+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Биография эзопа. Краткая биография эзоп

Эзоп

Биография эзопа. Краткая биография эзоп

Творчество Эзопа оставило существенный след в литературном мире, а его афоризмы стали общеизвестными, оставаясь актуальными и сегодня. В древности не высказывали никаких сомнений в историчности образа, а вот Мартин Лютер в XVI веке впервые поставил этот факт под сомнение.

Биография Эзопа носит легендарный характер, а его происхождение окутано тайнами. По некоторым сведениям, он жил около середины VI века до Рождества Христова. Он якобы был небольшого роста рабом из Фригии, имел резкие черты лица и горб.

Эзоп на старинной гравюре

Несмотря на такие внешние особенности, Эзоп обладал удивительным даром слова, острым умом и талантом создавать басни. Из какой семьи произошел будущий баснописец – неизвестно, также нет сведений и о родителях. Его родиной иногда называют Малую Азию, что звучит правдоподобно из-за характера имени.

По одной из версий жизни Эзопа, первый хозяин решил продать болтливого и бесполезного раба неизвестной национальности. Его приобрел Ксанф с Самоса, которого Эзоп поразил остроумными ответами. Ни разу древнегреческий философ не пожалел о приобретении, ведь благодаря хитрому и изобретательному рабу Ксанф остался в памяти поколений, потому что с ним легенда связывает много шуток и мудростей.

Раб Эзоп прислуживает хозяину и его гостю

Распространено предание о том, как Ксанф приказал Эзопу приобрести для намечающегося праздника «всего самого лучшего», что есть в мире. И раб принёс одни только языки различных способов приготовления и пояснил удивлённому хозяину, что самое лучшее – это язык, потому что им устанавливают законы и договоры, выражают мудрые мысли.

Ксанф подумал и на следующий день попросил Эзопа приобрести «всего самого худшего». И раб снова принёс языки, доказав, что нет ничего хуже: им люди обманывают, начинают ссоры и конфликты. Хозяина хоть и разозлила возникшая ситуация, но он признал правоту Эзопа.

Портрет Эзопа

Однажды, после пышного празднества, Ксанф хвастливо заявил, что может выпить море. Утром следующего дня хозяин Эзопа с ужасом вспомнил собственное обещание. Но раб спас его от позора, посоветовав поставить условие: чтобы соперник перекрыл реки, впадающие в море, ведь Ксанф не обещал пить ещё и их. Так философ вышел из затруднительного положения и избежал унижений.

Эзоп не раз просил Ксанфа дать ему волю, но тот не хотел отпускать мудрого раба. Всё изменилось, когда случилось странное событие – орел во время заседания совета схватил государственную печать и отпустил её за пазуху рабу, а Эзопа попросили разъяснить происшествие.

Эзоп и петух

На просьбу он отреагировал своеобразно: сказал, что не положено рабу советовать свободным людям, но вот если бы его уволили, мог бы это сделать. Когда народ согласился, Эзоп объяснил, что орел является царской птицей, значит, царь решил покорить город.

Расстроенные жители отправили бывшего раба к царю за примирением. Правителю понравился Эзоп, он сделал его советником и помирился с жителями города. Легенда гласит, что после этого мудрец направился в вавилонское и египетское царство, встречался с мудрецами и писал много интересных басен.

Творчество

Эзоп прославился не только цитатами и притчами, его считают первым баснописцем, ведь именно Эзоп стал родоначальником этого жанра. Басней называют короткий стихотворный рассказ с поучительным содержанием. Персонажами выступают разные животные и растения, в действиях которых просматриваются и высмеиваются пороки человека. Этот скрытый подтекст произведения называют эзоповым языком.

Эзоп и животные из его басен

До нашего времени дошли книги из Древней Греции, содержащие короткие басни, авторство которых приписывалось Эзопу. Сегодняшние читатели знают эти произведения в обработках Жана де Лафонтена, Ивана Крылова, Гулака-Артемовского и других баснописцев.

Подсчитано, что в творчестве греческий поэт задействовал около 80 животных и 30 богов, мифических образов и представителей разнообразных профессий.

Иллюстрация к басне Эзопа “Лиса и виноград”

У Эзопа выделяют интересную басню о хитроумном осле: однажды животное переходило реку с грузом в виде мешков с солью.

Но осёл не удержался на хлипком мостике и упал: соль растворилась, а идти стало проще. Осёл обрадовался и в следующий раз упал уже умышлено, но грузом была шерсть, которая разбухла от воды, и осёл утонул.

Мораль этой басни говорит о том, что непродуманная хитрость губительна.

Такие народные мудрости, здравый смысл и надежды на справедливость, высказанные в остроумной форме, сделали творчество Эзопа бессмертными.

Личная жизнь

Существует несколько упоминаний, в которых говорится, что возлюбленная Эзопа была родом из Фракии и находилась в рабстве у Иадмона. По словам Геродота, в одной из версий легенды у Родопис и Эзопа была тайная любовная интрига.

Эзоп и Родопис

В неустановленный период жизнеописание Родопис приобрело вид сказки о Золушке. В одной из вариаций, которую пересказывает Страбон, когда Родопис купалась, орёл похитил сандалию девушки.

