takoe-organy-mestnogo-samoupravleniya/

    Органы местного самоуправления – это какие органы: структура системы муниципальной власти, когда введено понятие

    Что могут самостоятельно принимать органы местного самоуправления. Понятие местного самоуправления

    Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

    Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

    Местное самоуправление

    Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

    В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

    Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

    Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

    Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов.

    Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами.

    Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.

    Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

    Структура

    Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:

    На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

    • созывается представительный орган;
    • определяется, кто будет главой;
    • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
    • создается контрольный комитет или иная структура.

    Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

    Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

    Состав представительного органа:

    • председатель, заместители;
    • комиссии, комитеты.

    Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

    В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

    При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

    Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

    Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным анием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

    На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

    Глава

    Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

    Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

    Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

    Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

    В компетенцию главы входит несколько направлений:

    • представительство;
    • нормотворчество;
    • контроль.

    Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные.

    Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.

    Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

    Контрольный орган

    Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.

    Контроль может выполняться следующими формами:

    • инициатива граждан правотворческого характера;
    • собрания;
    • выборы;
    • ание;
    • слушания;
    • опрос.

    В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

    Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

    Администрация муниципального образования

    Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

    Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

    Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

    Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

    Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.

    Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

    Полномочия МСУ

    Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

    • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
    • решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование);
    • следить за порядком;
    • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
    • распоряжаться собственностью муниципалитета;
    • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
    • принимать решение о сборах определенных видов налога.

    То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.

    Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

    • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
    • утверждение бюджета;
    • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
    • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
    • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
    • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги;
    • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
    • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
    • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

    Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

    При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

    Источник: https://uristi.guru/zakon-i-pravo/organy-mestnogo-samoupravleniya-eto-kakie-organy.html

    Какие вопросы решает местное самоуправление в Российской Федерации? Что такое местное самоуправление?

    Что могут самостоятельно принимать органы местного самоуправления. Понятие местного самоуправления

    Внутренняя политика в РФ реализуется на двух уровнях. Ее осуществляют органы государственного и местного самоуправления. На втором уровне формируются исполнительные структуры муниципального значения.

    Государственное и местное самоуправление отличаются кругом полномочий, сферами их распространения. Муниципалитеты формируют самостоятельное направление реализации внутренней политики РФ. Они независимы от федеральных структур и неподотчетны им.

    Рассмотрим далее общие принципы организации местного самоуправления.

    Основные сведения

    Местная власть и самоуправление выступают в качестве одной из форм выражения волеизъявления населения страны. Оно реализуется на уровне МО – в сельских и городских поселениях, городах или их отдельных районах.

    Местное самоуправление решает вопросы, касающиеся жизни МО. Причем ключевую роль в этом играют граждане, проживающие в пределах конкретного муниципалитета.

    Волеизъявление населения выражается на выборах, референдумах, собраниях, публичных слушаниях и пр.

    Какие вопросы решает местное самоуправление?

    Конституцией, федеральными, региональными законами, а также Уставами МО определен круг проблем, отнесенных к ведению территориальных структур.

    Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, следует в первую очередь отметить, что в функции административно-территориальных единиц входят распоряжение, владение и пользование их собственностью. Соответственно, в полномочия территориальных структур входит реализация мероприятий по содержанию и эксплуатации нежилого и жилищного фондов.

    Они определяют перечень объектов, отнесенных к той или другой категории, категории граждан, которые могут получить их в аренду, пользование или собственность. Муниципальные органы местного самоуправления устанавливают порядок предоставления объектов, а также правила их эксплуатации.

    При этом нормативные предписания должны соответствовать федеральным законам. В качестве ключевых объектов собственности выступают земля, жилые здания, образовательные, культурные учреждения, предприятия здравоохранения, торговли, промышленности и бытового обслуживания.

    Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, необходимо отметить важнейшую обслуживающую функцию уполномоченных структур. В их обязанности входит обеспечение надлежащего состояния коммуникационных сетей. В частности, речь об электро-, газо-, водо-, теплоснабжении, водоотведении и канализации.

    Кроме этого, в задачи структур входят дорожное строительство и содержание трасс, связывающих разные населенные пункты в границах конкретного МО. Нельзя не упомянуть и о том, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере благоустройства территории.

