+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Алгоритм возбуждения дела об административном правонарушении. Теория всего

Содержание

Возбуждение дела об административном правонарушении

Алгоритм возбуждения дела об административном правонарушении. Теория всего

Процесс привлечения к ответственности неотделим от такой стадии, как возбуждение дела об административном правонарушении.Именно она является началом процедуры производства по административному делу. А значит, уже на этой стадии и потенциальный правонарушитель, и потерпевший должны знать и понимать свои права.

Административная ответственность в большинстве случаев влечет назначение административного наказания. Но до вынесения какого-либо решения (постановления) органы власти должны обеспечить законность каждой стадии дела об административном правонарушении.

С чего начинается привлечение к административной ответственности

Фактически поводов для начала производства по делу об административном правонарушении достаточно много.

Самый очевидный – непосредственное выявление правонарушения. Например, человек курит в неположенном месте и этот факт обнаружили полицейские. В этом случае те лица, которые уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении (а иметь такие полномочия – необходимость) и обнаружили противоправный факт.

Поводом станет и выявление неуполномоченными на составление протокола лицами факта совершение правонарушения. Правда, для возбуждения дела потребуется обратиться к уполномоченному лицу. А последний должен еще доказать событие (факт) правонарушения.

Начать производство по делу уполномоченный сотрудник может и по заявлению третьих лиц. Причем как информации от государственных и муниципальных органов власти.

Так и от граждан, организаций, общественных объединений и публикаций в СМИ. Часто жалоба в государственный орган инициирует процедуру привлечения к административной ответственности.

Конечно, она должна быть обоснованной и подкреплена материалами и подробными сведениями.

Ну и безусловно, возбуждение дела об административном правонарушении в сфере ПДД и в сфере благоустройства территории может начаться с поступления сведений с видеокамер. Конечно, это специальные камеры. Но и процесс рассмотрения дела тоже имеет свои особенности.

Как проходит возбуждение дела об административном правонарушении

Не всегда возбуждение дела начинается с составления протокола. Хотя это, безусловно, самый распространенный вариант. Помимо протокола, уполномоченный сотрудник может начать дело путем составления:

  • протокола осмотра места совершения нарушения
  • применения мер обеспечения (задержание, досмотр и т.п.)
  • постановления о возбуждении дела (составляет прокурор)
  • определения о возбуждении дела (при необходимости административного расследования)

Иногда на месте сразу выносится постановление по делу об административном правонарушении. Это случаи выявления правонарушения, которое влечет предупреждение или штраф. И если нарушитель не оспаривает факт совершения такого правонарушения. Например, при превышении скорости сотрудник ГИБДД при согласии с нарушением вынесет сразу постановление. 

Каждый протокол имеет свои особенности составления. Их закрепляет глава 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Итак, любое привлечение к ответственности начинается с момента возбуждения дела. И вправе это делать только уполномоченный сотрудник. 

Наибольшим объемом полномочий обладают сотрудники полиции. Перечень правонарушений, которые они могут выявлять и рассматривать обширен. Статья 28.3 КоАП приводит полный перечень со ссылкой на статьи. Это и мелкое хищение, и нарушения на транспорте и т.п.

Помимо сотрудников полиции дело об административном правонарушении могут начать сотрудники налоговой инспекции, федерального казначейства, трудовой инспекции, таможенных и пограничных органов, социальной защиты, Роспотребнадзора и т.д.

Во-первых, не стоит нервничать. Если человек согласен с правонарушением и не готов обжаловать привлечение к административной ответственности, достаточно подписать все документы и исполнить наказание.

Если же нет, то с момента возбуждения дела об административном правонарушении человек может привлечь защитника, заявлять ходатайства и предоставлять доказательства. Он вправе заявить о наличии обстоятельств, при которых дело прекращается.

А также оспаривать порядок привлечения к административной ответственности.

Существенное нарушение такого порядка (когда не разъясняют права, отсутствуют понятые, не уведомили о месте и времени составления протоколов), станет для суда (или вышестоящего органа) основанием отменить наказание.

Обратите внимание: перечень должностных лиц, которые могут начать производство по делу и рассмотрение самого дела утверждают сами органы власти (ст. 28.3 КоАП). Убедитесь, что возбуждение дела начато неуполномоченным лицом, и шанс “выйти сухим из воды” существенно увеличится.

Источник: https://iskiplus.ru/vozbuzhdenie-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii/

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении схема. Теория всего

Алгоритм возбуждения дела об административном правонарушении. Теория всего

Возбуждение по делу об административном правонарушении является начальной стадией административного производства. Должностные лица уполномоченные возбуждать административное производство должны иметь на это повод и основания.