В это время царь производил суд на открытом воздухе, а орёл, паря над его головой, бросил сандалию ему на колени. Изумлённый царь приказал своим подданным отправиться на поиски девушки, потерявшей обувь.

И, по легенде, когда её нашли, Родопис стала женой царя.

Смерть

Смерть настигла Эзопа в Дельфах, легенду этого времени восстанавливают по Геродоту и Аристофану, совмещая с поздними свидетельствами.

Бюст Эзопа

Считается, что, находясь в Дельфах, Эзоп своим злословием вызвал гнев нескольких граждан, решивших наказать его. Для этого дельфийцы похитили из храмовой утвари золотую чащу и вложили её в дорожный мешок Эзопа, пока тот не видел. Мудреца обыскали, обнаружили пропажу и, как святотатца, забили камнями.

Через много лет обнаружили невиновность баснописца, а потомки его убийц уплатили виру, за получением которой прибыл внук того Иадмона, который считался первым господином Эзопа.

Цитаты

Благодарность — признак благородства души.Говорят, что Хилон спросил Эзопа: «Чем занят Зевс?». Эзоп ответил: «Делает высокое низким, а низкое высоким».Если человек берётся за два дела, прямо противоположных друг другу, одно из них непременно не удастся ему.Каждому человеку дано своё дело, и каждому делу — своё время.Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

Библиография

  • «Волк и ягненок»
  • «Лисица и виноград»
  • «Стрекоза и муравей»
  • «Лягушка и вол»
  • «Крестьянин и змея»
  • «Свинья и львица»
  • «Рыбак и рыбка»
  • «Лев и мышь»
  • «Ворон и лисица»
  • «Жук и муравей»

Джеймс Барри

Писатель, журналист, драматург

Источник: https://24smi.org/celebrity/32472-ezop.html

Сообщение-доклад на тему Эзопа 3, 4, 5 класс

Биография эзопа. Краткая биография эзоп

Эзоп считается первым баснописцем. Он является первооткрывателем жанра басен, хотя его оригинальные произведения не дошли до наших дней.

Точной достоверной информации о том, жил ли Эзоп, нет. Некоторые предполагают, что поэт на самом деле существовал, другие – что его труды принадлежат нескольким людям. Считается, что дата рождения баснописца – шестой век до нашей эры. Его родина – Древняя Греция, остров Самос. Все сведения гласят, что с самого рождения и, возможно, всю жизнь, Эзоп являлся рабом.

Первым, кто рассказал о поэте, был Геродот. Его слова принято считать наиболее достоверными. По его сведениям, Эзоп находился в рабстве у Иадмона, и жил на Самосе.

Также, по словам историка, в то же время в Египте царствовал Амасис, то есть в 570-530 годы до нашей эры. В какое-то время своей жизни Эзопа отпустили на волю.

Прожив около 55 лет, поэта убили в Дельфе жрецы, из-за его неуважения к древнегреческим богам.

Гераклид же писал, что родина баснописца – Фракия, а его хозяином был Ксанф. Предполагается, что эту информацию философ взял из его басен. Также такие люди, как Платон, Аристофан, Лисипп и Алексид, брались описывать биографию Эзопа.

Существует произведение, известное как «Жизнеописание», в котором рассказывается еще одна версия истории поэта. Датируется книга вторым веком до нашей эры, ее автор неизвестен. Согласно «Жизнеописанию», Эзоп родился во Фригии, и был рабом философа. В книге впервые описывается внешность баснописца: уродливость, горбатость и невысокий рост.

Никто не сомневался в существовании Эзопа до 16 века. Тогда Мартин Лютер поставил под вопрос эти истории о поэте. Он считал Эзопа собирательным образом нескольких авторов басен. С годами это предположение находило все больше обоснований, и уже в прошлом веке большинство филологов отрицало существование баснописца.

Басни Эзопа стали первыми произведениями в этом жанре. Также баснописец стал первым в своей манере письма: характеры людей он выдавал под видами зверей. Басни являлись занимательными смешными рассказами с итоговой моралью, над которой стоит размышлять. Они высмеивали отрицательные черты людей: самолюбие, жадность, лень, коварство, ложь.

Басни Эзопа пользовались большой популярностью у народа Древней Греции. У этих историй всегда набиралось много слушателей. По некоторым сведениям, Эзопа приглашали к себе цари, чтобы тот рассказал им свои басни. Предположительно, по этим историям учили детей в школах.

Считается, что Эзоп написал от 400 до 500 басен, возможно, в виде стихов. Сами оригиналы произведений древнегреческого поэта до современности не дошли. Басни долгое время передавались из уст в уста, а затем были переписаны некоторыми авторами.

Одним из них, и, скорее всего, первым, был Деметрий Фалерский, хотя его сборники также были утрачены. Басни известного русского писателя Крылова являются переведенными и переписанными сочинениями Эзопа.

На французском языке басни известны под авторством Жана Лафонтена.

Вариант №2

В большинстве стран мира, в разных школах дети изучают много литературных произведений. Среди них есть стихи, романы, рассказы, новеллы и прочее другое. Литература делится на два вида, на классическую и популярную. В школах дети изучают классическую литературу писателей с их родной страны, а также произведения самых выдающихся иностранных мастеров пера.