    В задачи структур входят озеленение улиц, содержание садово-паркового хозяйства.

    Финансовый контроль

    Далеко не многие знают, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере бюджетного обеспечения. Между тем для надлежащей реализации своих полномочий каждое МО должно иметь на это необходимые средства. В качестве источников доходов выступают:

    1. Сборы и налоги, штрафы, часть государственных отчислений, предусмотренных в ФЗ и Уставе.
    2. Поступления от приватизации либо сдачи в аренду имущества.
    3. Отчисления с прибыли промышленных, обслуживающих, торговых и прочих предприятий.
    4. Дотации.

    Общая организация местного самоуправления

    Структура системы определена в законодательстве формально. В соответствии с ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации состоит из выборных (избираемых непосредственно гражданами) либо образуемых представительным институтом МО структур.

    Они наделяются собственными полномочиями. Эти территориальные структуры не входят в систему государственных органов. Для них определяется конкретный перечень направлений работы. Местное самоуправление реализуется на территории всей страны.

    Границы МО изменяются и устанавливаются по законодательству субъектов РФ.

    Выше мы рассмотрели, какие вопросы решает местное самоуправление в целом. Однако в его структуре образуются службы, учреждения и предприятия, которые наделяются полномочиями в конкретных сферах.

    Органы территориального самоуправления представляют собой уполномоченные институты МО, образованные для реализации административных функций в пределах его границ в целях развития экономики, социально-культурной сферы, обеспечения интересов населения. Среди основных структур следует выделить:

    1. Представительные институты.
    2. Главу администрации.
    3. Контрольный орган.
    4. Администрацию МО.
    5. Прочие органы, создание которых предусматривается в уставе населенного пункта для решения вопросов местного значения.

    Обязательным считается наличие выборных структур и администрации. Последняя выступает в качестве исполнительно-распорядительного института.

    Правила создания, круг и срок полномочий, подконтрольность и подотчетность местных органов определяются в Уставе МО.

    Наименования территориальной администрации и ее главы, представительной структуры устанавливаются региональным законодательством. При этом учитываются культурно-исторические традиции населенного пункта.

    Представительная структура

    Местное самоуправление включает в себя выборный институт, наделенный правом представлять интересы граждан и принимать от их имени постановления и прочие нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию МО.

    Представительная структура включает в себя депутатов. Они выбираются гражданами, проживающими на территории МО по принципу всеобщего, прямого, равного, тайного ания.

    Структура считается сформированной при избрании не меньше 2/3 от установленного в Уставе общего числа депутатов.

    Направления деятельности

    В лице представительных структур местное самоуправление решает проблемы, касающиеся:

    1. Принятия Устава МО, внесения в него дополнений/изменений.
    2. Утверждения бюджета и отчетности по его исполнению.
    3. Установления, изменения и отмены сборов и налогов на территории МО.
    4. Принятия программ и планов развития населенного пункта, утверждения отчетов по их реализации.
    5. Определения порядка распоряжения и управления имуществом, составляющим собственность МО.
    6. Контроля реализации территориальными структурами и их должностными лицами своих полномочий.
    7. Порядка принятия решений, связанных с созданием, ликвидацией учреждений и предприятий МО, а также установления тарифов на их услуги.
    8. Определения правил материально-технического обеспечения работы уполномоченных структур.
    9. Участия МО в организациях межмуниципального взаимодействия.

    Прочие полномочия представительных структур устанавливаются ФЗ, а также региональными законами и Уставами.

    Глава МО

    Это высшее должностное лицо муниципалитета. Глава МО наделяется полномочиями Уставом и является подконтрольным населению и представительной структуре.

    К его ведению относятся проблемы территориального значения, утверждение приказов о назначении служащих в администрацию.

    В законодательстве предусматривается порядок досрочного прекращения полномочий главы в случае отставки по личному желанию, отзыва избирателями и в ряде иных ситуаций.

    Администрация

    Местное самоуправление в Российской Федерации может осуществлять отдельные гос. полномочия. Они определяются ФЗ и региональными нормативными актами. Эти полномочия передаются в первую очередь администрации МО.