В этой статье:

Понятие и сущность возбуждения административного производства

Административное производство заводится на гражданина или иное лицо в случаях, прямо предусмотренных законом. Стадия возбуждения административного дела является началом для привлечения виновного к ответственности и вынесения ему административного наказания.

Основанием всегда служит совершение административного проступка. Возбуждать административное производство имеют право должностные лица правоохранительных органов, список которых достаточно объемный.

При этом каждое должностное лицо может только возбуждать те дела, которые относятся к их компетенции. Например, на практике встречаются злоупотребления со стороны полиции, когда они привлекают виновных за нарушение регистрационного режима, дела по которым могут возбуждать только сотрудники ФМС.

Повод к возбуждению административного производства

Начать производство по делу можно только в случаях допускаемых законом.

Поэтому поводами могут послужить следующие события:

  • Выявление правонарушения должностными лицами на месте его совершения
  • В результате полученных запросов, материалов или данных о правонарушении из других административных органов
  • По представленному заявлению граждан или организации, свидетельствующих или располагающих информацией о фактах административного проступка
  • При помощи фиксации технических средств и устройств, например, уличной или дорожной видеосъемки, свидетельствующей о правонарушении на транспорте или в общественном месте
  • Также поводом может послужить решение административного органа в ходе проверки, например, антимонопольной комиссии по фактам нарушения антимонопольного закона

По каждому факту обнаружения или поступления информации должностные лица, уполномоченные на рассмотрения данного рода дел, обязаны отреагировать и если есть основания, возбудить дело производством.

Начало действия стадии возбуждения административного производства

В административном производстве важен момент, характеризующий его начало.

К таким моментам закон относит:

  • Действия должностного лица, составившего протокол по административному проступку
  • Применение обеспечительных мер производства по делу, сопряженное с составлением протокола о принятых мерах в отношении правонарушителя
  • Принятие решения прокурором о возбуждении административного производства, путем вынесения постановления
  • Составление должностным лицом определения о возбуждении дела, влекущее проведения административного расследования по факту правонарушения
  • Действия сотрудника правоохранительных органов, выраженное в составлении постановления по делу, свидетельствующее о совершенном правонарушении и наложении соответствующего вида административного наказания

Случаи отказа в возбуждении административного производства

Административное производство может не получить своего продолжения на стадии выявления правонарушения или поступивших сведений и материалов, если в ходе расследования обнаружены обстоятельства исключающие производство по делу.

В подобных случаях должностное лицо обязано вынести новое определение, свидетельствующее об отказе в возбуждении дела. К случаям об отказе в возбуждении дела могут послужить такие обстоятельства, как: отсутствие события проступка, например, поступила жалоба со стороны граждан и в ходе проверки факт правонарушения не подтвердился.

Также если гражданин совершает действия, не содержащие признаков состава проступка. Действия не считаются правонарушением, например, в результате крайней необходимости, совершения малозначительного проступка. Отказ в возбуждении дела последует и в случае, когда истечет срок давности для привлечения виновного к ответственности.

Проступков обязательной правообеспечивающей мерой является открытие производства по делу о правонарушении. Данный сегмент правоохранительной деятельности в большей степени относится к компетенции представителей силовых структур.

В процессе осуществления служебных обязанностей должностное лицо устанавливает личность нарушителя, составляет протокол и обеспечивает дальнейшее рассмотрение дела в соответствии с законодательной базой РФ. Кроме того, на сотрудника правоохранительных органов возлагается обязанность проследить за ходом исполнения вынесенного решения.

Но прежде чем привлечь нарушителя к административной ответственности, важно доказать его вину. При несоблюдении данного принципа считать лицо виновным нельзя.

Что такое административный проступок: определение

С момента производства по административному делу до его окончательного завершения не обойтись без выполнения цепочки необходимых Само производство административных дел является ярким примером правоотношений, осуществляемых в рамках их публичного рассмотрения и принятия по ним конкретных решений, вплоть до применения методов денежного взыскания или ареста.

В первую очередь следует детально разобраться в базисных терминах административно-процессуального права. Во избежание двусмысленной трактовки уточнения требуют фундаментальные понятия.

Административное правонарушение определено как любое противозаконное действие или бездействие, за совершение которого для виновного лица законодательством предусмотрена административно-правовая ответственность.

Нарушителем в контексте административного законодательства может быть как физическое, так и юридическое лицо, государственный орган, общественное объединение и т. д.

Понятие административного правонарушения, вмещающее в себе ключевые «действие» и «бездействие», можно обозначить единым термином – «деяние». Вне зависимости от формы поведения нарушителя, активной (действие) или пассивной (бездействие), совершенный виновным лицом проступок влечет за собой назначение мер юридической ответственности.