Каждое литературное произведение нацелено на то, чтобы обращать внимание людей на проблемы, которые окружают нас. Внимательный читатель заметит мораль и поучение в любой книге, и сделает свои выводы.

Ведь очень часто писатели не говорят прямо и открыто, что именно они хотят донести читателям в своих произведениях. Но еще в 6 веке до нашей эры, в Древней Греции жил один человек, который, можно сказать открыл новое течение в литературе – басни. И имя его, так же известно, как и его работы.

Эзоп считается первооснователем басни. Но к величайшему сожалению, к нашему времени не сохранились его работы в оригинале, а лишь переписанные его сюжеты другими писателями. В баснях изображаются самые главные проблемы в человеческих отношениях и характере каждого.

Чаще всего людей в баснях, олицетворяют образы животных. Доподлинно неизвестно, кто именно ввел это правило, или же сам Эзоп, или его последователи.

У Эзопа была тяжелая и полна неприятностей жизнь. Он был сыном раба, и сам был рабом. Но в то же время он не унывал, и всегда радовался жизни, что очень злило окружающих его людей.

Всю его жизнь, Эзопа считали уродливым и глупым. У людей, с которыми он жил не было чувства сострадания и жалости, а лишь желание наживы.

И он высмеивал их образы жизни, их ценности в своих баснях, за что вскоре поплатился жизнью.

Его обманом обвинили в преступлении, которого тот не совершал. И забили насмерть камнями, но благодаря его произведениям, память о нем до сих пор жива и будет жить дальше, передаваясь с поколения в поколение. И мы должны помнить, какую жертву принес Эзоп, ради того, чтобы показать остальным их слабости и невежество.

https://www.youtube.com/watch?v=E6ONriVyt6A

Для 3, 4, 5 класс, по литературе

Популярные темы сообщений

  • Жизнь и творчество ТютчеваФедор Иванович Тютчев появился на свет 23 ноября 1803 года в поселке Овстуг, Орловской губернии. В семье был вторым ребенком, имел старшего брата Николая и младшую сестру Дарью.
  • Царство животныхЦарство животных богато видами животных, все они разные, все по-своему живут и питаются. У каждого семейства есть своя определённая задача, которую они выполняют. К примеру, насекомые хищники очищают мир от вредителей,
  • Ядерное оружиепоЯдерное оружие это такие боеголовки, которые имеют огромную силу разрушения. Это оружие основано ядерном синтезе, при котором высвобождается свободная энергия атома. Ядерное оружие считается самым мощным средством массового поражения.

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/ludi/ezopa-3-4-5-klass

Эзоп – биография и творчество древнегреческого баснописца

Биография эзопа. Краткая биография эзоп

На сегодняшний день есть две точки зрения относительно личности известного сочинителя. По одной из них Эзоп являлся реальным человеком, по второй — он лишь собирательный образ. Это связано с тем, что практически вся информация, известная на данный момент, носит противоречивый характер и никак не подтверждается исторически.

Единственное упоминание о нем имеется в записях Геродота. А вот Мартин Лютер Кинг, наоборот, категорически отрицал эту информацию и склонялся к тому, что сборник эзоповых басен принадлежит нескольким авторам. А образ Эзопа исключительно плод «поэтического сказания».

Несмотря на эти противоречия, можно отметить, что его творчество внесло существенный вклад в литературное наследие. Афоризмы и цитаты пользуются популярностью и в настоящее время. Но сейчас книжки выпускаются с иллюстрациями, а рассказы пишутся, как ироничные стихи, поэтому их чаще приобретают для детей.

В старые времена у людей не возникало сомнений в его существовании. Есть даже версия о том, как выглядел автор поучительных рассказов — небольшого роста с резкими чертами лица и приметным горбом.

Кроме этого, известно, что у него был удивительный дар слова, острый ум и особый талант, благодаря которому он и сочинял свои увлекательные басни. По другим данным, он был хитрым, изворотливым и сварливым.

А вот какой-либо информации о его родителях не осталось.

По некоторым версиям баснописец Эзоп родом из Малой Азии, что соответствует характеру его имени. Первым хозяином болтливого и бесполезного раба был Ксанф из Самоса. Древнегреческого философа буквально поразила разговорная речь и остроумные ответы поэта, поэтому он решил его купить. Позднее он ни разу не пожалел о своем приобретении.

Имя Ксанф известно до сих пор благодаря сочинительствам его раба, так как тот часто упоминал его в своих шутках и мудростях.

Существует даже предание, когда хозяин попросил его купить к празднику «все самое лучшее», что есть на земле.

Эзоп принес языки, приготовленные по разным рецептам, и пояснил удивленному философу, что ничего лучше языка нет, так как именно с его помощью устанавливаются законы, договора, а мудрецы выражают свои мысли.

Ксанф задумался, а на следующее утро приказал рабу принести «всего самого худшего», баснописец вновь принес языки и поведал, что не существует ничего хуже них, ведь именно ими люди лгут, ссорятся и конфликтуют. Хозяину ничего не оставалась делать, как признать правоту своего работника.

Еще одна история, описанная историками, рассказывает о том, как во время застолья пьяный хозяин Эзопа похвастался, что может выпить целое море. С утра он вспомнил свое обещание и с ужасом понял, что наговорил лишнего. Но его снова спас от позора умный раб.