    В качестве руководителя может выступать непосредственный глава муниципалитета либо лицо, назначаемое на эту должность по контракту. Он, в свою очередь, заключается по результатам конкурса. Срок полномочий руководителя определяется в Уставе.

    Структура администрации утверждается представительным территориальным органом. В нее могут входить функциональные (отраслевые) и прочие отделы.

    Права территориальных структур

    Вопросы, решаемые органами местного самоуправления, зачастую не терпят отлагательств. В этой связи у уполномоченных структур должны быть соответствующие полномочия, позволяющие устранить те или иные проблемы в кратчайшие сроки. Российское местное самоуправление наделяется рядом прав, которые передаются:

    1. Отделу соцобеспечения. Он вправе назначать пособия и пенсии.
    2. Отделу образования. Он действует в качестве органа попечительства и опеки и представляет главе МО предложения по усыновлению, поддерживает в судебных инстанциях требования о лишении родителей их прав.

    В качестве важнейшего направления реализации функций выступает издание обязательных для исполнения нормативных актов. К ним, в частности, относят постановления и решения, содержащие правила поведения граждан и должностных лиц на территории МО. За невыполнение либо нарушение предписаний предусматривается ответственность.

    В полномочия местного самоуправления входят:

    1. Управление казной МО – единым нераспределенным денежным фондом.
    2. Определение порядка пользования лесов, водных объектов и земельных участков.
    3. Контроль деятельности муниципальных предприятий.

    Уполномоченные структуры вправе:

    1. Передавать обществам либо отдельным лицам имущество в хозяйственное ведение. В этом случае в качестве собственника остается муниципалитет, а экономический субъект осуществляет свою деятельность с использованием предоставленных материальных ценностей.
    2. Сдавать в аренду имущество.
    3. Приватизировать объекты. Правила и условия осуществления процедуры определяются населением.

    Дополнительно

    Правовая основа функционирования местных органов устанавливается Конституцией в ст. 130-133 и 12, ФЗ, региональном законодательстве. В Уставах МО могут предусматриваться различные должности, в том числе главы администрации и представительных структур.

    Руководитель муниципалитета может избираться населением, проживающим непосредственно на его территории. Глава МО может также выдвигаться представительным органом из состава своих членов. Избранный населением руководитель вправе председательствовать на заседаниях законодательной структуры, если это предусматривается в Уставе.

    Продолжительность полномочий главы и выборных лиц представительного органа не может составлять менее двух лет.

    Ответственность

    Территориальные структуры подконтрольны в первую очередь населению. Они также несут ответственность перед государством в порядке, установленном в законодательстве.

    Она наступает по решению соответствующей судебной инстанции при нарушении уполномоченной структурой положений Конституции, ФЗ, региональных нормативных актов или Устава МО. Должностные лица привлекаются к ответственности и в случае неисполнения ими либо ненадлежащего исполнения отдельных гос.

    полномочий. Глава региона вправе издать нормативный акт о снятии с поста главы МО в порядке, определенном законодательством. Это допускается при выявлении нарушений в работе должностного лица по результатам проверки. Период, в который он утверждается, не может быть меньше 1 мес.

    с даты вступления в действие последнего судебного решения, выступающего в качестве основания для его принятия. Надзор за исполнением положений Конституции и законодательных актов территориальными структурами и их служащими осуществляется прокуратурой и прочими уполномоченными федеральными органами.

    В нормах предусматривается возможность обжалования действий/бездействий, постановлений и иных юридических документов, изданных территориальными структурами.

    Заключение

    Местное самоуправление выступает в качестве связующего звена между населением и государством.

    Ключевой задачей территориальных структур выступает обеспечение благоприятных условий для населения, проживающего на территории МО.

    Для ее реализации местные органы наделяются соответствующими полномочиями. Вместе с этим территориальные структуры несут ответственность в первую очередь перед гражданами.

    Источник: https://FB.ru/article/263012/kakie-voprosyi-reshaet-mestnoe-samoupravlenie-v-rossiyskoy-federatsii-chto-takoe-mestnoe-samoupravlenie

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.