Признаки правонарушений административной сферы

Отличить противоправное деяние административного характера от проступка, за совершение которого не предусмотрена юридическая ответственность, помогут основные признаки административного правонарушения. К таковым относят:

  • Антиобщественность – действие или бездействие виновного лица причиняет вред интересам общества, отдельных граждан или государства.
  • Противоправность – при совершении административного деликта автоматически нарушаются нормы тех или иных юридических отраслей, охраняемых мерами административно-правовой ответственности.
  • Виновность – на законодательном уровне проступок рассматривается при наличии вины лица (имеет место умысел или неосторожность), совершившего административное правонарушение.
  • Наказуемость – неотъемлемый признак правового деликта, признать который административным проступком можно только при наличии предусмотренной меры ответственности за его совершение.

Для определения степени вины нарушителя и назначения ему соответствующей меры ответственности производство административного дела должно пройти ряд обязательных, сменяющихся друг другом процедур.

Первым этапом на пути к правосудию и установлению неправомерных действий считается возбуждение дела.

Данная стадия урегулирована разделом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), ее началом считается момент выявления деликта, а завершением – передача документов по делу уполномоченному для прохождения дальнейших процессуальных шагов должностному лицу.

В каких случаях открывают административное производство по делу о правонарушении?

На этапе возбуждения дела, относящегося к административной правовой отрасли, огромное значение придается его причинам. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются процедуры, совершение которых осуществляется с целью установить картину событий, создать доказательную базу, зафиксировать проступок и определить его квалификацию.

Перечень поводов, позволяющих возбуждать дело административной юрисдикции, весьма внушителен. В соответствии с Кодексом об административных правонарушений РФ, следующие правовые действия служат основанием для открытия административного производства:

  • обнаружение должностным лицом, владеющим достаточной компетенцией для оформления протокола о нарушении, данных и обстоятельств, подтверждающих совершение проступка;
  • поступление из любых органов (в т. ч. государственных, местных структур, общественных объединений) материалов и данных, указывающих на осуществление административного проступка, а также заявлений от организаций и граждан, освещение публичных сообщений из СМИ;
  • видео- или фотозапись, полученная во время дорожного движения при фиксации административного правонарушения, а также письменное подтверждение собственника о владении и пользовании ТС иным лицом на момент административного проступка.

Основания для начала производства по административному делу

Поводом для назначения лицу нередко становится заявление собственника, арбитражного управляющего предприятием, главы комитета кредиторов о наличии обстоятельств, предусмотренных отдельными статьями Кодекса (например, ст. 14.12, 14.13, 14.23).

Веской причиной для открытия производства может также считаться приобретение юридической значимости решения комиссии антимонопольной структуры, содействующей в установлении факта административного правонарушения, упоминаемого в статьях 14.31-14.

33 Кодекса РФ.

На этапе возбуждения административного производства принципиальное значение принадлежит действиям правоохранительных органов, направленным на выяснение времени и места случившегося, детализации картины правонарушения, установления личности лица его совершившего.

Для процессуальной стадии открытия дела характерными является осуществление мер, уточняющих степень виновности нарушителя и сопутствующие проступку обстоятельства.

При этом определение мотивов и условий правонарушения имеет значение для привлечения виновного лица к юридической ответственности.

На законодательном уровне достаточно подробно описан момент, с которого производство административного правонарушения может считаться открытым.

Возбуждение дела происходит с момента по делу об административном правонарушении, которым чаще всего становится протокол осмотра места происшествия, протокол об использовании мер обеспечения административного производства и др. Открытым производство считается также с даты оформления определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Данная процедура считается обязательной при необходимости проведения дополнительного расследования с целью точного выяснения обстоятельств случившегося или осуществления экспертизы, прочих процессуальных мер.

Разновидности правонарушений административной юрисдикции

Источник: https://domjilserv.ru/rabota-i-biznes-za-granicejj/poryadok-vozbuzhdeniya-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii-shema-teoriya.html

Шпаргалка по административному праву | Страница 34 | Онлайн-библиотека

Алгоритм возбуждения дела об административном правонарушении. Теория всего

При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера.

В случае неявки без уважительных причин свидетеля, лица, в отношении которого ведется административное производство и т. д.

, осуществляется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица.

86. ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Возбуждение дела об административном правонарушении является первой стадией административного производства и представляет собой совокупность действий, направленных на установление факта административного правонарушения и определения подведомственности дела.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии следующих условий:

– если для этого имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных данной статьей;

– достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В каждом случае вопрос о достаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении разрешается уполномоченным лицом по своему внутреннему убеждению, но для получения дополнительных сведений и материалов может потребоваться административное расследование.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

– непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

– поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

– сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ).

Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

– составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

– составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

– вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

– оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

87. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области налогов и сборов, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

88. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

– относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

– имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

– правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

34

Источник: http://litrus.net/book/read/169256?p=34

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.