Он посоветовал поставить условие, при котором соперник должен перекрыть все впадающие в него водоемы, так как философ не договаривался, что выпьет еще и их. Таким образом, Ксанф смог выкрутиться из сложной ситуации и при этом не опозориться перед людьми.

Согласно легенде, Эзоп неоднократно просил дать ему свободу, но хозяин не желал терять мудрого и хитрого раба. Но все изменил один случай, его также автор описал в одной из своих притч.

Однажды во время заседания в комнату залетел огромный орел и схватил клювом государственную печать. А после подлетел к баснописцу и отпустил ее к нему за пазуху.

Присутствующие умы попросили разъяснить случившееся.

На что раб пояснил: он отметил, что не подобает простому невольнику давать советы людям со столь высоким социальным статусом, и если те хотят и дальше слушать его, то его необходимо освободить.

Позднее поэт объяснил, что на самом деле орел является царской птицей, а это означает, что вскоре царь нападет на город с войной. Испуганные жители решили отправить Эзопа к правителю за примирением. Умный проситель настолько полюбился царственной особе, что он дал ему при дворе несколько должностей:

После этого поэт много путешествовал. Он побывал в вавилонском царстве и египетском, встречался с местными мудрецами, о чем написал много поучительных басен, коротких стихов и интересных сказок.

Творчество писателя

На самом деле Эзоп известен написанием не только притч, знаменитых цитат и басен. Имеются данные о том, что он слыл отличным стихоплетом.

Именно он считается родоначальником жанра короткого стихотворного рассказа с поучительным содержанием. В качестве персонажей могут выступать не только герои, но и животные, а также растения.

Но в их действиях обязательно должны высмеиваться людские пороки. Именно такие скрытые подтексты произведения принято считать эзоповым языком.

В список самых известных сочинений автора входят:

  • «Ворона и лисица».
  • «Крестьянин и змея».
  • «Стрекоза и муравей».
  • «Лисица и виноград».

В настоящее время сохранились книги из Древней Греции с краткими рассказами, авторство которых приписывается именно Эзопу. Современные читатели могут их узнать, по произведениям в обработке следующих писателей:

  • Жана де Лафонтена.
  • Ивана Крылова.
  • Гулака-Артемовского.

Многие школьники изучают эту литературу в 5 классе. По некоторым сведениям, древнегреческим баснописцем при написании своих рассказов было задействовано примерно 80 представителей животного мира, 30 богов, а также других мифических созданий и людей разной профессии.

Пожалуй, самым популярным и поучительным рассказом Эзопа стала басня про осла, который перевозил мешок с солью через реку, но не удержался на мосту и упал. Естественно, соль растворилась в воде, животному стало легче и он легко смог выплыть.

В следующий раз, когда он перевозил тюк с шерстью, он решил повторить ситуацию и уже намеренно спрыгнул в речку. Но шерсть разбухла и утянула его на дно. Мораль и смысл сказания заключаются в том, что непродуманная хитрость может быть губительной.

Темой его историй всегда являлись пороки людей, такие как алчность, жадность, зависть. Смысл этих сочинений в том, чтобы заставить людей посмотреть на свои недостатки со стороны.

Именно эти народные мудрости, надежды на справедливость, описанные в остроумной форме, и сделали его творчество бессмертным и великим. А жизнеописание Эзопа и портрет, написанный художником Диего Веласкесом, только убеждают поклонников его таланта в том, что удивительный и талантливый человек существовал в реальности.

Интересные факты

Эзоп по некоторым писаниям состоял в любовной связи с некой Родопис, которая проживала во Франки и по легенде была рабыней Иадмона.

Позднее ее жизнеописание легко в основу сказки о Золушке. В пересказе Страбона, во время купания у красавицы Родопис похитил сандалию пролетавший орел, который потом сбросил ее перед царем. Изумленный правитель приказал найти хозяйку потерявшейся туфельки и пообещал взять ее в жены.

Что касается даты смерти, то события можно восстановить по Гердоту и Аристофану. По легенде баснописец умер в Дельфах из-за собственного злословия. Якобы он разозлил несколько человек, которые и решили ему отомстить. Дельфийцы похитили из храма золотую чашу, а затем подбросили ее в дорожный мешок Эзопа.

После того как пропажа была обнаружена в вещах поэта, то его решили казнить. Вначале ему предложили броситься со скалы, но он категорически отказался это делать, тогда было решено забить его камнями, что и было исполнено. А уже после кто-то доказал его невиновность и потомкам убийц пришлось уплатить виру. Ее получил внук Ксанфа, который считался первым и последним хозяином Эзопа.

Особенность всех произведений заключается в наличии небольшой сцены с обязательным подтекстом: быстроногий заяц обязательно проиграет медлительной черепахе в забеге, если по пути ляжет отдохнуть.

При чтении этих рассказов каждый человек вспомнит о главных ценностях в жизни труде, морали и добродетели. Ведь не зря баснописец использовал выражение, что истинное сокровище людей — умение трудиться!

Источник: https://nauka.club/biografii/basnopisets-ezop.html

Краткая биография эзоп – Сборник Биографий

Биография эзопа. Краткая биография эзоп

Эзоп считается первым баснописцем. Он является первооткрывателем жанра басен, хотя его оригинальные произведения не дошли до наших дней.

Точной достоверной информации о том, жил ли Эзоп, нет. Некоторые предполагают, что поэт на самом деле существовал, другие – что его труды принадлежат нескольким людям. Считается, что дата рождения баснописца – шестой век до нашей эры. Его родина – Древняя Греция, остров Самос. Все сведения гласят, что с самого рождения и, возможно, всю жизнь, Эзоп являлся рабом.

Первым, кто рассказал о поэте, был Геродот. Его слова принято считать наиболее достоверными. По его сведениям, Эзоп находился в рабстве у Иадмона, и жил на Самосе.

Также, по словам историка, в то же время в Египте царствовал Амасис, то есть в 570-530 годы до нашей эры. В какое-то время своей жизни Эзопа отпустили на волю.

Прожив около 55 лет, поэта убили в Дельфе жрецы, из-за его неуважения к древнегреческим богам.

Гераклид же писал, что родина баснописца – Фракия, а его хозяином был Ксанф. Предполагается, что эту информацию философ взял из его басен. Также такие люди, как Платон, Аристофан, Лисипп и Алексид, брались описывать биографию Эзопа.

Существует произведение, известное как «Жизнеописание», в котором рассказывается еще одна версия истории поэта. Датируется книга вторым веком до нашей эры, ее автор неизвестен. Согласно «Жизнеописанию», Эзоп родился во Фригии, и был рабом философа. В книге впервые описывается внешность баснописца: уродливость, горбатость и невысокий рост.

Никто не сомневался в существовании Эзопа до 16 века. Тогда Мартин Лютер поставил под вопрос эти истории о поэте. Он считал Эзопа собирательным образом нескольких авторов басен. С годами это предположение находило все больше обоснований, и уже в прошлом веке большинство филологов отрицало существование баснописца.

Басни Эзопа стали первыми произведениями в этом жанре. Также баснописец стал первым в своей манере письма: характеры людей он выдавал под видами зверей. Басни являлись занимательными смешными рассказами с итоговой моралью, над которой стоит размышлять. Они высмеивали отрицательные черты людей: самолюбие, жадность, лень, коварство, ложь.

Басни Эзопа пользовались большой популярностью у народа Древней Греции. У этих историй всегда набиралось много слушателей. По некоторым сведениям, Эзопа приглашали к себе цари, чтобы тот рассказал им свои басни. Предположительно, по этим историям учили детей в школах.

Считается, что Эзоп написал от 400 до 500 басен, возможно, в виде стихов. Сами оригиналы произведений древнегреческого поэта до современности не дошли. Басни долгое время передавались из уст в уста, а затем были переписаны некоторыми авторами.

Одним из них, и, скорее всего, первым, был Деметрий Фалерский, хотя его сборники также были утрачены. Басни известного русского писателя Крылова являются переведенными и переписанными сочинениями Эзопа.

На французском языке басни известны под авторством Жана Лафонтена.

Популярные доклады

  • Доклад Природный газ полезные ископаемыеПонятие «природный газ» – обобщенный термин для сочетания газов, образующихся в результате разрушения всевозможных органических веществ в толще земной коры под высоким давлением.
  • Доклад Людовик XIV 7 класс сообщениеФландрию, Эльзас и бельгийские земли. А также он блестяще проводил внутреннюю политику: грамотно подбирал служащих, стоящих при нем. Они помогли ему добиться успеха во многих областях: была налажена торговля, укреплен флот,
  • Соленые продукты доклад по окружающему миру, 2 классСоль очень важна для жизни человека. Она представляет собой хлорид натрия. Хлориды нужны нашему организму, чтобы вырабатывать желудочный сок. С другой стороны, если употреблять много соли, то избыток натрия приводит к повышению артериального

Источник:

Эзоп – краткая биография

Эзоп – полумифический древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Его считают основоположником жанра басни; по его имени названа иносказательная манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, – эзопов язык.

Сегодня доподлинно неизвестно, существовал на самом деле такой автор басен или же они принадлежали разным лицам, а образ Эзопа – собирательный. Сведения о его биографии носят зачастую противоречивый и исторически не подтвержденный характер.

Впервые об Эзопе упоминает Геродот. По его версии, Эзоп служил рабом, а его господином был некто Иадмон с острова Самос, который позднее даровал ему свободу. Жил он, когда правил египетский царь Амасис, т.е. в 570-526 гг. до н. э.

Его убили дельфийцы, за что потомки Иадмона получили впоследствии выкуп.

Родиной Эзопа предание называет Фригию (Малая Азия). Согласно некоторым данным, Эзоп состоял при дворе царя Лидии Креза. Через столетия Гераклид Понтийский припишет Эзопу происхождение из Фракии, а в качестве его первого хозяина назовет некого Ксанфа.

В то же время эта информация является собственными умозаключениями автора, сделанными на основе данных Геродота. В «Осах» Аристофана можно найти сведения об обстоятельствах его смерти, т.е.

о ложном обвинении в воровстве имущества из храма в Дельфах и о якобы рассказанной Эзопом перед смертью басне «О жуке и орле». Еще через столетие высказывания персонажей в комедии будет восприниматься в качестве исторического факта. В конце IV в.

комик Алексид, чьему перу принадлежала комедия «Эзоп», говорит о его причастности к семи мудрецам, отношениях с царем Крезом. У Лисиппа, жившего в то же время, Эзоп уже возглавляет эту славную когорту.

Основная фабула биографии Эзопа возникла к концу IV в до н. э. и нашла воплощение сразу в нескольких редакциях «Жизнеописания Эзопа», написанного на народном языке.

Если ранние авторы ничего не говорили об особенностях внешности баснописца, то в «Жизнеописании» Эзоп фигурирует как горбатый уродец, но вместе с тем остроумец и большой мудрец, которому ничего не стоит обвести вокруг пальца хозяина и представителей высшего сословия. О баснях Эзопа в этой версии даже не упоминается.

Если в древнем мире никто не ставил под сомнение историчность личности баснописца, то в ХVI в. Лютер впервые открыл в данном вопросе дискуссию. Ряд исследователей в XVIII и XIX вв. говорили о легендарности и мифичности образа; в веке XX мнения разделились; некоторые авторы утверждали, что исторический прототип Эзопа вполне мог существовать.

Как бы там ни было, Эзоп считается автором более четырех сотен басен, изложенных прозой. Скорее всего, на протяжении долгого времени они передавались в устном виде. В IV-III вв. до н. э. было составлено 10 книг басен Деметрием Фалеским, однако после IX в. н. э. этот свод был утрачен.

Впоследствии басни Эзопа были переложены другими авторами на латынь (Федр, Флавий Авиан); осталось в истории имя Бабрия, который, заимствуя сюжеты у Эзопа, изложил их по-гречески в стихотворной форме.

Эзоповские басни, главными персонажами которых в подавляющем большинстве случаев являлись животные, стали богатейшим источником для заимствования сюжетов баснописцами последующих времен. В частности, они служили источниками вдохновения для Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И.А. Крылова.

Источник:

Эзоп – биография

Эзоп (Áisopos) — легендарный древнегреческий баснописец (6 в. до н. э.), считавшийся создателем (канонизатором) басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом (в обличье хромого раба), безвинно сброшенным со скалы.

Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»), обрабатывавшиеся многими баснописцами — от Федра и Бабрия до Жана де Лафонтена и русского писателя Ивана Андреевича Крылова. Под именем Эзопа сохранился сборник басен из 97 коротких произведений в прозаическом изложении.

На русский язык по данным на 2013 год они были переведены не все.

Эзоп — родоначальник названной по его имени «Эзоповой» басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI века до Рождества Христова, был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью[en] в Дельфах.

Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени.

Его смерть в Дельфах была украшена легендой, которую можно восстановить по Геродоту и Аристофану, комбинируя их с более поздними свидетельствами.

Согласно этой легенде Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в его котомку и затем забили тревогу.

После этого было приказано обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями.

Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности баснописца; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином.

Что касается до самой Эзоповой басни, то под этим именем древние разумели ту, в которой действующими лицами выступали животные и другие бессловесные существа и предметы.

Другой разновидностью была так называемая сибаритская басня, в которой выступали люди; кроме того, были еще басни ливийские, египетские, кипрские, карийские и киликийские.

Все поименованные местности лежали на окраинах (западной, южной, восточной) греческого миpa; это стоит в связи с часто замеченным фактом, что произведения народной словесности лучше сохранились и раньше обратили на себя внимание именно на окраинах, где антагонизм с иными народностями заставлял более дорожить сокровищницей национальных преданий. Согласно этому мы и во фригийце Эзопе должны видеть просто собирателя и пересказчика греческих басен; его популярность была причиной того, что всякая басня «эзопического» характера была приписываема ему. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V века) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому детей учили в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил!», говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, безо всякой художественной отделки.

Признание Эзопа Дельфами было для поэтов косвенным призывом внести в поэтическую литературу этот заброшенный вид народной словесности; на него откликнулся древнегреческий философ из Афин Сократ, под влиянием того мистического настроения, в котором он, как избранник дельфийского Аполлона, провел последние дни своей жизни. Переделки Сократа не сохранились для потомства; а мнимые отрывки из них подложны.

Свод Эзоповых басен в прозе составил в конце IV века Димитрий Фалерский.

До нас из древности дошли лишь вольные поэтические переделки Бабрия (III век по Рождеству Христову) на греческом, Федра (I век по Рождеству Христову) и Авиена (IV век по Рождеству Христову) — на латинском языке; те же сухие прозаические пересказы, которые озаглавлены в рукописях, как «Эзоповы басни», все составлены в средние века.

Картина Диего Веласкеса (1639—1640)

Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде.

Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно представлялся человеком сварливым и злобным, на подобие Гомеровского Ферсита, а потому и портрет Ферсита, подробно изображенный древнегреческим поэтом Гомером, был перенесен и на Эзопа.

Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.

В средние века была сочинена в Византии анекдотическая Эзоповская биография, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нем.

Здесь баснописец был представлен рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющий удачно мстить своим обидчикам.

Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопе — она даже и не греческого происхождения. Её источник — еврейская повесть о мудром Акирии, принадлежащая к циклу легенд, которыми была окружена у позднейших евреев личность царя Соломона.

Посредствующие звенья между этой повестью и византийской биографией Эзопа еще не обнаружены; сама повесть известна главным образом из древнеславянских переделок. Биография Эзопа получила широкую популярность и была рано переведена на многие языки: болгарский, турецкий и румынский.

Источник: https://filolen.ru/biografii/kratkaya-biografiya-ezop.html

Эзоп – краткая биография, факты, личная жизнь

Биография эзопа. Краткая биография эзоп

Эзоп – полумифический древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Его считают основоположником жанра басни; по его имени названа иносказательная манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, – эзопов язык.

Сегодня доподлинно неизвестно, существовал на самом деле такой автор басен или же они принадлежали разным лицам, а образ Эзопа – собирательный. Сведения о его биографии носят зачастую противоречивый и исторически не подтвержденный характер.

Впервые об Эзопе упоминает Геродот. По его версии, Эзоп служил рабом, а его господином был некто Иадмон с острова Самос, который позднее даровал ему свободу. Жил он, когда правил египетский царь Амасис, т.е. в 570-526 гг. до н. э.

Его убили дельфийцы, за что потомки Иадмона получили впоследствии выкуп.

Родиной Эзопа предание называет Фригию (Малая Азия). Согласно некоторым данным, Эзоп состоял при дворе царя Лидии Креза. Через столетия Гераклид Понтийский припишет Эзопу происхождение из Фракии, а в качестве его первого хозяина назовет некого Ксанфа.

В то же время эта информация является собственными умозаключениями автора, сделанными на основе данных Геродота. В «Осах» Аристофана можно найти сведения об обстоятельствах его смерти, т.е.

о ложном обвинении в воровстве имущества из храма в Дельфах и о якобы рассказанной Эзопом перед смертью басне «О жуке и орле». Еще через столетие высказывания персонажей в комедии будет восприниматься в качестве исторического факта. В конце IV в.

комик Алексид, чьему перу принадлежала комедия «Эзоп», говорит о его причастности к семи мудрецам, отношениях с царем Крезом. У Лисиппа, жившего в то же время, Эзоп уже возглавляет эту славную когорту.

Основная фабула биографии Эзопа возникла к концу IV в до н. э. и нашла воплощение сразу в нескольких редакциях «Жизнеописания Эзопа», написанного на народном языке.

Если ранние авторы ничего не говорили об особенностях внешности баснописца, то в «Жизнеописании» Эзоп фигурирует как горбатый уродец, но вместе с тем остроумец и большой мудрец, которому ничего не стоит обвести вокруг пальца хозяина и представителей высшего сословия. О баснях Эзопа в этой версии даже не упоминается.

Если в древнем мире никто не ставил под сомнение историчность личности баснописца, то в ХVI в. Лютер впервые открыл в данном вопросе дискуссию. Ряд исследователей в XVIII и XIX вв. говорили о легендарности и мифичности образа; в веке XX мнения разделились; некоторые авторы утверждали, что исторический прототип Эзопа вполне мог существовать.

Как бы там ни было, Эзоп считается автором более четырех сотен басен, изложенных прозой. Скорее всего, на протяжении долгого времени они передавались в устном виде. В IV-III вв. до н. э. было составлено 10 книг басен Деметрием Фалеским, однако после IX в. н. э. этот свод был утрачен.

Впоследствии басни Эзопа были переложены другими авторами на латынь (Федр, Флавий Авиан); осталось в истории имя Бабрия, который, заимствуя сюжеты у Эзопа, изложил их по-гречески в стихотворной форме.

Эзоповские басни, главными персонажами которых в подавляющем большинстве случаев являлись животные, стали богатейшим источником для заимствования сюжетов баснописцами последующих времен. В частности, они служили источниками вдохновения для Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И. А. Крылова.

Биография в античной традиции

Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Впервые его упоминает Геродот, который сообщает (II, 134), что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 до н. э.,) и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона.

Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, а первого его хозяина звали Ксанф.

Но эти данные извлечены из более раннего рассказа Геродота путём ненадёжных умозаключений (например, Фракия как родина Эзопа навеяна тем, что Геродот упоминает об Эзопе в связи с фракиянкой гетерой Родопис, бывшей также в рабстве у Иадмона).

Аристофан («Осы») уже сообщает подробности о смерти Эзопа — бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Спустя век это утверждение героев Аристофана повторяется уже как исторический факт. Комик Платон (конец V в.

) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV в.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крёзе.

Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов. Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов, — все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV в. до н. э.

Важнейшим памятником этой традиции стал анонимный позднеантичный роман (на греческом языке), известный как «Жизнеописание Эзопа». Роман сохранился в нескольких редакциях: древнейшие его фрагменты на папирусе датируются II в. н. э.; в Европе с XI в. получила хождение византийская редакция «Жизнеописания».

В «Жизнеописании» важную роль играет уродство Эзопа (не упоминавшееся у ранних авторов), родиной его вместо Фракии становится Фригия (стереотипное место, ассоциирующееся с рабами), Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина — глупого философа.

В этом сюжете, как ни удивительно, почти никакой роли не играют собственно басни Эзопа; анекдоты и шутки, рассказываемые Эзопом в «Жизнеописании», не входят в дошедший до нас от античности свод «эзоповых басен» и жанрово довольно далеки от него.

Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достаётся новоевропейской традиции.

Древность не сомневалась в историчности Эзопа. Лютер в XVI веке впервые поставил его под сомнение. Филология XVIII века обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX века довела его до предела: Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи.

В XX веке отдельные авторы допускали возможность существования исторического прототипа Эзопа.

Наследие

Aesopus moralisatus, 1485

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении.Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.

) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки.

В действительности, в так называемый «Эзопов сборник» вошли басни самых различных эпох.

В III веке до н. э. его басни были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (ок. 350 — ок. 283 до н. э.). Это собрание было утрачено после IX в. н. э.

В I веке вольноотпущенник императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом (многие басни Федра оригинального происхождения), а Авиан, около IV в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом; в Средневековье басни Авиана, несмотря на их не очень высокий художественный уровень, пользовались большой популярностью.

Латинские версии многих басен Эзопова сборника, с добавлением более поздних сказок, а затем и средневековых фаблио, составили так называемый сборник «Ромул». Около 100 н. э. живший, по-видимому, в Сирии Бабрий, римлянин по происхождению, изложил эзоповы басни греческими стихами размером холиямб.

Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260—1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев.

Эзо́п 150 до н. э. (Villa Albani коллекция), Рим

Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде.

Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображённый Гомером, был перенесён и на Эзопа.

Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.

Мартин Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа — плод «поэтического сказания».

Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и И.А. Крыловым.

В СССР наиболее полный сборник басен Эзопа в переводе М. Л. Гаспарова был издан издательством «Наука» в 1968 году.

В западном литературоведении басни Эзопа (т. наз. «эзопика») принято идентифицировать по справочнику Эдвина Перри (см. Perry Index), где 584 сочинения систематизированы, главным образом, по языковому, хронологическому и палеографическому критериям.

Некоторые басни

  • Белая Галка
  • Бык и Лев
  • Верблюд
  • Волк и Журавль
  • Волк и Пастухи
  • Вороны и другие птицы
  • Вороны и Птицы
  • Ворон и лисица
  • Галка и Голубь
  • Голубь и Вороны
  • Грач и Лиса
  • Два друга и Медведь
  • Два рака
  • Две лягушки
  • Дикая Коза и виноградная ветка
  • Дикая Собака
  • Заяц и Лягушки
  • Зевс и Верблюд
  • Зевс и стыд
  • Змея и Крестьянин
  • Кабан и Лиса
  • Коза и Пастух
  • Крестьянин и его сыновья
  • Курица и Ласточка
  • Курица и Яйцо
  • Куропатка и Курицы
  • Ласточка и другие птицы
  • Лев и Ишак
  • Лев и Коза
  • Лев и Комар
  • Лев и Медведь
  • Лев и мышка
  • Лев с другими животными на охоте
  • Лев, Волк и Лиса
  • Лев, Лиса и Ишак
  • Летучая мышь
  • Лиса и Аист
  • Лиса и Баран
  • Лиса и Голубь
  • Лиса и Дровосек
  • Лиса и Осёл
  • Лиса и виноград
  • Лошадь и Ишак
  • Львица и Лисица
  • Лягушка, Крыса и Журавль
  • Лягушки и Змея
  • Мухи
  • Мышь и Лягушка
  • Мышь из города и Мышь из деревни
  • Обе курицы
  • Обе лягушки
  • Олень
  • Олень и Лев
  • Орёл и Галка
  • Орёл и Лиса
  • Орёл и Черепаха
  • Осёл и Коза
  • Осёл и Лиса
  • Осёл и Лошадь
  • Осёл, Грач и Пастух
  • Отец и Сыновья
  • Павлин и Галка
  • Пастух и Волк
  • Пастух-шутник
  • Петух и Диамант
  • Петух и Прислуга
  • Собака и Баран
  • Собака и Волк
  • Собака и кусок мяса
  • Старый Лев и Лиса
  • Три быка и Лев
  • Тростник и Оливковое дерево
  • Хвастливый пятиборец
  • Человек и Куропатка
  • Черепаха и Заяц
  • Юпитер и Змея
  • Юпитер и Пчёлы
  • Ягнёнок и Волк

Переводы

  • В серии: «Collection Budé»: Esope. Fables. Texte établi et traduit par E. Chambry. 5e tirage 2002. LIV, 324 p.

Русские переводы:

  • Езоповы басни с нравоучением и примечаниями Рожера Летранжа, вновь изданные, а на российской язык переведены в С.-Петербурге, канцелярии Академии наук секретарем Сергеем Волчковым. СПб., 1747. 515 стр. (переиздания)
  • Езоповы басни с баснями латинского стихотворца Филельфа, с новейшего французского перевода, полным описанием жизни Езоповой… снабденного г. Беллегардом, ныне вновь на российской язык переведенные Д. Т. М., 1792. 558 стр.
  • Полное собрание басен Езопа… М., 1871. 132 стр.
  • Басни Эзопа. / Пер. М. Л. Гаспарова. (Серия «Литературные памятники»). М.: Наука, 1968. 320 стр. 30 000 экз.
    • репринт в той же серии: М., 1993.
    • переизд.: Античная басня. М.: Худож. лит. 1991. С. 23-268.
    • переизд.: Эзоп. Заповеди. Басни. Жизнеописание / пер. Гаспарова М. Л. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 288 с. — ISBN 5-222-03491-7

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/ehzop

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.